Нод "Намр"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
«Познавательное развитие»
төр « Намр»
для детей средней группы.
Тогтасн: Урубжурова С.В.
келн-улсин багин сурһмҗлач.
с. Троицкое.
2015 г.
Сурһулин хүвмүдин негдлт: таньлтин, цогц батрулһна, амн үгин келлһнә өргҗүллһн.
Күцл: Бичкдүдт намрин темдгүдин тускар өргнәр медвр өглһн .
Сурһулин эсв:
1 Намрин темдгүд йилһҗ келлһн.
2 Намрин теӊгрин бәәдлин сольлт медҗ батлһн.
3 Учр – ашин залһдан экспериментар дамҗад батлһн.
Өргҗүллһн эсв:
Бичкдүдин санан уханд амн үгин келлһ өргҗүллһн.
Сурһмҗин эсв:
Эргндк төрскн һазрин йиртмҗд хару болх сурһмҗ өглһн. Шүлгүд айлтаһар келлһн.
Дөӊцл: фланелеграф, макеты (шовуд, үүлн, цандг, модн, хамтхасд, дулан хувцта күүкн, земш- темстә зембл,
Йовуд: - Күүкд, маднд дала гиич ирв, юн гиҗ келхм?
- Мендвт
- Ода болхла йиртмҗтә мендлхмн
Менд шар нарн,
Менд, көк тенгр
Менд, төрскн һазр
Мендвт, мини нәәҗнр!
Йир сән! Күүкд сандл деер суутн.Фланелеграфд оньган өгтн.
- Күүкд, хәләтн, эн юн? ( эн зург). Чик эн зург, зуг зурач зурган күцәсн уга.Мадн зурачд нөкд болхм.
- Эн зургт юн зурата?
- Эн шар хамтхаста модн.
Модн деер дала шар хамтхасн урһна,
дәкәд модн дор бас дала хамтхасд кевтнә.
Эн хамтхасд хуратн күүкд.( хамтхаст- мнемокарточк)
- Арнелла, наар, нег хамтхасн авад шинҗл .
- Хамтхасн деер юн зурата?
-Намрт нарн баһар халулна.
- Чик, йир сән,зургт яһҗ энүг үзүлхмн?
- Yүлн нариг бүркв.(фланелеграфд үүлн тәвнә)
- Ода болхла Нарина, наар,нег хамтхасн ав
- Юн хамтхасн деер зурата?
- Намрт хур орна, бальчг болна.(фланелеграфд цандг тәвнә)
- Күүкд, мадн хурин туск дун даславидн, ода эн дууг дуулхмн.
« Хур» ( ду дуулһн)
- Цааранднь, Коля, хамтхасн ав. Энд юн зурата?
- Серүн салькн үләнә.
- Чик. Күүкд мадн босад,
яһҗ салькн үләнә үзүлхмн.
Физминутк: « Салькн, салькн үләнә»
- Не ода, Лерика,босад,нег хамтхасн ав.
- Маднд келчк, энд юн зурата?
-Намрт хамтхасд шарлад, һазрт унна.
- Йир сән!
- Күүкд, мадн эврәннь серглһнд нег
эксперимент давулвидн,салькна күчәр хамтхасд альхн деерәс нисч одв, чолун һартан үлдв.Тегәд мадн медвидн:хамтхасн-гиигн, чолун- күнд.Ода болхла мадн невчкн талданар экспериментан давулхмн.(күүкд һарад ширә эргәд зогсад авчана)
- Эн хәәснд усн бәәнә,тадн неҗәдәр хамтхасн болн чолун һартан автн. Ода арһул эднән уснд тәвхмн.Ю тадн үзҗәнәт?
- Чолун уснд булхв,хамтхасн булһсн уга.Тегәд мадн хәрү медвидн: чолун- күнд, хамтхасн- гиигн.Йир сән күүкд, нә ода цаарнднь хамтхасд хурахм.
- Дарина, наар нег хамтхасн ав. Энд чи ю үзҗәнәч?
- Намрт шовуд дулан һазрур ниснә.
