Познавательно-исследовательская деятельность
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Знакомство детей со свойствами воздуха. Экологическое воспитание.Познавательная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 72.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе.
Тема: «Воздух».
Цель: Формирование первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую , экспериментальную и игровую деятельность.
Задачи образовательной области : «Познавательное развитие».
1.Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования.
2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный , издаёт звук при колебании ),способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека.
3.Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
Задачи образовательной области : «Речевое развитие».
1.Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов на листе (собираем секреты).
2.Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков- символов.
Задачи образовательной области: «Здоровье»,
1.Укреплять мышцы дыхательной системы , носоглотки и верхних дыхательных путей , путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики .
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».
1.Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь героям : мудрой сове, лисёнку и ёжику в разгадывании загадки.
2.Воспитание культуры поведения и общения.
Предполагаемый результат.
Ребёнок
*сформирует первичные представления о воздухе ,его свойствах и роли в жизни человека.
* будет уметь: решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы.
* сформирует умение : делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования ,
*научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки -символы.
*получит практический опыт проведения экспериментов .
Мотивация: Найти ответ к загадке, узнать секреты воздуха.
Игровая сюжетная линия: Переписка с героями : лисёнком, мудрой совой,
ёжиком.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера из бумаги, тарелочка с водой, стакан , листы бумаги, карточки символы, листы бумаги.
Методы, приёмы, формы.
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы( основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка.
Наглядные : показ способа действий ,знаки – символы.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.
Ход занятия.
Вводная часть.
Мотивация и включение детей в деятельность.
В: Ребята сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого она и что в нём написано?
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Мудрая сова .Лисёнок ,ёжик и я сейчас находимся в стране знаний. Профессор страны знаний загадал нам загадку ,а отгадать нам её никак не удается. Просим вас помочь .
Он невидимый ,но всё же
Без него мы жить не сможем
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой.
В: Ребята, вы догадались, что это?
В : В загадке говориться о невидимом веществе которое находиться рядом с нами, рукой его не поймаешь и это невидимое ценное и важное в жизни человека.
Основная часть.
Открытие нового знания.
Воспитатель достаёт мешочек.
В: - Что находиться в мешочке ?
Д: Он пустой.
В: Попробую наполнить мешочек тем невидимым, что находиться вокруг меня .
-Что теперь в мешочке? Какой он стал?
Д: Упругий, мешочек наполнился.
В: Правильно, мешочек наполнился веществом, который называется – воздух.
Включение нового понятия «воздух» в систему знаний детей и изучение свойств воздуха.
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, проведём ряд экспериментов, которые помогут нам раскрыть его секреты.
Знаками- символами будем обозначать всё , что мы узнаем о воздухе.
Предлагаю детям обозначить воздух с помощью знака- символом.
В: Ребята, а везде ли есть воздух?
Выслушиваю версии детей.
Предлагаю детям наполним мешочки во всех местах комнаты.
-А теперь выпустите воздух. Где теперь воздух?
Д: Он снова вокруг нас.
В: Что мы сейчас узнали о воздухе?
Вывод: воздух есть повсюду, он нас окружает.
Предлагаю изобразить ,то что мы сейчас узнали детям с помощью символа .
В: Ребята, скажите, а вы видите воздух глазками?
В: И я тоже его не вижу. Значит воздух какой ? Какими словами можно его назвать?
Д: Невидимый, прозрачный, бесцветный, через него всё видно.
Вывод: воздух невидимый, через него всё видно.
Это качество воздуха обозначим символом , чтобы про него не забыть.
В:Ребята ,а вы хотите увидеть воздух. Тогда предлагаю вам вместе со мной выполнить опыт. Для этого нам понадобиться стакан, вата и вода. Ко дну стакана я приклею кусочек ваты. Потрогайте ,она сухая или мокрая (дети трогают и говоря т ,что она сухая).
-Как вы думаете в стакане кроме ваты ещё что нибудь есть?
Выслушать предположения детей. Предлагаю детям проверить их ответы.
Перевернём стакан вверх дном и медленно опустим его в миску с водой, обратив внимание детей на то, что держать его нужно очень ровно.
В:Ребята ,как вы думаете какой стала вата?
Д: Вата стала мокрой.
(в-ль предлагает детям потрогать).
Д: Вата осталась сухой.
В:Если вата осталась сухой значит туда не попала вода. Как вы думаете , что помешало воде намочить вату?
Выслушиваю предположения детей.
В: Правильно ,ей помешал воздух ,который находится в стакане.
Вывод: Воздух, который находиться в стакане, не пускает туда воду.
А как вы думаете ,если опуская стакан в воду ,я слегка наклоню его ,что тогда произойдёт?
Дети высказывают своё мнение.
В:- А хотите проверить? (воспитатель наклоняет стакан и опускает его в воду).
-Что появляется в воде? ( Пузырьки ). Откуда они появились?
В: Это воздух выходит из стакана и его место занимает вода.
В :-Посмотрите ,вата стала мокрой. Как вы думаете ,почему ?
В:- Воздух вышел ,а его место заняла вода.
-С помощью опыта мы увидели пузырьки воздуха.
