ТРИЗ: «Через игру – к творчеству»
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему

В данном материале представлены игры для дошкольников 3-6 лет с  использованием  ТРИЗ - технологии, такие как, "Наоборот","Хорошо-плохо", "Маленькие человечки"  (ММЧ). Эти игры активизируют познавательную деятельность детей, расширяют представления об окружающем мире, что необходимо в  условиях   реализации ФГОС с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Триз:"Через игру - к творчеству"16.54 КБ

Предварительный просмотр:

                         ТРИЗ: «Через игру – к творчеству» 

Торопцева Л.В, воспитатель  МКДОУ «Центр развития ребенка-детский сад№4»,п.г.т.Анна.

 Игра– главный метод педагогического процесса в ДОУ, потому что   является ведущей деятельностью  дошкольников. Поэтому использование  технологии  ТРИЗ  в работе с дошкольниками считаю наиболее эффективной. Например, игра «Наоборот» способствует  формированию у детей словаря антонимов  и проводится в 4 этапа.  Первый этап воспринимается детьми уже в трехлетнем возрасте. Здесь дети подбирают слова  антонимы,  например:

«Таня большая, а кукла – маленькая».На данном  этапе игры хорошо закрепляются математические термины: высокий – низкий; много – мало; квадрат – круг и т.д. На втором этапе  начинаю учить детей вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворениях, в пословицах, например: «Ученье-свет, а не ученье …тьма».

 На третьем этапе усложняю задание, учу подбирать слова противоположные по действиям (функции), например: «Огонь греет – лед… остужает».                                                                                                              Когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать трудности, то можно переходить к четвертому этапу игры, где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов, например: «Горячий – холодный = (что может быть?) утюг, солнце, ребенок (когда болеет)».        

Игра «Наоборот»  является подготовительной  к игре «Хорошо – плохо», которая  наглядно демонстрирует законы диалектики: противоречие, качество и количество, возможность и действительность. Обучение этой игре

провожу в три этапа .Сначала  выбираем с детьми предмет или явление и описываем все хорошие качества, а затем все плохие. Постепенно, на втором  этапе, ввожу очередность хорошего качества и плохого, например: «Дождь хорошо – можно бегать по лужам; дождь плохо – можно простудиться». И на третьем этапе, перехожу к игре «Цепочка слов». Игра «Хорошо – плохо» дает возможность активизировать познавательную деятельность, расширять представление детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно – следственные отношения, учит рассуждать.   И последняя игра – «Маленькие человечки».                                           Знакомить детей с этой игрой начинаю с пятилетнего возраста.          

      На основе сенектики (символической и личной аналогии) был разработан метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). Сущность его состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Они могут думать, производить действия, вести себя по-разному. При моделировании ребенок учится ставить себя на их место, лучше чувствовать и понимать через действия, ощущения, взаимодействия. Игра «ММЧ»  позволяет объяснить внутреннее строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними. На первом этапе дети сами превращаются в маленьких человечков, обыгрывают ситуации, т.е., учатся моделировать вещество или предмет. На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы, взаимодействия между веществами. В игре использую карточки на каждого ребенка с изображением символических человечков (твердый, жидкий, газообразный).                                                                                                              Игра «Маленькие человечки» развивает у детей воображение, фантазию, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.

Таким  образом, представленные примеры игр «Наоборот», «Хорошо – плохо», «ММЧ»  развивают не только  творческое воображение, но и  логическое мышление,  познавательные процессы,  формируют  навыки сотрудничества и  взаимодействия друг с другом и демонстрируют детям, что  в жизни  бывает не только    выигрыш, но и поражение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Через игру к творчеству"

Для ребенка до пяти лет игра является основным спосо­бом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наи­более естественной и прие...

Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»

Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...

План по самообразованию. Название: «Познаем и изучаем мир вокруг нас через игру и творчество»

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми з...

Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания

Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».

        «Развитие аналитического мышления у детей     дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...

Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.

Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...