Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Беседа "Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны" направлена на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Основная цель: познакомить детей с работой военно-полевой почты и почтальонов в годы ВОВ, дать представления о способах перевозки почты в это время.
Скачать:
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
Военно-полевая почта в годы Великой Отечественной войны
Автор-составитель: Лудкова Н.Г., старший воспитатель
Задачи:
1. Познакомить детей с работой военно-полевой почты и почтальонов в годы ВОВ.
2. Дать представления о способах перевозки почты в годы войны.
3. Развивать умение выражать свои мысли, задавать вопросы, внимательно слушать произведения детской художественной литературы, высказываться по поводу услышанного.
4. Развивать любознательность, внимание.
5. Активизировать словарь детей новыми словами: военно-сортировочный пункт, почтовый вагон, военно-почтовый пункт, военно-почтовая база, почтальон-экспедитор,
6. Воспитывать патриотические чувства, уважение к труду взрослых, гордость за почтальонов военных времен.
Материал: презентация «Военно-полевая почта в годы ВОВ», фильм «Полевая почта», проектор, штатив, ноутбук, колонка, дидактическая игра «Выбери нужную картинку», сумка, тетрадь (2шт.), открытка (3 шт.), бумага (2 шт.), карандаш (2 шт.), ручка (2 шт.), блокнот (2 шт.).
Ход:
Слайд 1. Дети, я хочу вам показать небольшой фильм, который был создан на основе слов песни. Вы внимательно послушайте и потом скажете, о какой службе пелось в песне и рассказывалось в фильме (показ фильма «Полевая почта», песня «Полевая почта» в исполнении Марка Бернеса (муз. Ю.Левитина, сл. Н.Лабковского). О какой службе был фильм и пели песню? Слайд 2. Правильно, военно-полевая почта – почтовая связь, которая работала в армии в условиях ведения военных действий.
Для чего она была создана во время войны? Да, начиная с первых дней Великой Отечественной войны, когда большая часть населения покинула свои дома и вступила в ряды Советской Армии, единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Наше правительство прекрасно понимало, что для поддержания духа бойцов необходимо обеспечить бесперебойную работу почты, так как «каждое полученное письмо или посылка придают бойцам сил и вдохновляют на новые подвиги». Ведь солдаты были готовы на подвиги не только для того чтобы отстоять свою Родину и освободить ее от ненавистных врагов, но и желанием защитить самых дорогих людей, которые остались где-то далеко в тылу или на уже захваченной врагом территории.
Слайд 3. В самом начале войны в Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов созданы отделы военно-полевой почты для отправки и получения писем, открыток, посылок от солдат и их родных.
Письма и открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в отделение связи того или иного поселка, города, а оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт, где письма раскладывали по ячейкам с номером полевой почты (слайд 4). Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, оттуда в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.
Пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно.
В начале войны в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет. В связи с этим оказалось, что работа почты была плохо организованна. Она не могла даже должным образом обеспечить своевременную доставку важнейших сообщений и писем в расположения частей армий. Одной из причин плохой работы почты было то, что при доставке писем на фронт не существовало привычного для почтальона конкретного почтового адреса с указанием улицы и дома (слайд 5). Необходимо было сделать так, чтобы почта быстро и безошибочно доставляла корреспонденцию в военные части, местоположение которых постоянно изменялось.
Адрес на письме, которое необходимо было доставить на фронт, писался как Д.К.А. – Действующая Красная Армия. Затем указывался порядковый номер ППС или полевой почтовой станции (мы видели с вами такие на письмах с фронта), а также указываться специальный условный код военного подразделения, который был известен только тем, кто читал приказ о присвоении соответствующего номера конкретной военной части.
Второй причиной, с которой столкнулись почтальоны, в первые же недели войны – это нехватка конвертов. Именно тогда и появились какие письма? (письма-треугольники, народные письма) (слайд 6).
«Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо» ( Б.Лихарёв).
А как вы думаете, на чем во время войны доставляли почту? Я вам предлагаю подумать и выбрать из картинок на мольберте те, на которых нарисован транспорт, на котором, по вашему мнению, могли доставлять почту солдатам (Игра «Выбери нужную картинку»). Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 7,8. Передвижение корреспонденции между фронтом и тылом осуществлялось всеми имеющимися видами транспорта: самолетом, машиной, поездами, на собаках, лошадях, оленях, на велосипеде, мотоциклах, кораблях и даже на подводных лодках.
Хорошими почтовиками были и почтовые голуби, которые беспрепятственно переносили секретные сообщения через линию фронта в тех местах, где самолет никогда бы не смог пролететь незамеченным (слайд 9). Немецкие снайперы даже пытались отстреливать несчастных птиц, для их уничтожения выпускались группы специальных ястребов, но большей части почтовых голубей все же удавалось успешно доставить информацию к месту назначения. Для уменьшения возможности обнаружения советскими учеными была выведена особая порода почтовых голубей, способных летать в ночное время суток, как совы.
В военное время, даже было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
Интересно то, что в военные годы письма на фронт доходили порой быстрее, чем в наши дни. Это объяснялось тем, что были созданы исключительные условия для доставки армейской почты. Как бы плотно ни была закружена железная дорога, почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, а их остановки считались недопустимыми.
Слайд 10. Советским военным иногда удавалось перехватить почтовые грузы для немецкой армии. Тщательное изучение писем солдат противника свидетельствовало о том, что царившее в первый год войны настроение победителя у немецкой армии, после холодов зимы в первый год войны, сменилось ощущением тревоги и неуверенности. В свободное от боевых действий время в отрядах устраивали массовое прочитывание немецких писем, что придавало солдатам Красной Армии дополнительные силы и уверенность в успехе их благого дела.
Известен факт, что
в 1941-ом накануне контрнаступления под Москвой советской разведке удалось сбить и захватить немецкий почтовый самолет с сотней тысяч писем на борту. После обработки захваченной почты, стало известно о том, что в немецкой армии на данном участке фронта царят отчаянные пораженческие настроения. Немцы писали домой о том, что русские проявили себя как прекрасные войны, они отлично вооружены, дерутся с невиданной яростью, а война, наверняка, будет трудной и затяжной.
Слайд 11. Непростая была служба у военных почтальонов. Их должность ещё именовалась как экспедитор. Основное их количество на фронте составляли мужчины. Это было неслучайно, поскольку общий вес груза, который им приходилось переносить, состоял помимо привычного обмундирования из множества писем и газет и почти равнялся весу пулемета. Однако тяжесть заветной сумки измерялась не килограммами писем, а человеческими эмоциями и трагедиями, которые приходили вместе с ними.
В обязанность почтальона входило ежедневно обходить все подразделения своего полка, собирать письма, написанные бойцами, доставлять их на полевую почту. Не раз приходилось им бывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для разных необходимых для написания письма или открытки принадлежностей. Вот у меня сумка, задание, угадать, что почтальон положил в сумку? (Игра «Что в сумке почтальона?)
Работа почтальона была не только ответственной, но и порой опасной. Бывало и так, что письма гибли вместе с почтовыми эшелонами или безвестно пропадали в сумке убитого при их доставке почтальона.
Слайд 12. Не легко было работать почтальоном в тылу. Письма разносили даже школьники. Так одну девочку - Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась своими впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила». Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью.
Есть даже такое стихотворение «Стихи о почтальонке» (Т. Черновская)
Ей пятнадцати нет. Девчонка.
Невысока и очень худа.
Письмоносица, почтальонка,
По прозванию Нюрка-беда.
В зной и в слякоть, в метель со стужей
С сумкой кожаной наперевес
Разнести Нюрке почту нужно
По пяти деревенькам окрест.
Дома двое младших братишек,
Мать болеет почти уж год.
Слава Богу, отец с фронта пишет –
Ждут и верят, что он придет.
Он придет, и все будет как прежде,
Как в далеком-далеком вчера.
Не лиши только, Боже, надежды…
И опять на работу пора.
Ребятишкам – картошка в печке,
Ей с утра – с сумкой наперевес.
А что впроголодь…Бегать легче
По пяти деревенькам окрест.
В деревнях – старики да дети,
Бабы – в поле, то сеют, то жнут.
Почтальонку вдали приметят
И с сердечной тревогой ждут.
Треугольник – живой! Удача!
Коли серый казенный конверт –
Замолчат, закричат, заплачут…
И померкнет в глазах белый свет…
Защемит у девчонки сердчишко
От людского горя и бед…
Тяжела эта сумка слишком,
Если там от беды привет.
Вести черные – похоронки,
Горя горького череда.
Письмоносице, почтальонке
Без вины дали имя – Беда.
Малолетка еще, девчонка –
Только в косах полно седины.
Письмоносица, почтальонка,
Разносящая вести с войны.
Сколько лет было девочке, которая работала почтальоном? Как ее звали? Как вы думаете, почему её так прозвали: Нюрка-беда? С кем жила девочка? Как они жили? Сколько деревень ей нужно было обойти? Какие письма она приносила? (треугольное письмо или казенный конверт) Что это был за казенный конверт? Как люди реагировали на хорошую или плохую весть (радовались или плакали, замолкали, кричали). Что она чувствовал когда приносила хорошие вести, а плохие? Как вы думаете, почему у девочки «в косах полно седины»? Да, непростая была работа у почтальонов. И в дождь и в жару, и в холод им приходилось преодолевать большие расстояния от деревни к деревни. Они так же как и получатели писем переживали и радовались. Благодаря этим мужественным людям близкие могли узнать друг о друге хоть какую-то весточку в то непростое время.
Полегче почтальонам стало к концу войны, когда военно-почтовая служба работала слаженно, бесперебойно. Кроме этого, после того как 8 мая в 22.43 Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло выдержать еще один последний «бой». Цунами из поздравительных писем и открыток буквально захлестнуло все почтовые отделения нашей страны (слайд 13). Люди спешили поделиться своей радостью со всем миром. Справиться с таким мощным потоком подчас было просто невозможно, и горы неразобранных писем скапливались на почтовых станциях, доходя до адресатов с большим опозданием. Однако, по мере того как жизнь постепенно начала возвращаться в мирное русло и появились уже новые послевоенные заботы и проблемы, почтальоны перестали быть объектами всеобщего внимания, а при их появлении люди не замолкали в ожидании неизвестности….
Сегодня вы много узнали о работе военно-полевой почты, почтальонов во время ВОВ. Что вам запомнилось больше всего? О чем бы вам хотелось рассказать своим родителям, друзьям? Может кто-то из вас после нашей беседы тоже захотел стать почтальоном? Почему?
Список использованных информационных источников:
- Афанасьева И. В. Классный час "Военно-полевая почта в годы ВОВ" http://infourok.ru/klassniy-chas-voennopolevaya-pochta-v-godi-vov-268287.html, свободный.
- Внеклассное занятие на тему: «Письма с фронта». [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://lit-yaz.ru/voennoe/93979/index.html, свободный.
- Марк Бернес. Полевая почта [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.youtube.com/watch?v=1bvV8ZrmS-Y , свободный.
- Сулимов И. Военно-почтовая служба в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://topwar.ru/22959-voenno-pochtovaya-sluzhba-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html , свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Великая Отечественная война в произведениях художников". Беседа с детьми старшего дошкольного возраста
Для детей старшего дошкольного возраста...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне"
Викторина предназначена для совместной работы родителей и детей по патриотическому воспитанию....
Тематическая беседа с детьми старшего дошкольного возраста"Юные герои Великой Отечественной войны"
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста о юных героях войны:Сережа Алешков,Саша Чекалин,Марат Казей....
Методическая разработка. Знакомство детей среднего дошкольного возраста с блокадой Ленинграда в дни Великой Отечественной войны и жизнью детских садов в блокадные дни
В данной методеской разработке рассматривается практический опыт знакомства детей 4-5 лет с событиями ВОВ. Кто-то считает, что в этом возрасте рано затрагиать данную тему. Но здесь рассказывается, что...
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «К 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад«Колобок» № 3 комбинированного вида г. Улан-Удэ Викторина для детей...
Беседа с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Детям о Великой Отечественной войне»
Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Город Кропоткин в годы Великой Отечественной войны».
Цель: формировать представление о памятной дате «9 МАЯ – День Победы»Задачи:Обучающие: - Способствовать расширению знаний детей о жизни людей в городе во время Великой Отеч...