конспект занятия по теме "Борнуковское чудо"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кабаева Мария Леонидовна

Занятие в старшей группе по знакомству с камнерезным делом в селе Борнуково

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

Тема: «Борнуковское чудо»

Выполнила: Кабаева Мария

Леонидовна,

 воспитатель

первой категории.

Бутурлино, 2015г.

Цель: приобщать детей к истокам русской национальной культуры через знакомство с традициями камнерезного искусства фабрики «Борнуковская пещера».

Задачи:

1. Развивать умение восхищаться красотой изделий мастеров камнерезного исскуства;

2. Развивать умение  составлять небольшие описательные рассказы о скульптурах малых форм.

3. Обогащать словарь за счет слов: ангидрид,  скульптура малых форм, камнерез, бор машина, лобзик.

Предварительная работа:

Экскурсии в музей на темы – «Дары природы» борнуковская пещера, «Путешествие борнуковского коня» борнуковский каменоделательный промысел, «Вдохновение рожденное камнем», «О скульпторах – земляках: П.И. Гусев и В.И. Пурихов»;

Экскурсия в библиотеку: «Знакомство с творчеством художника Шальнова Павла Леонтьевича и скульптора Гусева Павла Ивановича»;

Экскурсия в село Борнуково: посещение «Дома ремесел», камнерезной фабрики «Борнуковская пещера».

Интеграция образовательных областей

1. Познание (ФЦКМ);

2. Коммуникация (беседа);

3. Социализация (игровая деятельность);

4. Музыкальное развитие (пение).

Ход занятия:

Чтение стихотворения воспитателем:

Заря багряная рассвет окрасила

Мне вольно дышится в родном краю

Заря заречная, земля запьянская

Я милой родиной тебя зову

Ах Борнуково, Борнуково

Цветут сады в запьянской мгле

Любить тебя я не устану

Во всей России милее мне.

Над высокою над самою кручею

Стоит пещера здесь, земли краса

Село прославилось своим виличием

Красой и гордостью

Ты всем взяла.

 Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в Борнуковскую пещеру. Вот она какая (1 слайд презентация);

Воспитатель: А вот это вблизи у самого входа (2 слайд);

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь скалы древние, могущественные. Человек по сравнению с ними едва замеченный(3 слайд);

Воспитатель: Обратите внимание на камни. Какого они цвета? (4 слайд);

Воспитатель: Борнуковская пещера является одной из жемчужин Бутурлинской природы. Она состоит из двух пещер. А вот сейчас мы находимся у входа в эти пещеры(5 слайд);

Воспитатель: Какие они?

Ответы детей: Узкие, темные, страшные.

Воспитатель: Совершенно верно. Чтобы войти в пещеру надо запастись фонариками. Эти пещеры соединены узкими проходами. Пещеры состоят из шести залов. В двух имеются небольшие озерки с кристально чистой водой и рыбой, скорее всего, заплывающей сюда из протекающей поблизости реки Пьяны. В настоящее время пещера практически недоступна. Но пещера не так пустынна, как это может показаться на первый взгляд. Её своды облюбовали летучие мыши. Посмотрите, вот они  висят головой вниз (6слайд). Поэтому, посещая пещеру, нужно не шуметь, чтобы не нарушить сонное царство.

Воспитатель: Борнуковская пещера известна всему миру своим камнем, который еще в старинные годы называли «леденец» за его искристую нежную окраску. Вот они какие (демонстрация камней) красивые, переливаются на свету всякими оттенками от нежного голубого, розового, до темно-коричнего и темно-синего.

Воспитатель: Свое название пещера получила благодаря селу, рядом с которым находится. А с каким селом рядом находится пещера?

Ответы детей: С селом Борнуково.

Воспитатель: Дети посмотрите, что находится у вас на подносах?

Ответы детей: Камни.

Воспитатель: А как называются эти камни?

Ответы детей: Ангидрид.

Воспитатель: Расскажи о камне Лиза.

Лиза: Этот камень называется ангидрид. Он белого цвета, гладкий, холодный, тяжелый.

Воспитатель: Вероника расскажи о своем камне.

Вероника: Маленький, местами выпуклый, шершавый, коричневого цвета называется ангидрид.

Воспитатель: Еще кто желает рассказать о камне. Расскажи Олег.

Олег: Мой камень рыжего цвета, гладкий, с острыми углами, тяжелый, он называется ангидрид.

Воспитатель: Молодцы. Скажите, что делают из ангидрида?

Ответы детей: Скульптуры, игрушки.

Воспитатель: Правильно, скульптуры. В основном скульптуры маленькие. Они так и называются – скульптуры малых форм. А какие скульптуры из ангидрида вы уже видели?

Ответы детей: Зайца, лису, медведя, коня, ежа, белку, вазу, светильник.

Воспитатель: Где они изготовляются?

Ответы детей: На фабрике.

Воспитатель: Кто является главным художником фабрики?

Ответы детей: Главным художником фабрики является Иван Викторович Евстифеев.

Воспитатель: На фабрике есть мастера, есть и ученики. А какими инструментами пользуются мастера при работе с камнем?

Ответы детей: лобзиком, камнерезом, пилкой, бор машиной. Все инструменты острые, так как камень очень твердый.

Воспитатель: Из камня сначала, что делают?

Ответы детей: Заготовки.

Воспитатель: Что потом делают?

Ответы детей: Заготовки шлифуют и получаются красивые скульптуры.

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами сегодня узнали, что в нашем районе есть село Борнуково, которое славится ценным камнем ангидридом.

Дети исполняют частушки:

1. О селе о Борнукове мы частушки вам споем

Есть там камень ангидрит – этим славится оно.

2. Этот камешек волшебный скажем всем вам от души

Мы там были и смотрели, все изделья хороши.

3. Там такие мастера: чудеса они творят

И слоненка и тигренка – что угодно смастерят.

4. Красотою тех скульптур все мы любовались

В руки брали и играли, весело смеялись.

5. А с красавицей лисицей долго мы прощались

Не хотелось отходить, даже обнимались.

6. Как таинственна пещера не возможно рассказать

Это сказочное чудо и пером не описать.

7. Мы на фабрике на этой побывали в первый раз

Сколько было интереса! Говорим вам без прикрас.

8. Красотой игрушек долго восхищаться будем

Эту фабрику резную мы не позабудем!

9. Вам советуем мы тоже в том краю всем побывать

Да своими - то глазами эту прелесть увидать.

Воспитатель: На фабрике работает музейно – выставочный зал, там проводятся мастер – класс резьбы по камню – то есть  учат, как работать с камнем. Дети а помните когда мы были в выставочном зале, нам предлагали выбрать и купить любую скульптуру. И вот сейчас мы с вам  поиграем, вы будите покупать а я продавать понравившуюся вам скульптуру. Вам надо будет описать выбранную вами скульптуру не называя её. Например: я желаю купить скульптуру сделанную из ангидрида розового цвета. Это домашнее животное стоит на подставке. У него очень красивая грива и гладкий хвост. Что я хочу купить?

Ответы детей: Лошадь.

Воспитатель: Кто желает еще купить скульптуру? Но не забудьте, что при описание называть её нельзя.

Описывают 5 – 6 детей.

Воспитатель: А скульптуры которые остались я хочу вам подарить. Подходите, выбирайте понравившиеся вам скульптуры  можете с ними поиграть после занятия. А сейчас давайте вспомним, о какой пещере мы с вами говорили и где она находится?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "ЧТО ЗА ЧУДО СКАКУНЫ"

это  занятие  проводилось  для  Формирования у детей целостного образа лошади с помощью познавательного развития, музыки, художественно-речевой и изобразительной деятельности...

Конспект занятия по пластилинографии "Чудо грибочки"

Продолжать  формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии....

Конспект занятия: Тема «Рождественское чудо»

Цель мероприятия: Познакомить детей с рассказом Евангелия о Рождестве Христовом и поклонении пастухов. Знакомить детей с духовно – нравственными ценностями русского народа. Воспитывать интерес и уваже...

Конспект занятия "Что за чудо эти звери!"

Конспект занятия "Что за чудо эти звери!"...

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....

Конспект занятия "Сине-голубое чудо" Вторая младшая группа

Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это....