Проект "Мир праздников из русской старины"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
В проект входят занятия с детьми «День Наума- Грамотника» "Скоро праздник рождества. Начинаем делать вертепный театр."Праздник Починки"- "День Василия Капельника" "Вербное воскресенье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Мир праздников из русской старины" | 71.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал №3 МАДОУ «Верхнекетский детский сад»Верхнекетского района
Томской области
Проект «Мир праздников из старины»
Пояснительная записка.
В наше время, чтобы педагогу соответствовать современным требованиям, необходимо искать и использовать инновационные подходы в работе. Метод проектов позволяет эффективно проводить воспитательно-образовательный процесс с детьми. Воспитателям приходится задумываться над тем, какие можно интересные темы придумать, чтобы порадовать детей. В мире существует много поводов для развития и для создания праздничного радостного настроения. Кроме общеизвестных праздников естьмасса старинных дат и знакомство детей с ними служит хорошим поводом для познавательного развития.
Проблема: Поиск и использование инновационных подходов в работе с детьми.
Игровая форма реализации проекта приобщает ребят к различным видам творческой деятельности, способствует формированию у них различных компетенций, уверенности в себе, позитивного отношения к окружающему миру, воспитанию патриотических чувств, нравственных качеств личности. Мы привлекаем наших воспитанников к реализации намеченного плана по проведению праздников, поддерживаем творческую активность детей, создаем условия для предстоящей деятельности.
Наш проект успешно реализуется, всем пришелся по душе, и главное – имеет перспективу дальнейшего развития. В этом учебном году мы знакомимся с праздниками, которые праздновали в старину, они совсем забыты и цель нашего годового проекта открыть свой "Мир старинных праздников " – праздников, интересных, содержательных, познавательных – нескончаемый источник для творчества и детей, и взрослых.
Тип проекта: Информационно-познавательный (тематический)
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год - декабрь2014г. - ноябрь 2015 г.)
Участники проекта: воспитатели, дети и родители
Место проведения: группы, музыкальный зал, участок
Цели проекта: знакомить детей с некоторыми старинными праздниками
Задачи проекта:
- Развивать у детей и взрослых интерес к содержанию старинных праздников.
- Привлекать детей и родителей к активному участию в подготовке и проведении праздника.
- Расширять развивающую среду в группе по темам старинных дат.
- Создавать атмосферу радости и веселья.
Ожидаемый результат:
Обновление работы педагогов и вовлечение родителей в воспитательно- образовательную работу группы.
Предварительная работа:
- Продумывание мероприятий, органично вписывающих в воспитательно- образовательный процесс.
Этапы реализации проекта:
- Вводный. Знакомство детей и родителей с проблемной ситуацией: знакомство с миром старинных дат.
- Практический. Работа по перспективному плану
- Заключительный. Подведение итогов путешествия в мире старинных дат на родительском собрании.
Срок проведения | Тема праздника | Содержание | Работа с родителями |
декабрь 2014г. | 14 декабря «День Наума- Грамотника» | Познакомить детей с историей дня Наума Грамотника (презентация, приход героя). Готовить детей к школе. | Акция среди родителей «Подари книгу детям» |
Январь 2015г. | Скоро праздник рождества. Начинаем делать вертепный театр. | Знакомить детей с повествованием о Рождестве Христове. Привитие чувства радостного ожидания православных праздников, желания потрудиться для того, чтобы на праздник порадовать близких. Знакомство с традиционным видом рождественского театра - вертепом. | Акция с родителями «Наряди новогоднюю елочку» Мастер – класс «Поделка рождественского вертепа». |
Февраль 2015г. | 16 февраля Праздник Починки | Познакомить детей с праздником Починки (инсценировка, презентация). | Акция «Подари в группу моток или каток ниток» |
Март 2015г. | 13 марта- День Василия Капельника | Познакомить с историей праздника Василия Капельника (презентация). Провести посадку лука на зелень в группе. | Акция «Прими участие в посадке лука в группе» (земля, лук) |
Апрель 2015г. | 5 апреля – Вербное воскресенье | Познакомить детей с новым праздником (мастер-класс с родителями, презентация …» | Акция «Подари детям лоскутки материи для пошива куклам нарядов»» |
Приложение 1
Сценарий досуга
с родителями в средней группе
По теме: «Путешествие в Страну Грамоты»
Цели:
*Познакомить детей с историческим праздником грамоты;
*Способствовать умению применять знания в игровой предметной среде;
*Развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;
*Создать положительный эмоциональный настрой, воспитывать чувство товарищества.
Ход досуга
Ведущий: Ребята, 14 декабря – отмечается день Наума Грамотника.
Этот день отмечался как праздник грамоты, как обряд посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось, как и сейчас, осенью, в сентябре- в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики могли уже показать свои успехи. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорку про это сложили: «Наум, наведи меня на ум».
Детям демонстрируют презентацию с краткой исторической справкой о дне Наума Грамотника.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б- как Аз и Буки,
В как Веди, Г- Глаголь
И учитель для «науки»
По субботам их порол.
Вот какой чудной вначале
Наша грамота была.
Вот каким пером писали-
Из гусиного крыла.
Этот нож не без причины
Называли «перочинным»,
Очиняли им перо,
Если не было остро.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки
На славянском языке.
Так, из летописей старых
Знали дети москвичей.
О литовцах, о татарах
И о Родине своей.
(Н.Кончаловская)
Игры, шутки. Тары- бары,
Песни, конкурсы, забавы.
Все пришло из старины,
Из далекой глубины.
Мы колядовать ходили.
Хоровод весной водили,
А в крестьянской- то избе
Знаем, что теперь и где.
Где светелка, где светлица,
Для чего служил рушник.
Кто ложился на полати,
Кто с ухватом у печи
Вынимал чугун горячий
Да ржаные калачи.
Наум: «Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времен путешествую. Слышал, что у вас дети много знают и умеют. Вот пришел проверить, чему научились. Но для этого вам нужно отправиться в путешествие в страну Грамоты! Вы готовы?»
Дети: «Да!».
Ведущий: «Тогда в дорогу»
Двигательные упражнения «Ты играй»
Ты шагай, шагай,
Ноги выше поднимай! (Дети ходят, высоко поднимая колени, руки разведены в стороны.)
И потопай по дорожке,
Веселей стучите, ножки. Шагают на всей ступне, руки на поясе.
Ты беги, ты беги,
На носочках ты беги. (Бегут на носках. Руки согнуты перед грудью.)
И на пяточках пойдем,
Топать громко мы начнем. (Ходят на пяточках, руки за спиной).
Ты скачи, ты скачи,
На лошадке поскачи. (Подскакивают, руки на поясе.)
Маршируй ты веселее,
Ножки топают дружнее. (Маршируют)
Рассматривание АЗБУКИ
Игра «Наоборот»
Дети называют слова- антонимы, дополняя фразу.
Наум: «Скажу я слово «высоко», вы отвечайте…»
Дети: «Низко».
Наум: «Скажу я слово «далеко», вы отвечайте…»
Дети: «Близко»
Наум: «Скажу я слово «потолок», вы отвечайте…»
Дети:«Пол».
Наум: «Скажу я слово «потерял», вы скажете…»
Дети: «Нашел»
Наум: «Скажу я слово «лето», вы-…»
Дети: «Зима»
Наум:» Скажу я слово «можно», вы…»
Дети: «Нельзя».
Наум: «Скажу я слово «трус», ответите…»
Дети: «Храбрец»
Наум: «Теперь «начало» я скажу, ответите…»
Дети:«Конец».
Игра «Живое предложение»
Ведущий предлагает детям придумать предложение со словами «волк», «заяц», «лиса». Затем дети распространяют предложение.
Музыкальная Физминутка «Аэробика»
Игра «С какой сказки? О какой сказке идет речь?»
- Мышка к нам пришла на помощь, вместе вытянули овощ.
- Помогла нам яблонька, помогла нам печка.
- Нам не страшен серый волк.
- Сяду на пенек, съем пирожок.
- Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.
- И сбежалиот грязнули и чулки и башмаки.
- Приходите тараканы, я вас чаем угощу.
- Не пей из копытца, козленочком станешь.
- Первый раз вытянул он невод, пришел невод с одною тиною.
Игра «Что лишнее?»
Наум: «Порадовали вы меня, хорошие знания показали. Молодцы! Скоро вы пойдете в школу, научитесь хорошо читать и писать». Ведущий: Ребята, вы знаете, что скоро Новый год, совершаются разные чудеса. Вот и мы с вами смогли побывать в стране Грамоты. Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы. В старину говорилось, что матери выпекали в этот день для детей лепешки в виде букв. И мы сегодня угощаем вас такими буквами- печеньями, веря, что они принесут счастье и удачу.
Приложение 2
Скоро праздник рождества. Начинаем делать вертепный театр.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Образовательные:
- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.
- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении.
-знакомство с традиционным видом рождественского театра - вертепом.
Развивающие задачи:
- развивать умение согласовывать свои действия с действиями взрослого в процессе совместной деятельности, способствовать пониманию друг друга, умению радоваться и сопереживать взаимным успехам
Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственно-духовное отношение к народным традициям.
- привитие чувства радостного ожидания православных праздников, желания потрудиться для того, чтобы на праздник порадовать близких.
- формировать привычку готовиться к православных праздниках, и отмечать их с семьёй.
Предварительная работа: Беседа о наступающем празднике – «Рождестве Христовом»; знакомство традициями празднования, чтение художественной литературы: «Светлый Ангел Рождества» О Першина, «Рождественский дедушка» А Смирнова; заучивание стихов: «Рождество» Н. Орлова, «Сочельник»
И. Преображенская.
Словарь: ангел, Рождество, «колядки», колядовать, Вифлиемская звезда, волхвы.
Материал и оборудование:
1.Заготовки –фигурки для вертепа.
2. 3 муляжа пещеры.
3. Наряды для ряженных.
4. Клей – карандаши, стиплеры, ножницы, презентации, музыкальные песни, мину совки песен для пения и для работы на мастер классе.
5. Ноутбук, колонки, проектор, экран.
Ход занятия
Воспитатель.Дорогие наши гости и конечно наши воспитанники, поздравляем Вассегодня с прошедшим Новым годом и Рождеством Христовым!
К нам приходит Рождество,
Следом – старый Новый год!
Праздников больших немало,
Месяц нам январь несет!
Пусть также смоет крещенская вода все печали и горести, пусть одарит она Вас и ваших родных здоровьем и радостью.
Презентация «Рождество»."Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его в ночь с 6 на 7 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная...
Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз навеки-вечные непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.
Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Она завернула Мессию (Спасителя) в подол и положила в ясли с сеном.
Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес спустился Ангел:
— Не бойтесь! Я принёс вам добрую весть. По всему миру разнеслась новость! Бог послал Своего Сына на землю, чтобы спасти людей от грехов. Пойдите в Вифлеем. Там вы увидите Его, спелёнанного в яслях!
В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.
Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Они увидели Марию с Ребёнком на руках и подарили Младенцу подарки: золото, ладан и миро. А потом назвали Его Царём Неба и Земли. Так родился Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель мира."
Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного Младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость
Давайте петь и танцевать, Христа рожденье прославлять!
Взрослые исполняет песню «Рождество» слова и музыка В. Шемтюк, Г.
Гайворонского, Е. Бондаренко.
Воспитатель: О каком празднике эта песенкадети?
Дети: (о «Рождестве Христовом»)
Воспитатель: Великое чудо, рождение Иисуса Христа произошло в пещере, загоне для скота Может быть о том, как всё случилось спросим у ваших родителей? Согласны? (к родителям)
Викторина для родителей.
1. Где родился Иисус Христос? (В ВИФЛИЕМЕ)
2. Как звали мать Иисуса Христа? (МАРИЯ)
3. Как называется день накануне Рождества? (СОЧЕЛЬНИК)
4. Как называется время на Руси от Рождества до Крещения? (СВЯТКИ)
5. О каких временах напоминают поклонение деревьям, колядки, песни и танцы ряженых? (КОЛЯДКАХ)
6. Как называли людей, которые носили мешок при колядовании? (КОЛЯДА)
7. Чем отличается новогодняя елка от рождественской? УКРАШЕНИЕМ (РОЖД. – печенье, свечи, ангелочки, и т. д., новогодняя – шарики, бусинки, мишура и т. д.)
8. Какой цвет является символом Рождества? (красный)
9.Что принесли мудрецы в дар младенцу? (золото, ладан.)
За лучшие ответы призы.
Загадки для детей.
У нее ветки праздничной расцветки (елка).
На форточках картинки из белой паутинки (иней, мороз).
Пролетают в небесах и растают на носах (снежинки).
С метелкой, в шапке из ведра, директор зимнего двора (снеговик).
Воспитатель:
В старину эту историю о рождении Христа рассказывали в кукольном театре, называли его «Вертеп». Давайте и мы с вами попробуем сделать к празднику Рождества свой маленький вертеп, чтобы с его помощью рассказывать о событиях этого праздника. Мы уже приготовили модели пещер, расположены они на разных столах, один вертеп новогоднего оформления, второй – небольшого размера и третий самый красивый и оригинальный. Нам осталось с вами смастерить атрибуты - фигурки рождественского вертепа: ясли, младенца, волхв- купцов, животных, пастухов, ангелов, звезду. Надо разбиться на 3 группы, будем работать за разными столами вместе со своими детьми.
Работа детей и взрослых
Воспитатель: А сейчас - самое время поиграть в весёлые праздничные игры!
Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Воспитатель:
Как в былые времена, так и сейчас, в День Рождества Христова люди колядуют, надевают маски, ходят по домам, а хозяева радостно встречают гостей, щедро одаривают конфетами, пряниками, деньгами и всякими сладкими. Можно вам учить с вашими детками колядки и поздравлять родных-бабушку с дедушкой или тетю, крестных.
Выходитряженая с детьми в маске с конфетами.
Русские колядки.
1. Коляда колядовала, под оконце подбегала,
Что бабуля напекла, то всем и отдала.
Не щипай, не ломай, а по целому давай!
2. Здравствуйте хозяин с хозяюшкой, с Христом, с Рождеством,
С годовым праздничком! Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!
3. Мы маленькие детки, сломили по ветке,
В ограде стояли, Христа прославляли!
Рай отворился - Христос народился!
4. С неба ангел к нам спустился и сказал: "Христос родился!"
Мы пришли Христа прославить,
С Рождеством всех вас поздравить!
5. Ангелы поют и нам радости дают!
И мы радость принимаем – с Рождеством вас поздравляем!
6. Все:
Люди добрые: папы, маменьки,
Дайте малышкам сладенького!
Воспитатели выносят детям сладости
Воспитатель: Спасибо дорогим гостям и всем присутствующим за участие. Желаем всем вваших семьях здоровья, веры и сердечного мира!
Приложение 3
Праздничные посиделки «Починки»
Цель: Ознакомление детей с культурными традициями предков, народным праздником «Починки».
Задачи:
1.Формирование у детей бережного отношения к одежде и уважение к людям труда.
2. Прививать интерес воспитанников к ручным работам по ремонту одежды.
3.Развивать мелкую моторику школ.
4.Воспитывать трудолюбие.
5. Создание доброжелательных отношений.
Оборудование
- Образцы различных видов пуговиц
- Иглы.
- Мотки ниток.
- Лоскутки.
- Ножницы.
- Сарафаны.
- Оформление русской избы.
- Рукоделие.
Оформление помещения в виде русской избы
Ход занятия
Воспитатель. На свете существует много праздников. Многие возникли в глубокой древности и дошли до наших дней.
На нашемзанятие сегодня мы познакомим вас с интересным праздником «Починки».
Ведущий. Починки — известный народный праздник, который проходит 16 февраля.
Накануне, 15-го, праздновали Сретенье. Считалось, что в это время встречались Зима с Весною в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую всем Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами, парнями: стенка на стенку, деревня на деревню. Те, кто помоложе и послабее был, брали выстроенные снежные крепости. После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно “починять одёжку”: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, “порватые” кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю зимнюю, осенне-весеннюю одежку, подготовиться к смене погоды.
Но предки наши из всего умели праздник сделать. А что для праздника надо? Собраться вместе, повеселиться, угоститься да развлечься.Готовились к этому празднику задолго. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму, ленты, бисер и тому подобное. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда, из которой потом делали небольшие коврики: резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получался пёстрый, весёлый коврик, который стелили на лавки и полы…
Хотите, ребятки, посмотреть да послушать, как праздник этот праздновали? ( Дети отвечают.). Ну, что ж, смотрите да слушайте…
В е д у щ а я. Собрались наши девицы кто с шитьём, с вышивкой, а кто с починками. Иголка мелькает в быстрых, умелых руках, плавно и печально льётся песня…
Не отрываясь от своих работ, девушки исполняют русскую народную песню “Не одна во поле дороженька”. После окончания песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулочку иголку, расправляет своё рукоделие, любуется.
1-я девушка (Наташа). Папаня вон вчера всю рубаху-то изорвал, живого места не осталося, а я её починила, лучше новой стала.
Девушки отрываются от своих работ, разглядывают рубаху.
2-я девушка (Юлия). Ай, да, Наталья, залатала так искусно, рубаха будто новая, будто и не ношена вовсе…
3-я девушка(Ирина) (приговаривая, вновь склоняется над своей работой). Не носить плачёного, не видать злачёного. Ныне – в рубахе простой, а завтра – что у царевны самой.
Выходит ведущая, обращается к 1 девушке, занятой починкой верхней одежды:
Ведущая. Расскажи-ка,Юлия, а чем ты занята?
2-я девушка (Юлия). Латку на телогреечку ставлю, поистёрлась немного. Сейчас подлатаю, ещё одну зиму поносить можно. А под латку копеечку заветную схороню, потом зашью крепко-накрепко. Придёт времечко, и на счастье найдётся эта копеечка…
Ведущая (продолжая рассказ). Когда наставал чёрный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати: выручали семью – ведь раньше копейка была дорога.
Ведущая присаживается с краю, на скамейку, наблюдая за работой девушек.
2-я девушка (взглянув на работу своей подруги). Посмотрите-ка, Ирина из маленьких лоскуточков исхитрилась одеяло какое сшить! Вот красота-то…
Девушки рассматривают работу подруги: одеяло из разноцветных ярких лоскутков.
1-я девушка (обняв Ирину). Ирина у нас тоже мастерица искусная, такое смастерит, – ни у кого подобного в округе не сыщешь…
Ирина (зардевшись). Да ладно вам, девоньки, сглазите ещё…
Девушки разом стучат по деревянной скамье, приговаривая: “Тьфу, тьфу, тьфу!” Потом вновь склоняются над своими работами, поют русскую народную песню “У реки». После песни приглушённо звучит мелодия.
Ведущая встаёт со скамьи.
Ведущая. Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! Какие песни певали раньше? Про жизнь нелёгкую, про мать, отца, про женскую долю горькую да про суженого, милого дружка…
Потом, повеселев, притопывая, задорно поёт плясовые припевки, далее к ней присоединяются подруги. Они исполняют русские народные частушки с движениями.
Частушки
1. Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.
2.Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришёл милый, похвалил:
Какая мастерица!
3.Я у маменьки одна,
Работушкойзамаена.
Замаена, замучена,
Работать научена.
После исполнения частушек девушки рассаживаются на лавках.
Ведущая (встав со скамьи, продолжает свой рассказ). Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
После того как с починкой одежды было закончено, полагалось обязательно отведать пирогов с грибной начинкой, в которых среди однородной массы непременно попадался один целенький грибок.
Пирожки ели медленно, осторожно. Той, кому попадался целенький гриб, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством…
Вот он, какой этот праздник – “Починки”…
Звучит русская народная мелодия. Девушки-рукодельницы с поклоном, одна за другой поочерёдно демонстрируют свои работы и уходят. Звучит музыка Б. Карамышева “Хоровод”.
Кто из присутствующих здесь хочет умение своё мастерствопоказать?
Конкурс1 “Почини одежду”
По желанию выходят мамы.
За определённое время
- Две мамы должны пришить оторванную пуговицу к кофточке;
- Другие две мамы зашить дырку,
- Третьи две мамы – поставить заплатку.
Для третьего задания нам понадобятся лоскутки, иголка с ниткой, мелкая монетка. В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка», когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и зашиваете эту монетку под заплатку. Пока звучит музыка, вы это задание должны выполнить.
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Конкурс 2
Ведущий. Я раздаю вам клубки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача — размотать клубок, отгадать загадку.
- На полянке шерстяной пляшет тонконожка
Из-под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машинка)
- Инструмент бывалый, не большой и не малый, у него полно забот: он и режет, и стрижет.(Ножницы)
- Кого с пола за хвост не поймаешь? (Клубок ниток.)
- Конь стальной, хвост льняной, (Игла, нитка.)
- - То назад, то вперед, ходит, бродит пароход,
- Остановишь горе, продырявит море, (Утюг.)
- Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено.)
Конкурс 3.
Ведущий. А наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна-единственная пуговица. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 10 таких же пуговиц, которые лежат на столе. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание.
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Конкурс 4. Закончите предложенные пословицы или поговорки по одному для каждой мамы.
Дома и стены ... (помогают).
— По одежке встречают ... (по уму провожают)
- На бога надейся ... (‘а сам не плошай).
— Семь раз отмерь ... (один раз отрежь,)
Мал золотник ... (да дорог,).
— Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда,)
— Один в поле .. (не воин,).
— С миру по нитке ... ‘голому рубашка).
— Дом вести . . (не лапоть плести или не рукавом трясти).
Ведущий. Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16-го февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а хозяйка нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра — что у царевны самой».
Ведущий. Вот и подошёл к концу наш праздник, праздник будничного женского труда. А теперь милости просим к нашему столу: на угощение да чаепитие!
Приложение 4
Сценарий развлечения «День Василия Капельника»
Воспитатель:
Идет матушка весна – отворяйте ворота.
Дети поют:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С доброй радостью!
С великой милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким, с дождями сильными!
С хлебами обильными!
Входит весна:
Это вы меня звали, люди добрые? Так давайте слова особые скажем, которые в прежние времена зиму прогоняли.
Весна поет вместе с детьми:
Ой, кулики, жаворонушки,
Прилетайте к нам в одонушки.
Летел кулик из – за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик, кулик, замыкай зиму
Отпирай весну,
Тепло летечко.
Весна:
Вот теперь я сестрицы зимы бояться не стану. Можно и песни и хороводы водить.
С помощью считалки выбирают ведущего.
Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель:
Делу время, потехе час. Пора и за работу приниматься.
Весна:
А какое у вас дело?
Мы заготовили семена помидоров и лука. В старину говаривали, кто в этот день семена посеет, добрый урожай получит.
Весна и воспитатель вместе с детьми высаживают лук на перо, высевают семена помидоров на рассаду.
На прогулке обращаем внимание детей на то, что солнце начинает пригревать, снег- таять. С этого дня появляется первая капель, и этот день называется – день Василия Капельника. Затем обходим вместе с детьми вокруг детского сада и смотрим, с какой стороны капель и почему? .
Этот день очень популярен в народе благодаря тому, что к этому времени появляются уже несомненные признаки наступающей весны в виде частых оттепелей, таяния снега, веселой звонкой капели. Много пословиц связано с днем Василия Капельника: «Василий Капельник – с крыш каплет», «Придет батенька Василий Капельник – и зима заплачет».
В церковном календаре этот день посвящен памяти преподобного Василия Исповедника, жившего в Византии, в 18 веке. Это был удивительно стойкий в своих убеждениях человек. Юношей отказался он от удовольствий мирской жизни и ушел в монастырь, где сделался примером для всех окружающих его иноков. Когда к власти в этой стране пришел жестокий император Лев Исаврянин, ненавидевший иконы и уничтожавший их, Василий бесстрашно выступил на защиту святынь православной церкви, за что и был на долгие годы заключен в темницу. После смерти императора его отпустили на свободу, он возвратился в монастырь.
С днем Василия Исповедника в народном календаре связано и несколько примет. Если проталины вокруг деревьев с крутыми краями, то весна будет дружная, если с пологими, то – затяжная. Если в этот день солнце в кругах – жди хорошего урожая, если дождь – быть мокрому лету.
Приложение 5
Сценарий праздника «И снова Верба зацвела»
Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, знакомство с многообразием обычаев на Руси, праздником Вербное воскресенье;
развитие творческих способностей детей; расширение знаний о фольклоре; развитие активности, любознательности, любви к истории своей страны; создание праздничного радостного настроения;
Действующие лица: Ведущий, Весна, скоморохи.
Материал: заготовки для изготовления куклы Вербницы, веточки вербы петушки на палочка лента атласная, Солнце – маска, гармошка, яблоко, гвоздь, парик.
Ход
Дети заходят в зал и удобно размещаются
Ведущая. Кукла Вербница - одна из весенних обрядовых славянских кукол. Ее время – это пасхальная страстная неделя. Эта кукла – подарочная, делается для конкретных людей, с мыслями о них и пожеланиями всего наилучшего.
Сегодня мы с вами проведем мастер – класс по изготовлению куклы Вербницы. Пока вы работаете над изготовлением куклы мы с детьми будем читать стихи, играть, встречать гостей.
Дети заходят в зал, становятся полукругом, говорят слова:
Весна, весна красна,
Приди, весна, с радостью,
Великой милостью.
Ведущая. Посмотрите на эти веточки, ребята. С какого они дерева? Правильно, с вербы. С давних времен существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно сережки, распустившиеся почки, считались целебными, наделенными особой силой. Поэтому существовал обычай вербными ветками выгонять скот на первый выпас весной. В народной медицине не забыли о вербе - ее почки дают пожевать от зубной боли и лихорадки.
Стихи
1.Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
2.Весна еще не сшила
Лесам, полям рубашки,
Лишь верба распустила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам,
Веселые, живые,
Как маленькие детки.
3.Как мне верба нравится –
Пушистенькие почки!
А под каждой прячется
Молоденький листочек!
4.Ну, и верба! Ну, хитра! А
А еще и модница!
В манто сереньком она,
Чтоб не заморозиться!
5.А засветит солнце ярко,
Лед на речке тронется,
Вербе сразу станет жарко –
Листики откроются.
Входит Весна (в руках веточки вербы).
Весна.
Здравствуйте, ребята!
Это я - Весна-красна,
Отворяйте ворота!
Месяц март прошел –
Белый снег сошел,
А за ними и апрель
Отворил окна и дверь.
Весна: Ребята, я хочу вам рассказать, что в Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине: чтобы не болела. Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлест, бей без слез» или «Бьем, чтобы быть здоровыми». Давайте и вам, ребята, придам здоровья, силы и красоты вот этими веточками.
Игра «Верба-вербочка»
(Дети вытягивают руки вперед, а Весна проводит по рукам веточками вербы.)
Весна:
С давних времён существует поверье, что расцветающее дерево может передать здоровье, силу, красоту, всем кто его коснётся.
Весна: В вербное воскресенье устраивали ярмарки и веселье. К нам пришли повеселить сегодня скоморохи.
1.Снег последний с нашей крыши
Словно дождик льется,
Под весенними лучами
Веселей поется!
2.А на улице весна,
Первые проталины,
До свидания, зима!
До свидания, валенки!
3.Жарко солнце припекает,
Набухают почки,
В длинной сказке о зиме,
Мы поставим точку!
4.Полюбуйтесь на меня,
Милые подружки!
На щеках, как на полянах
Расцвели веснушки!
Скоморохи: А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: умеем.
Скоморохи: Сейчас проверим:
- У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговицы есть – не рубашка.
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается. (Гармошка.)
2.Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь.)
3.Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко.)
4.Не сеют, не сажают,
Они сами вырастают. (Волосы.)
Скоморохи: Молодцы, а теперь давайте поиграем.
Игра «Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – Заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца отбивные –
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заменив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится Зарей.
Игра «Займи место»
Одного из участников игры выбирают водящим. Ему дают в руки веточку вербы. Остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорят:
С вербой, с вербой
Иду за тобой.
Коснусь вербой,
Беги за мной.
Хоп!
Сказав «Хоп», водящий слегка ударяет веточкой по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а оставшийся становится водящим. Круг должен сразу остановиться при слове «Хоп»; бежать разрешается только по кругу, не пересекая его; во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Скоморохи: Подходи не робей, говори скороговоркой скорей.
Дети выходят и соревнуются в произношении скороговорок:
1.Евсей, Евсей муку просей.
2.Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
3.Наш Полкан попал в капкан.
4.От топота копыт пыль по полю летит.
5. Хорош пирожок внутри творожок.
Игра с Солнцем
Дети встают в круг. В центре круга - "Солнце"(водящий). Дети произносят:
"Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "Солнцу",
сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг.
Дети кричат слово: "Горю!". "Солнце" догоняет детей.
Дети садятся
Ведущая: Давайте посмотрим, что смастерили у нас мамы и какие у них получились Куклы Вербницы. Эта кукла может быть таким же подарком, как пасхальное яйцо, но, в отличие от яйца не будет съедена и может хранится столько, сколько пожелает получивший ее в подарок.
Весна. Всех поздравляем с праздником Вербное воскресенье и на память дарим веточки вербы.
Скоморохи. Когда мы бываем на вербных ярмарках и гуляниях всегда угощаем детей сладостями. (Угощение).
Список используемой литературы:
- Н.Зарецкая, З.Роот. Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007.
- Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.
- Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
- Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским
народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
- Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
- http://www.liveinternet.ru/users/ar56/post113682107/
-http://tildas.ru/narodnaya-kukla/317-kukly-oberegi-master-klass.html
-Гаврилов И. Г., Истоки народной культуры в детском саду, «Детство - Пресс», 2008г.
-Антонова, О.М.Ельцова, Н.Н. Николаева, Воспитание духовности через приобщение дошкольников к праздничной культуре русского народа, ООО Изд.« Детство - Пресс», 2012год.
-Косорева В.Н., Народная культура и традиции, Изд. «Учитель», 2011год.
-Кочанова Л.А., Лялина И.А., Традиционные игры в детском саду, ООО «ТЦ Сфера», 2011год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...
экскурсия в мини- музей русской старины
Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7) Материал подготовлен воспитателем группы ...
Интегрированное занятие по представлению о человеке в истории и культуре "Слава русской стороне, слава русской старине"
Задачи: познакомить детей с понятием «былина», с героями былин-Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Вызватьинтерес к языку былин, чувство гордости за богатырскую силу Росси...
вечер русской старины
Совместный досуг с родителями в подготовительной группе. Цель:1Развивать навыки совместного общения родителей детей;2.Расширять представления детей и родителей о традициях русского народа;3.Спосо...
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Статья о проводимой работе в доу по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитие патриотизма, любви и гордости за родную страну....
презентация для детей дошкольного возраста на тему " Знакомство с русской избой и бытом на Русси"Познакомить детей с предметами русской старины
Познакомить детей с предметами русской старины; быцтом русских людей;Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразииВоспитывать любовь к Родине; патриотич...