(фланелеграфд шовуд тәвнә)
Йир сән, күүкд, кен меднә ямаран шовуд
мана теегт үвлзнә? (керә, шаазһа, богшурһа).
Чик, күүкд кен шовудын туск шүлг меднә,
келҗ өгтн маднд.
« Богшурһа» Шугран.В.
Богшурһа,богшурһа- наарич,
Белдсн хотан өгнәв.
Бийәсм бичә үргич
Би чамаг тоонав.
- Ямаран сәәхн шүлг. Дәкәд кен хамтхасн авх?
- Снежана ав.Энд юн зурата?
- Намрт бичкдүд дулан хувц өмснә.
(фланелеграфд дулан хувцта күүкн тәвхмн)
- Чик.Намрт бичкдүд ямаран хувц өмснә давтхм,
бодмаһар наадхм.
Д/ н « Намрт ю өмснәвидн»
- Не ода Эльвг чи нег хамтхасн ав.Энүнд юн зурата?
- Намрт әмтн зер-земш, тәрә- темсн хурана.
- (фланелеграфд тәрә-темстә, зер- земштә земблмүд тәвхмн)
- Чик. Ода наад наадхм.Тадн сәәнәр хәләтн,
ямаран земблд ю тәвхм.
Д/н: « Альд урһна?»
Күцл:Зер-земш,тәрә-темсн төр батлһн,баг-багарн йилһҗ чадлһн.Yгин толь байҗуллһн.
Наадна хөөн күүкд сандл деерән сууна.
- Күүкд, наран хәләтн, ода мана зург ямаран болв?
(сәәхн зург болв)
- Чик мана зург сәәхн болв.
- Ода мадн эн зургар намрин темдгүд келҗ өгхмн.
(намрин темдгүд давтх)
- Намр йир сән йиртмжин цаг! Эн сәәхн цагин туск шүлгүд
кен меднә?Келҗ өгтн.Мадн цуһар соӊсхм.
Шүлгүд: «Намр» Буджала.Е
. . .
Хурта намр ирнә, Салькн үләнә
Серүн салькн үләнә, Модн нәәхлнә
Хур орна,бальчг болна, Улан,шар хамтхасн
Хамтхасн шарлад унна . Унна,унна,унна.
. . .
Һаза серүн орв,
Тәрә- темсн хурагдв,
Һазр кииһән авад,
Көлән җииһәд амрв.
- Йир сән күүкд, мадн сәәнәр цаган давулувидн, сән менд бәәтн!
Предварительный просмотр:
Конспект НОД: « Космос»
Цель: Познакомить с необычной страной Математикой. Развивать интерес к Космосу.
Обучающие задачи: Упражнять в счете в пределах 5(в прямом и обратном порядке)
Закреплять знания детей о геометрических фигурах
Закреплять знания детей о последовательности суток
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги
Закреплять умение лепки плоскостных предметов, умение смешивать цвета, для получения необычных цветов и оттенков.
Закреплять умение скатывания шара и сплющивания его.
Развивающие задачи: Создать условия для развития логического мышления, внимания, сообразительности
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Развивать интерес к космосу.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: экран, проектор.
Демонстрационный материал: презентация слайды),геометрические фигуры для «пульта».
Раздаточный материал: геометрические фигуры, пластилин ,картон черного цвета, доски для лепки, стеки ,вода тряпочки.
Ход НОД: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Проходите на стулья, давайте сядем правильно.
Вос-ль: - Дети, послушайте пожалуйста одно стихотворение и подумайте, какое у нас сейчас будет занятие.
Давайте, ребята ,учиться считать!
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу,
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- Кто уже догадался какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами не обычное занятие. Мы отправимся в космос, на планету Математики .Там нас ждут большие трудности, но думаю, что вы с ними справитесь. Но на чем же мы полетим?( на ракете)
Давайте сядем за столы и построим космические ракеты .У вас на столах лежат геометрические фигуры, из них мы будем строить ракеты.( дети строят ракеты)
Молодцы ребята, у вас получились разные ракеты(закрепить знания детей о формах, размерах и цвете геометрических фигур)
А теперь для того чтобы управлять этими ракетами, нам нужно сделать пульт управления. На пульте у нас будет расположено 5 кнопок, которые мы сделаем из геометрических фигур.
Задания:- в правом верхнем углу расположите треугольник.
- в левом нижнем углу расположите квадрат.
- в правом нижнем углу расположите овал.
- в левом нижнем углу расположите прямоугольник.
- в середине пульта расположите круг.
Посчитайте, сколько всего получилось кнопок? (счет до 5, прямой и обратный)
- Давайте сядем удобно, займем свои места. Мы полетели. А пока мы с вами летим ,чтобы не было скучно ,мы сделаем физминутку.
Физминутка
А сейчас мы с вами дети улетаем на ракете(шагаем)
На носки поднимись, а по том, руки в низ (на носки поднимаемся ,руки вверх)
Раз, два- потянись, вот летит ракета в высь(поднимаемся на носочки, руки вверх, сложив ладошки, бегут по кругу.)
Вос-ль:- Ребята мы и не заметили, как быстро долетели. Вот и планета Математики. Посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас задания. Не зря говорят что они неопознанные обьекты.
Задания: 1 Ориентировка в пространстве «Где спрятался инопланетянин?» (показ слайдов – в ракете, перед ракетой, за ракетой ( дотр, өмнүд, ард) – слайд №9, №16, №19
2 Время суток: «Когда это бывает?» (өрүн, үд,асхн, сө) -
3 Сравнение по высоте: три инопланетянина. - слайд № 24
4 Порядковый счет: 10 инопланетян ( арвн күртл то тоолхм)прямой и обратный счет) – слайд № 33
Вос-ль:- Молодцы, ребята, все задания выполнили. А теперь давайте поиграем в игру: «Ракеты» (подвижная игра)
Цель:Упражнять в ориентировке в пространстве ,согласно словесным указаниям , формировать умение различать цвета, формы,воспитывать самостоятельность,сообразительность.
Ждут нас новые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим:
Есть один всего секрет:
Опоздавшим места нет.
Вос-ль: - что ж, ребята, время нашего полета закончилось, мы всем помогли. Нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Для того чтобы вернуться обратно нам нужно посчитать все фигуры на пульте в обратном порядке.(обратный счет)- слайд № 33
Есть касание! Мы снова на земле .Молодцы дети вы справились со всеми заданиями. А вот жители планеты Математики прислали нам письмо .В письме они просят прислать им картинки с изображением их планеты, потому что они никогда не летали в космос и не видели ,как выглядит их планета.(показ слайдов)
- Давайте вспомним, что же вы видели в космосе?(слайд - №1)
- Звезды ,планету Математики, инопланетян.
- А на чем вы летали в космос?(слайд - № 4)
- Я предлагаю вам приготовить подарок для инопланетян: картинки из пластилина .У вас на столах лежат пластилин, доски для лепки и картон.
- Давайте подумаем, что мы изобразим в наших картинах?(слайд - №2)
Правильно, звезды и планету. Для этого мы будем лепить пластилин на картон. Наш картон черного цвета потому что в космосе темно. Ребята, мы уже знаем что планета Математики разноцветная, а как нам можно изобразить такую планету?
- Правильно, нам нужно смешать цвета пластилина, и тогда мы получим такую же планету, как вы видели в космосе. Молодцы! (показ)
- Теперь давайте вспомним, как можно изобразить звезды в небе?
- Верно, для этого нам нужно взять маленький кусочек пластилина и размазать его на листе картона вверх, вниз затем вправо и влево. (показ)
- Итак можно приступать к работе. Не забывайте, сначала нам нужно смешать пластилин разного цвета, затем скатать шарик и сплюснуть его между ладонями. Как красиво!
- Ну а теперь мы с вами должны сделать звездочки .Мы берем кусочек пластилина и размазываем его вверх-вниз, вправо-влево.
- Посмотрите какие красивые работы у вас получились. Сейчас мы положим их в красивый конверт и отправим на планету Математики ее жителям.(слайд)
- Молодцы, ребята вы сегодня очень хорошо поработали, думаю ваши рисунки обязательно понравятся инопланетянам.
Менд байрта харһҗай!