Проект "Хочу всё знать!"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шаповалова Татьяна Александровна

Цель проекта:

·         Развитие познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hochu_vsyo_znat.docx171.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хочу всё знать"

.

Цель проекта:

  • Развитие познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

  • Учить детей делать выводы на основе опытов.
  • Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
  •  Знакомить с различными свойствами камня, магнита, песка.
  • Воспитывать желание участвовать  в посильной практической деятельности.

Тип работы:

  • Исследовательский
  • Групповой
  •  Продолжительность: 2  недели

Участники проекта:

  • Дети, воспитатели, родители группы №8 «Речецветик»

Реализация проекта

 

Предварительная работа:

Ход:Под музыку дети заходят в зал, встают полукругом.

1р. Детки в садике живут,
Здесь играют и поют,
Здесь друзей себе находят,
На прогулку с ними ходят.

2 р.Ну а там - эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Рассмотреть, зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

3р.Орешек знаний твёрд! Но всё же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Наш проект «Хочу всё знать!»

Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Я бы хотела узнать, что вы знаете о камнях.

Воспитатель: Ну что же, мы поможем тебе, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию «Почемучки».

Слайд 1.Правила.

Давайте  проведём несколько опытов:

Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.

  1. Все камни одного цвета? Вывод: камни разного цвета.
  2. Возьмите камни, давайте посмотрим сковозь камни. Они прозрачные?Вывод: камни непрозрачные.
  3. Как вы думаете, меняет ли камень форму? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком). У меня есть молоток, давайте я попробую разбить камень..

Вывод: Камень прочный, крепкий.

  1. Как вы думаете, что будет, если камень опустить в воду? Вывод: камень утонул, поменял цвет.
  2. Размешайте воду в стакане. Камень растворился в воде? Вывод: камень в воде не растворяется.

Хозяйка Медной горы:  я  приготовила для вас игру  «Разложи камни».  У меня на подносе лежат камни морские и горные, есть модель моря и гор (показ). Возьмите каждый по камню и положите его на место. Яша, почему ты вернул  этот   камень в море? Вова, как ты понял, что это горный камень?

 Вывод: Морские камни  гладкие, круглые – такими их сделало море, волны. Другие – горные камни - неровные, острые.

Воспитатель: Я хочу предложить вам рассказ о камнях.

ХМГ:   «Камни бывают разной формы  и   разного цвета. Все камни твёрдые на ощупь,  прочные. Камни не имеют запаха. Древние люди из камней делали топоры, наконечники для стрел.  Из камней строили стены крепости, замки. Из камней делают украшения:  бусы, кольца, разные сувениры.

Хозяйка Медной горы: Спасибо вам, ребята. Я приготовила для вас ещё один предмет. Если отгадаете загадку, то узнаете, что это.

Этот твёрдый предмет

Всё железо хватает

Для него нормы нет

Всё к нему прилипает (Магнит)

Воспитатель: Уважаемая Хозяйка Медной горы. Наши ребята  экспериментировали с магнитом и узнали много интересного о его свойствах.

Ребята, расскажите  о свойствах магнита.

Слайд 2 – фотографии экспериментов в группе.

Магнит притягивает железо.

Магнит действует сквозь бумагу.

Магнит действует сквозь стекло.

Железные опилки повторяют форму магнита.

С помощью магнита можно быстро отделить железо от пластмассы.

Сейчас мы покажем «Магнитный театр»

Стихотворение:

Все деревья облетели

Зеленеют только ели

Очень часто снег идёт

И сугробы  у ворот.

(показ)

(Федя или Саша)Ребёнок: У магнита есть разные полюса. Одинаковые полюсы  отталикавают друг друга, а разные -  притягивают.  Я покажу вам опыт с машинкой.  Вот я сейчас поднесу магнит к машинке, а вы догадайтесь – это были разные или одинаковые полюса.(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас мы станцуем польку «Магнитики».

(Сели)

Хозяйка Медной горы:  Спасибо, ребята, за ваш интересный рассказ. Я вижу у вас на столе песок. Знаете ли вы,  как получается песок?

Песок получается когда распадается камень, под воздействием воды, природных условий, ледников.

Хозяйка Медной горы: Правильно, а знаете ли вы свойства песка?

