Конспект оод "Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие в мир природы».
(1слайд)
Цель: развивать познавательную активность и систематизировать знания
о среде обитания животных, рыб, птиц и насекомых.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.
- Закрепить знания о живой и неживой природе.
- Углубить и совершенствовать знания детей о деревьях наших лесов.
- Обобщить знания о растениях, птицах, животных, насекомых.
- Формировать у детей чувство гордости, что люди нашей родной земли берегут и охраняют заповедные уголки природы.
Оборудование: поезд из стульчиков, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением насекомых, птиц, картинка с изображением дома, леса, игрушки диких и домашних животных, два обруча, мяч, глобус.
(2 слайд)
Ход занятия.
Воспитатель: (Дети стоят кругом, взявшись за руки)
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...
- Ребята, на какой планете мы с вами живём? (На планете Земля).
- Посмотрите на макет нашей планеты. Как он называется? (Глобус).
- Что мы видим? (Леса, моря, реки, горы, океаны).
- Планета Земля наш общий дом, где все вместе существуют и Животные, и растения, объекты неживой природы. И я хочу пригласить вас в путешествие в мир природы. А поможет нам в этом волшебный паровозик, который будет нас перемещать от станции к станции. На каждой остановке нас ждут задания и вопросы. Справимся?
Для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда.
(Детям предлагаются заранее разложенные карточки с геометрическими фигурами и головным убором машиниста. Дети разбирают карточки, и определяем, кто будет машинистом и пассажирами. У детей в руках билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках.)
Воспитатель: Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь.
(3 слайд, фонограмма)
Вагончики зелёные
Бегут, бегут, бегут,
А круглые колёсики
Все стук, да стук, да стук.
(Фонограмма отключается)
- А вот и первая остановка. Она называется «Лесная»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
-Ребята, а кто главные жители этой страны?
(Ответы детей)
-Правильно, деревья.
- А какую пользу деревья приносят лесу? (ответы детей)
- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!
(4 слайд)
- Наши леса богаты разными деревьями. Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки (читаю первую загадку)
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Береза) (после загадки – щелчок)
- Правильно! Берёза! ( показ картинки с изображением берёзы)
- Ребята, а как выглядит берёза? (ответы детей)
- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.
- Какую пользу берёза приносит человеку? ( ответы детей)
- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями. Почки и листья берёзы применяют в медицине . Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.
(5 слайд)
- Давайте послушаем с вами вторую загадку:
Стоит над кручей
Богатырь могучий:
Плечи пораздвинул,
Руки пораскинул. (Дуб) (щелчок)
- Правильно! Дуб! (показ картинки с изображением дуба)
- Скажите дети, а какой ствол у дуба? ( ответы детей)
- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.
- А как называются плоды дуба? ( ответы детей)
- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?
- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.
- А какую пользу дуб приносит для человека? ( ответы детей)
- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве.
(6 слайд)
Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. ( Ель) (Щелчок)
- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? ( ответы детей).
- Правильно! Ёлку!
- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? ( ответы детей).
- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
- Что же, отправимся дальше. Занимайте свои места в вагонах. (Дети садятся на стульчики).
(Фонограмма песни на этом же слайде)
(7 слайд)
- Мы приехали на станцию загадок, чтобы нам продолжать путешествие дальше, нужно отгадать загадки.
Над цветами, кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несёт
Из него готовит мёд?
(Пчела). (Щелчок)
(8 слайд)
Над рекою он в полёте,
Этот чудо – самолётик,
Над водой парит он гладкой
На цветке его посадка.
(Стрекоза). (Щелчок)
Над цветком цветок тот машет,
Веерками крыльев машет,
Так прекрасен, так хорош,
Но на клумбе не найдёшь.
(Бабочка). (Щелчок)
(9 слайд)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
Летит, жужжит.
(Жук). (щелчок)
Не зверь, не птица,
А нос как спица.
(Комар). (щелчок)
(10 слайд)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка –
Зелененькая спинка.
(Кузнечик). (щелчок)
- О ком были загадки? ( О насекомых).
- Давайте теперь покажем насекомых. Как летает бабочка? Она легкая, воздушная.
- А вот летит комар, летит и пищит.
- Очень ловко прыгает кузнечик. Как он это делает?
- Отправимся дальше, занимайте свои места.
(11 слайд, Фонограмма песни)
(стоп песни, щелчок)
Следующая остановка «Дикие животные».
- Что вы знаете о диких животных?
Ребята, смотрите, какое-то письмо. Посмотрим? Ребята, лесовичек нам прислал загадки. Хочет узнать , как хорошо мы знаем животных.
(Щелчок)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса) (Щелчок)
(12 слайд)
Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц) (щелчок)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк) (Щелчок)
(13 слайд)
Сердитый недотрога, живёт в глуши степной.
Иголок много, а нитки ни одной. (Ёжик) (щелчок)
Воспитатель: Как вы думаете, что объединяет этих животных?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: А где же они живут?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют дикими животными?
Дети: Потому что они сами заботятся о себе, добывают пищу.
Воспитатель: Да, ребята, в лесу живут дикие животные, они приспособились к условиям леса, к нашему климату.
(14 слайд)
1.(Лисы роют себе норы, защищающие их от непогоды и врагов.
(15 слайд)
2. Волки завладевают жилищами других животных.
(16 слайд)
3.Лишь заяц живёт на свежем воздухе, в траве.
(17 слайд)
4.А ёжик всю зиму спит в тёплом гнёздышке-норке, устланном травой и листьями. С приходом весны ёжик просыпается. А знаете, что ежи любят кушать?
Дети: Яблоки, грибы.
Воспитатель: Ёж ест всё, что попадётся: ягоды, груши, корешки, червяков. С наступлением темноты ёж выползает из норы и ищет себе пищу. У него чуткий нос и уши. Он различает многие цвета. А остальные звери видят только чёрный и белый цвета.
(18 слайд)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру, «Что не так? ». Найдите ошибку, скажите правильно.
У волка – лисята. Они живут в логове.
У лисы- волчата. Они живут в норе.
У ежа – зайчата. Они живут в норке.
У зайца – ежата. Они живут в логове.
Дети исправляют, и говорят правильно: У волка – волчата, они живут в логове; и т. д.)
(19 слайд)
Воспитатель: Молодцы. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка (с элементами пальчиковой гимнастики).
Стоит в поле теремок, теремок, - Поднимают руки над головой.
Он не низок не высок. - Приседают и подымаются на носочки.
На двери висит замок. - Пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - Делают движения запястьями вперёд-назад
Слева – зайка, справа – мишка - Поворачивают голову
Отодвиньте-ка задвижку! - Пробуют потянуть замок в стороны.
Слева – ёжик, справа – волк – - Делают повороты головой
Нажимайте на замок! - Сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ёжик, волк открывают теремок. - Разводят руки в стороны
Воспитатель: Вот и хорошо немного отдохнули.
Садимся в вагон и отправляемся дальше(Звучит фонограмма на этом же слайде)
(20 слайд)
Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же теперь привез нас машинист.
(Звучит фонограмма звука «плеск воды»)
(слайд с изображением реки.) (Щелчок)
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Река.
Воспитатель: Кто живет в воде?
Дети: Рыбы.
(21 слайд, 22 слайд)
Воспитатель: Смешались речные и морские рыбы. Нужно речных рыб поселить в реку, а морских – в море.
Воспитатель: Щука – речная или морская рыба? (Появляется изображение щуки. (Поочерёдно появляется изображение рыб: карась, сом, окунь, дельфин, акула, кит.)
(Воспитатель: Что нужно обитателям воды для жизни?
Дети: Вода, кислород.
Воспитатель: Как же они живу в воде, как они дышат?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, у всех рыб есть жабры, с помощью которых они дышат. Так они приспособились к условиям жизни в водоёмах.
(Воспитатель: Садимся в поезд и отправляемся дальше.
(Звучит фонограмма песни на этом же слайде)
(23 слайд, фонограмма)
Воспитатель: Давайте посмотрим, а, это что за остановка?
Воспитатель: Что здесь изображено? (Щелчок)
Дети: Небо.
Воспитатель: Кто обитает в небе?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных?
Дети: Птицы летают в небе, а животные ходят по земле. У них есть крылья, перья, клюв, две лапки.
Воспитатель: Как птиц можно назвать по-другому?
Дети: Пернатые.
Воспитатель: Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края?
Дети: Перелетные.
Воспитатель: Назовите перелётных птиц.
(24слайд)
(Появляются слайды с изображением птиц: скворец, кукушка, ласточка, грач.)
Дети называют птиц.
Воспитатель: Почему птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому что они не могут добывать пищу зимой.
Воспитатель: Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц.
(25 слайд)
(Появляются слайды с изображением птиц: сорока, воробей, синица, голубь.)
Воспитатель: Чем питаются птицы?
Дети: Семенами деревьев.
(26 слайд)
Воспитатель: Да, ребята, среда обитания птиц – это небо. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать - зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.
Садимся в поезд и поедем на последнюю остановку нашего путешествия. (Фонограмма)
(27 слайд)
- Последняя остановка «Береги природу». (Фонограмма)
- В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детёнышей, выпускали рыбу с игрой, рубили только старые и больные деревья. К сожалению не все люди в наше время соблюдают эти добрые традиции. Вырубают леса, уничтожают животный мир. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
- Как это происходит? (Люди создают заповедники, существует Красная книга).
- Скажите, что такое заповедник?
- Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповедниках охраняется все: трава, птицы, грибы, рыбы, все животное.
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? – Правильно, охранять природу нужно в любом месте. (выключить музыку)
(28 слайд)
- Давайте вспомним правила охраны природы.
1. Не рвать цветы.
2. Не кричать, не включать громко музыку.
3. Не разорять птичьи гнёзда.
4. Не мусорить.
5. Не разорять муравейники.
6. Не разводить костры.
7.Не обижать животных.
8. Не ломать деревья.
9. Не разрушать грибницы.
(29 слайд)
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,
Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать,
Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломать — Никогда не забывать. Мусор с травки убирать!
Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять!
Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают,
Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги — Ведь они нам не враги.
(30 слайд)
- А теперь возьмёмся за руки, сделаем большой круг. Постараемся обнять
нашу планету и навсегда запомнить, что мы должны ее беречь,
любить все живое на земле.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
(31 слайд)
- Вот и закончилось наше путешествие в мир природы. Пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
Конспект занятия...
Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»
Родительское собрание на тему: «Мы природе не враги...
Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»
Форма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагог.Цели:— повысить уровень экологической компетенции родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе;— формировать ...
Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Конспект НОД ПИД в природе в подготовительной группе "ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ"
Педагогическая исследовательская деятельность ...
Конспект НОД "Что такое природа? Живая и неживая природа."
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы)....
Конспект родительского собрания "Мы природе не враги, ты природу береги"
Конспект родительского собрания "Мы природе не враги, ты природу береги"...