ТРИЗ: «Через игру – к творчеству»
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая группа) на тему
В данном материале представлены игры для дошкольников 3-6 лет с использованием ТРИЗ - технологии, такие как, "Наоборот","Хорошо-плохо", "Маленькие человечки" (ММЧ). Эти игры активизируют познавательную деятельность детей, расширяют представления об окружающем мире, что необходимо в условиях реализации ФГОС с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Триз:"Через игру - к творчеству" | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ: «Через игру – к творчеству»
Торопцева Л.В, воспитатель МКДОУ «Центр развития ребенка-детский сад№4»,п.г.т.Анна.
Игра– главный метод педагогического процесса в ДОУ, потому что является ведущей деятельностью дошкольников. Поэтому использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками считаю наиболее эффективной. Например, игра «Наоборот» способствует формированию у детей словаря антонимов и проводится в 4 этапа. Первый этап воспринимается детьми уже в трехлетнем возрасте. Здесь дети подбирают слова антонимы, например:
«Таня большая, а кукла – маленькая».На данном этапе игры хорошо закрепляются математические термины: высокий – низкий; много – мало; квадрат – круг и т.д. На втором этапе начинаю учить детей вставлять недостающие слова противоположного значения в стихотворениях, в пословицах, например: «Ученье-свет, а не ученье …тьма».
На третьем этапе усложняю задание, учу подбирать слова противоположные по действиям (функции), например: «Огонь греет – лед… остужает». Когда выявление противоречивых свойств перестает вызывать трудности, то можно переходить к четвертому этапу игры, где после нахождения противоположного слова нужно найти третье, которое несло бы в себе смысл первых двух слов, например: «Горячий – холодный = (что может быть?) утюг, солнце, ребенок (когда болеет)».
Игра «Наоборот» является подготовительной к игре «Хорошо – плохо», которая наглядно демонстрирует законы диалектики: противоречие, качество и количество, возможность и действительность. Обучение этой игре
провожу в три этапа .Сначала выбираем с детьми предмет или явление и описываем все хорошие качества, а затем все плохие. Постепенно, на втором этапе, ввожу очередность хорошего качества и плохого, например: «Дождь хорошо – можно бегать по лужам; дождь плохо – можно простудиться». И на третьем этапе, перехожу к игре «Цепочка слов». Игра «Хорошо – плохо» дает возможность активизировать познавательную деятельность, расширять представление детей об окружающем мире, классифицировать предметы и явления по свойствам, находить взаимосвязи и причинно – следственные отношения, учит рассуждать. И последняя игра – «Маленькие человечки». Знакомить детей с этой игрой начинаю с пятилетнего возраста.
На основе сенектики (символической и личной аналогии) был разработан метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). Сущность его состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Они могут думать, производить действия, вести себя по-разному. При моделировании ребенок учится ставить себя на их место, лучше чувствовать и понимать через действия, ощущения, взаимодействия. Игра «ММЧ» позволяет объяснить внутреннее строение предметов и веществ, дает возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними. На первом этапе дети сами превращаются в маленьких человечков, обыгрывают ситуации, т.е., учатся моделировать вещество или предмет. На втором этапе строятся процессы, происходящие с веществом, и процессы, взаимодействия между веществами. В игре использую карточки на каждого ребенка с изображением символических человечков (твердый, жидкий, газообразный). Игра «Маленькие человечки» развивает у детей воображение, фантазию, а следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности.
Таким образом, представленные примеры игр «Наоборот», «Хорошо – плохо», «ММЧ» развивают не только творческое воображение, но и логическое мышление, познавательные процессы, формируют навыки сотрудничества и взаимодействия друг с другом и демонстрируют детям, что в жизни бывает не только выигрыш, но и поражение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Через игру к творчеству"
Для ребенка до пяти лет игра является основным способом познания мира. В период становления физиологических и психических функций организма игра для детей является наиболее естественной и прие...
Методическая разработка по теме: «Формирование интереса к устному народному творчеству через игры со сказками»
Пояснительная запискаОдним из основных видов устного народного творчества является сказка.Она помогает детям разобраться в характерах героев, их поступках, их отношениях с другими персонажами сказки, ...
План по самообразованию. Название: «Познаем и изучаем мир вокруг нас через игру и творчество»
Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми з...
Конференция для родителей "Формирование самостоятельности, инициативности дошкольников в условиях семьи и ДОУ через игру и творчество" из опыта семейного воспитания
Выступление Юрченко Оксаны Степановны, мама моих воспитанников, двух замечательных сыновей, поделилась своим опытом семейного воспитания на конференции для родителей....
Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии».
«Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ...
Развитие аналитического мышления у детей дошкольного возраста через игры с использованием ТРИЗ технологии.
Обеспечение качества образования в дошкольном возрасте - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития ло...