Воспитатель: мы проводили много опытов с песком  и постараемся ответить на любые твои вопросы .(Слайд)

1.Какой песок легче пересыпать: сухой или мокрый? Почему сухой песок пересыпать легче? (Между песчинками есть воздух)

2. В какой песок предметы погружаются глубже: в сухой или мокрый? Почему?

3. Из какого песка легче слепить пирожки -  из сухого или мокрого? Почему? (В мокром песке между песчинками есть вода, она их склеивает. Поэтому из сухого песка лепить легче.

4. Какой песок пахнет: сухой или мокрый?

Я хочу предложить вам игру «Хорошо – плохо»  (на слайде)

 Хорошо: в песок можно играть детям, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, стекла, дорог. Делают песочные часы, зимой посыпают дорогу.

 Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, в сухую и ветреную погоду песок поднимается в воздух и попадает в лицо в глаза.

Хозяйка Медной горы:

Мне было  интересно сегодня в вашей лаборатории «Почемучек». На свете есть много всего, что вам будет интересно узнать. Как это можно сделать, вы узнаете из этой таблицы «Почемучки». Дети смотрят на таблицу  со знаками, говорят: можем прочитать в книге, спросить у другого человека, понаблюдать и т.д. Напоследок  я приготовила для вас сюрприз, который называется «Светящаяся вода». Подойдите к столу. (Показ опыта).

А теперь мне пора уходить. До свидания, ребята.

Самоанализ по проекту.

Вы  смотрели проект в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым недоразвитием речи.

Название: «Хочу всё знать»

 ОО «Познавательное развитие»

Интеграция00:

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие (ОБЖ)

Тип проекта:

 Исследовательский

Продолжительность проекта

Среднесрочный : 2  недели 

Участники проекта:

Дети

воспитатели,

логопед

музыкальный руководитель группы №8 «Речецветик»

родители группы

Актуальность:

  • детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал,т.к.в процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.;
  • экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания;
  • детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов) ;
  • детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

С этими детьми мы работаем по теме «Опытно-исследовательская деятельность 2 год». По сравнению с результатами прошлого года у детей появилась большая заинтересованность в познании ближайшего окружения. Дети стали чаще задавать вопросы познавательного характера. После лета дети приносили в группу фотографии об отдыхе, ракушки, камни. Мы добавили в коллекцию горный камень. Дети заинтересовались  разницей во внешнем виде камня. Возник вопрос «Почему камни разные?». Детям задали вопрос:Откуда мы  можем добыть информацию?  (Спросить у взрослых, понаблюдать, подумать, прочитать в книге)

Это определило  тему проекта «Хочу всё знать»

  • Определение проблемы, цели и задач проекта.
  • Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
  •  Выявление знаний детей о предметах и явлениях в неживой природе.

Цель: Развитие познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи: Учить детей делать выводы на основе опытов.

  • Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
  •  Знакомить с различными свойствами камня, магнита, песка.
  • Воспитывать интерес к познанию мира.

Для решения поставленных задач был подобран  необходимый материал. К работе привлеклись родители группы, которые предоставили книги, поделки, сувениры, проводили экспериментирование  с детьми дома. В группе с детьми ведётся работа по экспериментированию согласно плану, результаты фиксируются в таблицах, изучаются схемы. Создана картотека опытов, экспериментов, сделана подборка загадок, пословиц, поговорок по темам исследований. Проведена диагностика. По сравнению с прошлым годом уровень заинтересованности в опытно-исследовательской деятельности имеет положительную динамику.

Ход проекта осуществлялся в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
*Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей Познавательное развитие: детям была предоставлена возможность самостоятельно выявлять  свойства камня, знакомиться с различными свойствами камня, магнита, песка.

Развитие речи: Закрепляли умение описывать камень по характерным признакам, согласно схеме,  дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстника; была предложена театрализация стихотворения, активизировала словарь детей за счет слов – названия предметов, слов –действий, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социально – коммуникативная область» - воспитание умения выражать доброжелательность, сопереживать, желание помочь. «Художественно – эстетическое развитие» - танец «Магнитики», подготовлен муз.руководителем Безматерных К.В. Приёмы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях(д/у «Разложи правильно», «Хорошо – плохо) 
Использование моделей «Камни», «Магнит»«Песок», помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу- учить делать выводы на основе опытов. Наша  роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.В каждом моменте проекта мы старались направлять детей  на поиск решений проблемы, приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей.
Специфика работы с детьми отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривали, хвалили, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Всё время старались общаться с детьми на одном уровне, старались поддерживать у детей интерес на протяжении всего времени.
Итог проекта был организован в виде показа нового опыта, чтобы поддержать в детях интерес к дальнейшему развитию познавательно-исследовательской деятельности.

В связи с тем, что это дети с ТНР и было много хоровых ответов, мы  планируем особое внимание уделить индивидуальным ответам. Так же необходимо добиваться чёткого произношения слов. Работать над звукопроизношением, пополнять активный и пассивный словарь. Но, не смотря на эти затруднения, мы считаем, что все поставленные программные задачи были решены.

Об объектах исследования в детском саду

Воздух.

  • Есть неведимка: в дом не просится, а прежде людей бежит торопится.
  • Чего в комнате не видишь?
  • Ни веса ни цвета у него нету!
  • Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
  • Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели.

Пословицы и поговорки о воздухе

Ему здесь что-то нездоровится. Для него здесь воздух нездоровый.

Те, кому светло наверху, не знают, как темно внизу.

Люди работали, а он воздухом торговал.

Воздух словами не наполнишь.

В небе бывают непредвиденные ветер и облака, а у человека - горести и счастье.

Как бы ни прятали в комнате кусочек сандалового дерева, воздух все равно наполнится ароматом.

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

Взапас воздухом не надышишься.

Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.

Победа в воздухе не вьется, а руками берется.

Святой воздух, помоги нам.

Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается.

Он болтает речи, которые висят в воздухе.

После сильной грозы воздух становится чище.

Рыбам - море, птицам - воздух, а человеку отчизна вселенный круг.

Быть воздухом - таким же незаметным и необходимым.

Правда — воздух, без которого дышать нельзя.

Морской воздух совершенно другой… Он пахнет людскими мечтами.

Вода

Он летит с обрыва вниз о камни разбивается громче зверя он ревет и в пену превращается (водопад)

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан,
 
И летаю, и бегу,
 
И стеклянной быть могу!
 

В морях и реках обитает, 
Но часто по небу летает.
 
А как наскучит ей летать,
 
На землю падает опять.
 

Очень добродушная, 
Я мягкая, послушная,
 
Но когда я захочу,
 
Даже камень источу.
 

Чего в гору не выкатить, 
В решете не унести
 
И в руках не удержать?
 

В жаркий день самой сладкой бывает. 

Пословицы и поговорки о воде

Апрельские ручьи землю будят.

Вода камень точит.

Воду в ступе толочь - вода и будет.

Где солнце пригреет, там и вода примелеет.

Длинные сосульки - долгий лен.

Ждать воды - не беда, да пришла бы вода.

Тиха вода, да омуты глубоки.

Замолчал, как воды в рот набрал

И в мутной воде рыбу ловят

Друзья - не разлей вода.

Земля

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Сколько ни езди, ни ходи,
Тебе конца тут не найти.

Режут - терплю,
Разбивают - терплю,
За всё добром плачу.

Он и жёлтый, и сыпучий
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.  (Песок)

Пословицы, поговорки о земле.
Упал – так целуй МАТЬ ЗЕМЛЮ да вставай на ноги.
Добра мать до своих детей – а ЗЕМЛЯ до своих людей.
МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает.
Как не добр кто, а всё не добрей МАТЕРИ СЫРОЙ ЗЕМЛИ.
Всякому худому да доброму ЗЕМЛЯ даёт приют, да хлеба кусок.
Корми, как ЗЕМЛЯ кормит, учи, как ЗЕМЛЯ учит, люби, как ЗЕМЛЯ любит.
Кому ЗЕМЛЯ Мать родная, а кому и мачеха, да всё одно, как время придет, и пасынка к сырой груди прижмёт, не оттолкнет, не погубит, к себе возьмёт, на вечные веки приголубит.
Склонись над ЗЕМЛЁЙ, придёт срок, и ОНА над тобой склонится.
Кто не возьмёт с собой в чужедальний путь горсть РОДНОЙ ЗЕМЛИ, тому её никогда уже не увидеть.
МАТЬ ЗАМЛЯ излечит лучше всякого знахаря, и за леку не возьмёт.
Не делай ЗЕМЛЕ зла, будешь жить в добре.
Без РОДНОЙ ЗЕМЛИ и в НЕБЕ скучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...