Открытая интегрированная НОД "Свойства воды" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytaya_integrirovannaya_nod_svoystva_vody_2.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема НОД: «Свойства воды»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: закрепление знаний детей об основных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-развивать первоначальные навыки творческого музицирования, на основе развития импровизационного мышления;
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-воспитывать интерес к практической деятельности.
Методы и приемы:
словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;
наглядный метод: демонстрация слайдов, показ;
практический метод: проведение опытов; игра на шумовых инструментах (звукоподражание);
метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.
Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, аудиозапись звуков воды, глобус, вода, молоко, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, масло, мятные капли, стаканчики, салфетки, прозрачные сосуды различной формы, куб, шар, пирамида, ложки.
Предварительная работа:
-беседа с детьми о значении воды;
-чтение: стихотворение Н.Николаенко «Дождик-душ», рассказ Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Капитошка. Путешествие воды»;
-проведение отдельных опытов с водой;
-дидактическая игра «Где, какая вода бывает?»;
-знакомство с круговоротом воды в природе.
Ход НОД:
I.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята! Сегодня на улице пасмурно, давайте же улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы в нашем зале стало светло и весело, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
II. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, то, о чем мы сегодня будем говорить, спряталось в этом ребусе. Разгадайте, что же это?
Дети отгадывают ребус.
Воспитатель: Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Ребята, у меня для вас сюрприз! Сегодня у нас в гостях наш друг из сказки - Капитошка! Кто он такой?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Капитошка! Ты где? Ребята, он так любит прятаться, давайте его вместе позовем! (зовут) Не отзывается. А что это за записка? (читают).
"Ребята, я немного погуляю.
Дорогу в зал - не потеряю! До встречи. Капитошка."
Воспитатель: Я все-таки за него переживаю! Надежда Александровна, поищите нашего гостя.
Подводит детей к столу, на котором стоит глобус.
Воспитатель: Ребята, пока мы ждем нашего гостя, скажите, что это?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на глобус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.
(показать на глобусе)
Воспитатель: Ребята, когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему?
Дети: Потому, что большую часть Земли занимает вода.
(Показ слайда с изображением Земли, вид из космоса). Слайд 2.
Воспитатель: (обводит указкой воду на Земле) Все, что вы видите на планете голубого цвета - это и есть вода.
Учитель-логопед: Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду? (Ответы детей)
Учитель-логопед: (привлекает детей к речевой работе) Ребята, вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане? В реке? А в озере какая вода? В роднике? В болоте?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Кому и зачем нужна вода?
(Ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, людям нужна вода, чтобы готовить кушать, соблюдать личную гигиену, поддерживать в доме чистоту и порядок. Также вода нужна растениям и животным, корабли плавают по воде.
Воспитатель: Ребята, а что было бы, если бы не было воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар! (Показ слайда с изображением земли без воды) Слайд 2. Не было бы ни зеленого платья планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы птиц, ни зверей, ни людей. Планета превратилась бы в каменную пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь! Слайд 4.
Звучит шум воды.
Воспитатель: Ребята, а как можно передать звук воды?
(Ответы детей)
Воспитатель: А еще можно с помощью шумовых инструментов. Посмотрите, я вам приготовила шумовые инструменты, различные предметы и давайте попробуем с помощью них передать шум дождя.
(звукоподражание)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что даже шум дождя можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становиться темно и страшно.
(возвращается Надежда Александровна, держит замороженного Капитошку)
Воспитатель: Ребята, вот беда! Капитошка сидел на крыльце детского сада и, посмотрите, что с ним случилось! Он превратился в льдинку. Почему так произошло?
Дети: На морозе вода замерзает.
Воспитатель: Что сделать, чтобы он опять превратился в капельку?
Дети: Согреть его в ладошках.
(Дети встают в круг и передают льдинку друг другу, пока она не растает.)
(муз. сопровождение)
Воспитатель: Ребята, Капитошка остался на наших руках в виде маленьких капелек. Давайте скорее его вернем в сказку, чтобы он вернул свой прежний вид!
(Дети несут капельки в ладонях к экрану и "Отправляют" в мультфильм)
(Капитошка появляется на экране (анимация)) Слайд 5.
Капитошка: (включить звук) Спасибо, ребята! Я теперь буду знать, что на холоде вода замерзает. А что вы еще знаете о воде?
III. Практическое экспериментирование.
Воспитатель: Капитошка, для того, что бы ответить на твой вопрос я хочу пригласить ребят в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Слайд 6.
(Ответы детей)
Воспитатель: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.
Давайте мы с вами превратимся в ученых и проведем опыты по исследованию воды и ее свойств.
Воспитатель: Посмотрите, вот наша лаборатория. Это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. А вы готовы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Настоящие ученые всегда соблюдают правила безопасности в работе. (Показ слайда с правилами поведения в лаборатории) Слайд 7. В лаборатории можно находиться только в специальной одежде; нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других ученых; приборы брать осторожно, так как можно их разбить и пораниться.
Воспитатель: Мы должны с вами провести опыты и рассказать Капитошке, что же мы еще знаем о воде.
Воспитатель проводит обзор центров.
Воспитатель: В первой лаборатории, проведя опыты, мы узнаем, имеет ли вода форму. Во второй лаборатории мы узнаем, имеет ли вода цвет и запах. В следующей лаборатории мы определим, имеет ли вода вкус и может ли вода растворять вещества.
Воспитатель: Ребята, подумайте, какое свойство вы хотите исследовать и пройдите в лабораторию. Слайд 8.
Проведение опытов.
Дети расходятся по центрам для проведения опытов.
Воспитатель: Приступим к нашим исследованиям.
Опыт 1. «Имеет ли вода форму?»
Воспитатель: Найдём ответ на вопрос: «Имеет ли вода форму?
Обратите внимание на геометрические фигуры и назовите их. (На столе лежат куб, шар, пирамида)
Воспитатель: Что будет если кубик поместить в одну из баночек, изменится форма кубика?
(Ответы детей)
Воспитатель: А как мы проверим, имеет ли форму вода? (После ответов детей) Действительно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поместить интересующее нас вещество в разные ёмкости.
Возьмём баночки разной формы. Нальём воду в широкую баночку, а теперь перельём в узкую, а затем низкую. Что происходит с формой воды: она изменилась или осталась прежней?
(Ответы детей)
Вывод: Вода - жидкость. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт 2. «Имеет ли вода цвет и запах?»
Воспитатель: Найдем ответ на вопрос, имеет ли вода цвет?
На столе два стакана: один с водой, другой с молоком. Посмотрите на карточку-схему, как мы можем ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей) Воспитатель: Опускаем одну ложку в стакан с водой, другую - в стакан с молоком. Что мы видим?
Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком не видно.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода прозрачная жидкость (сквозь неё можно видеть другие предметы), она не имеет цвета.
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у воды запах? Как можно это узнать?
(Ответы детей)
Воспитатель предлагает размешать в воде мятные капли. И снова предлагает понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 3.«Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?»
Воспитатель: Как можно узнать имеет ли вода вкус?
(Ответы детей)
Воспитатель: Перед вами стаканчики с кипяченой водой, попробуйте ее на вкус. Имеет ли вода вкус?
Воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагает попробовать снова воду на вкус.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Воспитатель: Совершенно верно. У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что же случилось с веществами, которые мы положили в воду?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вещества растворились. Интересно, а все ли вещества могут полностью растворяться в воде? Попробуем растворить подсолнечное масло и муку. Что происходит? Можно ли пить ее в таком виде?
(Ответы детей)
Воспитатель: Верно, в таком виде пить её нельзя, но ее можно очистить с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из обычной салфетки (воспитатель показывает способ изготовления фильтра, предоставляет детям возможность проверить опытным путём действие фильтра из салфетки).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Своего вкуса у воды нет. Она хороший растворитель, но не все вещества растворяются в воде. Очистить воду можно с помощью фильтра.
Воспитатель: Труд ученых – дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на небольшую разминку.
Физкультминутка.
Были вы ребята - стали все дождинки!
С тучки падают дождинки,
И от ветра чуть дрожат,
То построят хороводы,
То, как в вальсе закружат.
Ветер стих, дождинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в кружок дождинки,
В лужу превращаются!
IV. Подведение итогов.
Воспитатель: Давайте расскажем Капитошке результаты наших экспериментов.
(работа с карточками) Каждая подгруппа озвучивает свой итог, что они узнали.
Имеет ли вода форму?
(Ответы детей)
Имеет ли вода цвет и запах?
(Ответы детей)
Имеет ли вода вкус и может ли она растворять вещества?
(Ответы детей)
Воспитатель: А сейчас я хочу задать вопрос Капитошке, (Слайд 9) ведь он наблюдал за нашими опытами. Капитошка, можно ли пить воду, в которой присутствуют какие- либо посторонние вещества?
Капитошка: Я знаю! Пить нельзя, потому что она грязная и если ее выпить, можно как в сказке "Аленушка и братец Иванушка", козленочком стать!
Воспитатель: Все верно! Кто взрослых не будет слушать - может и козленочком стать! Вот сколько интересного мы рассказали Капитошке о воде. Капитошка, тебе понравилось?
Капитошка: (включить звук) Очень понравилось! Я все запомнил и расскажу своим друзьям!
(Включить звук) Ребята, чуть не забыл! Я же вам подарок приготовил, а подарить не успел! Замерз ....случайно! Я к вам в гости шел не с пустыми руками! Я принес из целебного источника волшебную воду (Мин вода "Живой источник"). Она от болезней избавляет, да и силы прибавляет! Так что пейте на здоровье! До свиданья ребята! До новых встреч!
Воспитатель: Ребята, мы возьмем Капитошкин подарок в группу и угостим всех ребят. Согласны? Тогда пойдемте скорее и попробуем целебный напиток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"
Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Спички - детям не игрушка».
Открытое занятие учит детей опасаться огня,развивает у детей воображение, логическое мышление, мелкую моторику. Если близко телефон и тебе доступен он, Нужно «01» набр...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в школу».
Задачи:«Познание»:-Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику. Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информац...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в школу».
Задачи:«Познание»:-Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику. Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информац...
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности
Интнгрированное занятия педагога-психолога и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности.Цель данного заняти-развитие познавательной и эмоциональной сферы детей с...
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе.
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе....
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по теме: "Скоро в школу!"
Занятие было проведено в рамках городского методического объединения по теме:"Интеграция образовательных областей". Практически беспосадочная форма проведения способствует укреплению осанки. От коллег...