Статья на тему "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Железняк Наталья Игоревна

Познавательная деятельность в средней группе, статья на тему "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lyuboznatelnosti_u_detey_4-5_let.odt25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие любознательности  у детей

 4-5 лет.

   Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни.

Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, и составляет как бы первую ступень познавательного отношения, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.  

 В развитии любознательности детей 4-5 лет решающее значение имеет

четыре основных направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей  и  зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов  детей; формирование положительного отношения к окружающему миру предусмотренных программой ДОУ.  Любознательность дошкольников выражается,  в их многочисленных вопросах, с которыми они обра щаются к взрослым.   Побуждению вопросов  и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией,  новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом.   С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире.  Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка . И прежде всего это проходит в процессе  поисково-исследовательской  деятельности  путем проведения экспериментов и проектов.   Я вижу, что это вызывает у детей интерес, восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, в процессе игры: два ребенка с увлечением играют в песочнице. Один — чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками, листиками, цветочками, а другой — в поисках жучков.

            При беседах, наглядных пособий, тематических занятий по темам дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки,  поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки.

  В процессе такой деятельности подвожу ребенка   к тому, чтобы он увидел   и сформулировал проблему -  поставил вопрос и получил возможность узнать   ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому.   Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов,  что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это  открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .

Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, радуга!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку глаза?", "Почему мы смеемся?".  О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему нельзя отнимать игрушки?", "Как спросить о помощи у взрослого?", "Что такое дружба?"  Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Толя, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только  отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым  мысль ребенка, побуждая к сравнениям,  вызывающим припоминание прошлого или  рассуждения.

Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.

В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические  пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие  познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно  - образное мышление. Ребенку необходимо  рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний?», «Где спрятан предмет?» и т.д.

 Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.

Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это  способствует успеваемости в дальнейшем. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность несущая познавательную функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа. ...

Статья "Развитие любознательности у детей 3-4 лет"

Развитие любознательности у детей 3-4 лет....

Статья для родителей:"Упражнения и игры для развития любознательности у детей"

Эти незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспи...

Статья на тему « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ»

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности....

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности...