Статья на тему "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Познавательная деятельность в средней группе, статья на тему "Развитие любознательности у детей 4-5 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_lyuboznatelnosti_u_detey_4-5_let.odt | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие любознательности у детей
4-5 лет.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности, выражают отношение к окружающей жизни.
Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира, и составляет как бы первую ступень познавательного отношения, направленного на определенный предмет и определенную деятельность. Любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности.
В развитии любознательности детей 4-5 лет решающее значение имеет
четыре основных направления познавательной активности детей: знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; формирование положительного отношения к окружающему миру предусмотренных программой ДОУ. Любознательность дошкольников выражается, в их многочисленных вопросах, с которыми они обра щаются к взрослым. Побуждению вопросов и познавательной активности содействует такая форма работы с детьми, когда они предстают перед новой ситуацией, новым явлением, или материалом, в котором еще не все объяснено педагогом. С помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательный характер и свидетельствуют о развитии любознательности, дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка . И прежде всего это проходит в процессе поисково-исследовательской деятельности путем проведения экспериментов и проектов. Я вижу, что это вызывает у детей интерес, восторг. Ведь в процессе исследования раскрывается причина наблюдаемого явления, дети самостоятельно подходят к умозаключениям , приобретая знания о свойствах и качествах объектов. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, в процессе игры: два ребенка с увлечением играют в песочнице. Один — чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками, листиками, цветочками, а другой — в поисках жучков.
При беседах, наглядных пособий, тематических занятий по темам дети проявили свою любознательность и заинтересованность, в результате чего появились такие продукты детской деятельности, как: рисунки, поделки из бумаги и бросового материала, придуманные детьми истории, сказки.
В процессе такой деятельности подвожу ребенка к тому, чтобы он увидел и сформулировал проблему - поставил вопрос и получил возможность узнать ответ. К каждому детскому вопросу отношусь, как к самому значимому. Предоставляю ребенку возможность самостоятельного поиска ответов, что учит его думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Считаю, что это открывает путь к формированию самостоятельности и критичности детской мысли .
Моя задача состоит в том, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребенка и умение задавать вопросы. Например: «Смотрите, радуга!». Дети обращают внимание и сразу же после восторга куча вопросов: «а как?», «а почему?» и т. д. ». Или побуждаю к новым вопросам: "Зачем человеку глаза?", "Почему мы смеемся?". О человеческих взаимоотношениях, например: "Почему нельзя отнимать игрушки?", "Как спросить о помощи у взрослого?", "Что такое дружба?" Если вопрос оказался сложным, отвечаю точно и доступно. Обязательно хвалю ребенка за хороший вопрос и желание узнать « Ребята, какой молодец Толя, что заметил такую интересную деталь!» Стараюсь не только отвечать на вопросы детей, но и обращаться с вопросами к самим детям, активизируя тем самым мысль ребенка, побуждая к сравнениям, вызывающим припоминание прошлого или рассуждения.
Обязательным условием, возникновения познавательного интереса, считаю, должны быть дидактически продуманные занятия и игры.
В подготовке к занятиям использую различные яркие, красочные, эстетические пособия, материалы, дидактические, развивающие, подвижные, пальчиковые, театрализованные игры, способствующие познавательной активности. Ведь у дошкольников на данном этапе присутствует наглядно - образное мышление. Ребенку необходимо рассмотреть предмет, изобразить его, домыслить, используя мимику, речь, движения. Для развития интеллектуальной активности и любознательности применяю такие игры, как «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний?», «Где спрятан предмет?» и т.д.
Чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность. Самые лучшие ученики получаются из детей любознательных, так как процесс получения знаний им интересен.
Моя практика показывает, что любознательные дети более инициативны, целеустремленны, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, и все это способствует успеваемости в дальнейшем. Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность несущая познавательную функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа....
Статья "Развитие любознательности у детей 3-4 лет"
Развитие любознательности у детей 3-4 лет....
Статья: Развиваем любознательность у детей группы раннего возраста
Развиваем любознательность у детей....
Статья для родителей:"Упражнения и игры для развития любознательности у детей"
Эти незамысловатые игры и упражнения, которые могут постоянно присутствовать в жизни детей, а также все другие способы помогут родителям воспитать пытливого, любознательного ребенка. Удачи вам в воспи...
Статья на тему « ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТЕ»
В данной статье рассматриваются некоторые особенности и педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста....
Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности....
Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»
Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности...