Будь природе другом!
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

Актуальность проблемы

 

Мероприятия, направленные на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру, проводятся под лозунгом: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное  отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, главной задачей является экологическое образование.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_ekologii_bud_prirode_drugom.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Будь природе другом!»

Актуальность проблемы

Мероприятия, направленные на то, чтобы дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру, проводятся под лозунгом: «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное  отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, главной задачей является экологическое образование.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Приоритетное направление в работе детского сада: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.

Участники проекта:

– дети средней группы МБДОУ «Детский сад «Аленушка»;

– родители;

– воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад «Аленушка» Коробкова Татьяна Дмитриевна.

Вид проекта: долгосрочный.

Цель проекта:

Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.

Задачи проекта:

1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.

2. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

4. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

5. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

6. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.

Продукты проекта:

Макеты, фотографии, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки, карты экологических тропинок, скворечники, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, новые деревца на участке детского сада.

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

2-й – собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Предполагаемые результаты:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края - Мордовии.

2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.

4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

5. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

6. Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

7. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.

8. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

9. Ребята узнают много интересного из жизни растений  деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

10. Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

11. У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы и домашними животными.

12. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

  • Все живые организмы имеют равное право на жизнь.
  • В природе все взаимосвязано.
  • В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

13. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

14. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

15. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Ресурсы проекта:

  1. Представлены материалы флоры и фауны Республики Мордовия: иллюстрации, коллекции, гербарии.
  2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
  3. Уголок природы в группе.
  4. Общий цветник для организации труда в природе. Зеленая зона на участке детского сада.
  5. Высокий профессиональный уровень педагогов по организации детской исследовательской деятельности объектов природы и проведения презентации результатов исследований. Связь со школой по взаимопрезентациям исследовательских проектов первоклассников и дошкольников. Возможность участия в региональном конкурсе детей - исследователей.

План действий по реализации проекта

1 этап. Подготовительный

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

2 этап. Собственно исследовательский

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

1.Организация в группах познавательно - экологической среды.

2.Создание экологической развивающей среды в ДОУ.

3. Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: растений, животных, птиц, насекомых, объектов неживой природы.

4. Детские исследовательские работы по различным экологическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

5. Разработка экологической тропинки и объектов наблюдения. Наблюдение и помощь объектам экологической тропинки. Оформить карту экологической тропинки в групповых уголках природы.

6. Посадка цветника, уход за цветами.

7. Изучение флоры родного края в НОД по экологии, наблюдения на прогулках, экскурсиях.

8.Экологическая беседа в средней группе "К природе с добротой"

Д/В №4 - 2010 г. стр.38.

9. Экологическая экскурсия "На природу, в поле пойдем" стр.74 "Ст. воспит." №3 - 2010 г.

10. Конкурс детских работ из природного и бросового материалов "Волшебный сундучок Осени"

11. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме нашего поселка.

12. Фотовыставка "Природа просит помощи" с описанием содержания фотографий. Привлечь родителей к участию в фотовыставке.

3 этап. Обобщающий

Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Будь природе другом". Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

Сентябрь

  • Составление описательных рассказов об овощах и фруктах;
  • Рассматривание цветов на клумбе;
  • Наблюдения за пауками и насекомыми;
  • Опыты: «Солнце высушивает предметы», «Почему песок хорошо сыплется?»;
  • Труд в природе – уход за букетами срезанных цветов;
  • Пословица «Осень идет и дождь за собой ведет», примета «Паутина стелется по растениям – к теплу»;
  • Беседа «Как поливать растение».

Обучать навыкам составления описательных рассказов об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности, с опорой на модели-картинки в качестве плана; воспитывать умение слушать друг друга; вспомнить, какие растения цвели летом, привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сминая стебли растений; обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса

Октябрь

  • Сравнение комнатных растений;
  • Наблюдение за отлетом птиц;
  • Опыт «Выявление зависимости состояния почву от погодных условий»;
  • Беседа «Почему деревья осенью раздеваются»;
  • Труд в природе – сбор красивых листьев для букета в уголок природы;
  • Пословица «Сентябрь птиц в дорогу торопит», примета «Когда гусь улетает, снег выпадает».

Учить сравнивать листья, используя предметно-манипулятивный метод исследования: по окраске, форме,  величине, характеру поверхности, количеству и определять породу дерева (кустарника); закреплять умение пользоваться моделями; изготовление сувениров, игрушек из природного материала; наблюдать как изменение погодных условий влияет на состояние почвы; объяснять и разучивать пословицу и примету

Ноябрь

  • Беседа «О насекомых»;
  • Наблюдения: «Первый выпавший снег», «Лед»;
  • Опыт «Выявление потребности растений во влаге»;
  • Труд в природе – изготовление кормушек;
  • Поговорка «В ноябре зима с осенью борются», примета «В ноябре снегу надует – хлеба прибудет»;
  • Беседа «Как зимуют дикие звери».

Закреплять представление детей о насекомых (их главные признаки); развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность; формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях (медведь, барсук, еж, волк, лиса, заяц, белка); развивать умение вести диалог, отстаивать в споре свое мнение, строить доказательную речь

Декабрь

  • Беседа «Как живут растения зимой»;
  • Наблюдения: «Снег», «Превращение воды в лед и обратно»;
  • Опыт «Слепить снежки»;
  • Беседа «Почему люди зимой не мерзнут?»;
  • Труд в природе – уборка участка от снега, замораживание цветных льдинок;
  • Пословица «Солнце летом греет – зимой морозит», примета «Если в декабре глубоко промерзнет земля – к урожаю», поговорка «Декабрь - ворота зимы.»

Обобщить представление детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе; о жизненно важных условиях для роста и развития растений; познакомить со свойствами снега, закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха

Январь

  • Прогулка в зимний лес;
  • Наблюдения: «Сосулька и оттепель», «Снег»;
  • Опыты: «Поиск воздуха», «Солнечные зайчики»;
  • Беседы: «Где найти медведя зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?»;
  • Труд в природе – стряхивание снега с веток и кустарников;
  • Приметы: «В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший», «Если вороны сидят на верхней ветке нахохлившись – это к морозу».

Закрепить знания детей об особенностях каждого времени года, используя модели; обобщить знания о жизни диких животных и птиц в зимний период; развивать зрительную память ,внимание, логическое мышление;  объяснить и разучить приметы

Февраль

  • Беседа «Как узнать растение»;
  • Наблюдения: «Метель», «Буря»;
  • Опыты: «Проращивание срезанных веток», «Движение листьев по направлению к свету»;
  • Труд в природе – сбор сухих обломанных веток;
  • Пословица «В феврале два друга – мороз и вьюга», примета «Снег прилипает к деревьям – тепло будет»;
  • Беседа «Домашние животные».

Обобщить представления детей о типичной морфологии растений; закреплять умение различать и показывать части растений; формировать понятие домашние животные; развивать мыслительную операцию - обобщение; воспитывать интерес к наблюдениям за жизнью домашних животных

Март

  • Наблюдения: «Оттепель. Сосульки»; «Трава на солнечной стороне участка»;
  • Наблюдения за птицами;
  • Опыт «Вода в луже»;
  • Труд в природе – уход за растениями в уголке природы, уборка мусора, участка;
  • Пословица «И в марте мороз на нос садится», примета «Если грач на горе, то весна во дворе»;
  • Беседа «Жизнь диких зверей весной».

Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к наблюдениями за жизнью зверей, птицами, а также природными явлениями: оттепель, сосульки, трава

Апрель

  • Наблюдения: «Вылет птенцов из гнезд», «Детеныши домашних животных»;
  • Труд в природе – выращивание рассады уличных цветов, уход за животными;
  • Пословица «Апрель-водолей», примета «Апрель с водой – май с травой»;
  • Беседа «Птицы».

Обобщить представление детей о птицах и их птенцов на основе выделения их существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц в лесу весной

Май

  • Беседа «Путешествие в весенний лес»;
  • Наблюдения: «Одуванчик», «Жуки, бабочки, мухи, муравьи и др»
  • Беседы: «Времена года», «Дома появились малыши», «Что изменилось в жизни человека с приходом весны?»;
  • Труд в природе – уход за растениями в уголке природы;
  • Примета «Коли в мае дождь, будет рожь», поговорка «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; развивать умение сравнивать разные периоды весны; совершенствовать речь детей; изучить стадии развития одуванчика; закрепить умение различать насекомых;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".

ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Викторина "Будь природе другом!"

Подводить детей к выводу о необходимости оберегать природу, формировать убеждение о бесценности природы, воспитывать интерес и любовь к природе....

День на тему: "Будь природе другом!".

Как привить ребенку любовь к природе.......

Экологический проект в старшей группе «Будь природе другом!»

Цель проекта: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно – правильного отношения к представителям растительного и животного мира....

"Будь природе другом!"

Презентация по экологии в старшей группе....