Консультация для воспитателей "ознакомление с природой через слово
консультация по окружающему миру на тему

Бусло Лариса Алексеевна

Консультация для воспитателей по познавательному развитию "Ознакомление детей с природой через слово"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ

ЧЕРЕЗ СЛОВО

Рассказ воспитателя о различных предметах и явлениях природы значительно расширяет знания детей.

Однако живое слово всегда  должно опираться на конкретные представления детей.

Рассказывать надо образно и красочно, употребляя слова знакомые детям.

Используя художественное слово надо умело сочетать его с непосредственными восприятиями детей.

Познание ребенком окружающей действительности начинается с ощущений, которые проявляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его органы чувств.

Чем больше анализаторов участвует в восприятии, тем точнее, богаче, ярче и содержательнее представление.

Из этого следует, что знакомить детей с природой необходимо через наглядность, непосредственное воздействие предметов и явлений природы на их органы чувств.

Дети должны посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, ощутить их тяжесть и т. п.

Для ознакомления ребенка с природой мало показать ему предмет или явление, необходимо руководить познавательным процессом.

Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами. Из чувственно воспринимаемого усваивается лишь то, что может быть названо соответствующими словами.

Надо всегда помнить, что чувственное восприятие – первоисточник всех знаний о природе. Верное отражение действительности в сознании происходит при помощи лишь тех слов, которые связаны с этим восприятием.

Сочетание наблюдений с художественным словом способствует особенно ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей.

Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песенки, поговорки, русские народные потешки, заклички, загадка.

Пример, наблюдая за одуванчиком, можно подчеркнуть особенности его цветения, форму. Как он преображается по мере созревания семян.

С одуванчиком, друзья,

На пойму в чем дело…

Желтый венчик помню я,

А теперь он белый!

Только я хотел взглянуть,

Только я вгляделся

Ветерок подул

Чуть- чуть…

Шарик разлетелся!

А обращая внимание детей на то, что цветы каждое утро раскрывает свои лепестки, а на ночь их закрывают можно прочесть стихотворение про гвоздичку

Погляди-ка,

         Погляди-ка.

Что за красный огонек?

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

              А когда настанет вечер,

Лепестки, свернет цветок.

«До утра! До новой встречи!»-

И погасит огонек.

Во время наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста полезно вспоминать народные приметы, в которых отражены, доступные для понимания детей связи между явлениями природы, например:

«длинные сосульки- к затяжной весне»,

«ласточки летают низко – будет дождь».

Художественное описание делает восприятие ярче, вызывает интерес к наблюдению.

Некоторые литературные произведения могут быть даны детям лишь после наблюдений в природе: в лесу, на лугу, в поле, на участке.

Например, «Зимнюю пирушку» Н. Павловой следует читать детям только после того, как дети неоднократно рассмотрят зимой разные деревья и научаться различать их по внешнему виду.

Иногда художественное слово предшествует наблюдению.

О значении такого чтения очень хорошо написал Аксаков в «Детских годах Багрова – внука»,вспоминая себя в пятилетнем возрасте.

«Я читал свои книжки с восторгом… В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир… Я узнал в рассуждении о громе, «что такое молния, воздух, облака; узнал образование дождя и происхождение снега. Многие явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее… овладели моим вниманием и сочувствием: я получил неопредолимое желание все это наблюдать своими глазами.»

Например, после слушания очерка Пришвина «Золотой луг» дети начинают обращать внимание на вид луга в разное время дня и при разной погоде. Они рассматривают одуванчики и замечают изменения в форме их цветка, когда он открывается и закрывается.

Художественное описание создает новый образ, помогает найти описываемый объект в природе.

Художественное слово помогает нашим детям расширить знания детей о природе.

Прогулки с детьми будут радостными, интересными и достигнут цели, если воспитатель умеет подобрать и донести до детей художественное слово, которое дополнит и обогатит знания детей, полученные на предыдущих прогулках, занятиях, наблюдениях.

Чувство любви к природе можно воспитать. Если знакомить ребенка с природными явлениями, вместе с ним разгадывать их, показывать ему интересное в жизни растений и животных, учить его наслаждаться природой: запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест. Пусть он увидит, как птицы учат летать своих птенцов, как трудятся муравьи.

Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.

И пусть ему в этом поможет художественное слово.

Произведения созданные лучшими нашими писателями, поэтами, затрагивают сердца наших детей потому, что они писатели и поэты любили природу и умели наблюдать ее.

В биографии детского писателя и художника Е.И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья с детства полюбил и пережил.

Я очень благодарен…моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными.

У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой, впервые, и у него растет интерес к ней.

Поддерживая и развивая этот интерес, мы, взрослые, можем воспитать у детей многие положительные качества.

Наблюдательному ребенку доступно чувство красоты природы, что помогает нам развить в нем художественный вкус, понимание прекрасного, любовь к слову.

Если мы поможем детям через художественное слово научиться удивляться и радоваться красоте, то они смогут глубже познать окружающий мир, будут стремиться к созданию красоты своими руками.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М. М. Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять такой, как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были.»

Давайте же научим находить новое в уже известном, виденном.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

                               Е. Баратынский

Шла от старости седея,

В небе туча грозовая.

Шла старушка не спеша,

От жары едва дыша.

Вдруг растенья на опушке

Обращаются к старушке:

-Ты спаси нас от беды!

-Дай, пожалуйста воды!

-Как не дать? Спаси природу!-

 И она включила воду:

И опушке полегчало,

И старушке легче стало.

                               Вл.Орлов

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

1938г

Вдоль села родного

Ходит вьюга косо

У березки снова

Распушились косы

Милая березка

Спит, застыв как свечка,

Превратилась в мостик

Озорная речка.

                        М. Исаковский

Воет ветер за стеною

Мелкий дождь в окно стучит

Запоздавших птичек стайка

К югу с севера летит

С дуба листья облетают

Тихо в воздухе кружась,

И на землю опадают,

Расписным ковром ложась.

Осень! Осень золотая!

Полюбил бы я тебя!

Как бы не грязь, да стужа злая

Не печалили б меня.

Дождь

Знаешь, почему идет дождь?

Земля черная

И просит умыть её

Дождь льет с неба,

Умывает землю,

И она становится зеленой- зеленой.

                                             Спиридон Вангели.  ( перев. с молдав. Я. Аким.)

Список используемой литературы:

  1. С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой»
  2. М.В. Лучин «Детям о природе»
  3. С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Нравственно-патриотическое воспитание стало одной из главных задач МДОУ...

Консультация "Воспиьтание любви к Родине через наблюдения и экскурсии в природу и социальное окружение"

Мы все согласимся с доводом о том, что в том, что нас окружает, с детства заключена какая-то притягательная сила.   Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, пос...

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для родителей "Любовь к природе через игру"

Консультация для родителей по экологическому воспитанию...

Консультация для родителей: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В наше время очень остро стоит проблема нечитающих детей и родителей.   Я предлогаю через консультацию и анкетирование родителей изучить читательскую ситуацию в семьях ,круг детского чтения;-расш...

Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...