В: -Ребята, вы любите яблоки. Какое яблоко на вкус?
Ответы детей.
В:- Ребята, а у воздуха есть вкус?
Как мы можем это проверить? Ответы детей.
В: - Наберите ртом воздух, у него есть вкус?
Ответы детей.
Вывод: воздух не имеет вкуса, он безвкусный.
Обозначение на листе секретов.
В:-Ребята, а как вы думаете у воздуха есть запах?
-Как мы можем это проверить?
-Вдохните воздух носом.
- Что вы чувствуете?
Вывод: Чистый воздух не имеет запаха .
Обозначение на листе секретов.
- А сейчас? (воспитатель распыляет в сторону освежитель воздуха).
Д:- Воздух пахнет цветами.
В: -Почему?
Д: Вы распылили освежитель воздуха.
В: Но ведь я распылила его не на вас, а в сторону окна, почему же вы смогли почувствовать запах?
Д: -Воздух передал.
В: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей.
Вывод: воздух передаёт запах.
Обозначение на листе секретов.
В: - А что нам нужно сделать , чтобы воздух в нашей комнате снова стал чистым?
Д: Открыть окно и проветрить группу.
Физ. минутка с элементами дыхательной гимнастики. «Самолёт».
Мы отважные пилоты
За штурвалом самолёта. (Руками изображают ,как крутят штурвал).
Самолётик-самолёт ( развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох).
Отправляется в полёт (задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж. (опускаем руки вниз, выдох).
Я налево полечу (поворот налево, вдох, задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох).
И направо полечу (поворот направо руки в стороны, вдох, задерживаем дыхание).
Ж-ж-ж ( опускаем руки вниз, плавный выдох).
Мы летаем высоко (руки поднять вверх).
Мы летаем далеко! (Ладошки складывают ,как если бы человек смотрел в бинокль).
Мы летали , утомились
И на стульчики приземлились! (Присесть).
В:- Ребята, приложите руки к груди. Что вы чувствуете?
Д: -Дыхание.
В: -Как вы думаете ,что использует человек для дыхания?
В: Нет ничего на свете нужнее воздуха. Без воды человек может прожить несколько дней. Без пищи и воды несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений.
В:-Ребята, а как вы думаете воздух можно услышать?
-Вы ,что нибудь слышите?
Вывод: Воздух не имеет звука.
В:-Ребята,предлагаю вам с помощью опыта услышать звук воздуха.
Приложим к губам край листа тонкой бумаги и подуйте вдоль неё так ,чтобы получился звук.
-Что происходит с бумагой?
Д:- Она дрожит.
В:-Край бумаги дрожит и заставляет дрожать воздух, поэтому возникает звук.
- Приложите край листа бумаги и скажите па-па. Губы ощущают дрожание.
-Что происходит с краем листа бумаги?
-Он дрожит и заставляет дрожать ,колебаться воздух.
Приложите пальцы к горлу и скажите ,ощущаете дрожание горла.
Голосовые связки которые находятся у нас в горле заставляет дрожать поток воздуха, поэтому возникают звуки речи.
Вывод: Благодаря воздуху человек говорит. Звук рождается тогда, когда дрожит воздух
Заключительная часть занятия.
Пишем письмо с ответом .Дети рассказывают всё ,что узнали про воздух опираясь на символы обозначающие свойства воздуха.
Эколого - оздоровительный проект
“Чистота – залог здоровья”
Цель: Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.
Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.
Участники: воспитатель, дети, родители, эколог, руководитель ИЗО.
Время проведения проекта: в течение года.
Средства реализации проекта:
- Обсуждение понятий “Чистота – залог здоровья”, “Чистота – половина здоровья”.
- Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
- Викторина “Чистюли” (уход за домом, одеждой, поведение на природе).
- Домашнее задание (родители и дети) “Что ещё должно быть чистым?”.
Вывод: чем больше загрязняется природа – хуже здоровье человека, меньше животных, растений.
- Наблюдение “какой мусор и сколько его остаётся после прогулок?”.
- Акция “Чистота вокруг нас” (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями: во дворе).
- Акция “Чистое утро” (начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада).
- Рисование плакатов в защиту окружающей среды (ИЗО, с родителями).
- Соревнование между группами детского сада “самый чистый участок”, “Самый зелёный участок”.
- Оформление фотоальбома.
- Выставка рисунков.
Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детских садов, дворов).
Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе.
Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.
Привлечено внимание как детей, так и родителей к тому, что чистота окружающей среды важная часть составляющая здоровье человека и всего живого на Земле. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детского сада, дворов), необходимости здорового образа жизни.
Исследовательский проект
“Мусор”
Актуальность темы: Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.
Цель педагога: Сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле; воспитание бережного отношения к природе. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.
Цель детей: В ходе исследовательских действий понаблюдать, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Куда девается мусор? Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом использовать как вторсырьё для изготовления поделок.
Проблема:
1. Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения.
2. Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.
I. Подготовительный этап.
- Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
- Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение “Мусорная фантазия” А. Усачёва. Сказка “Серая шапочка и Красный волк” Н.А. Рыжовой.
II. Исследовательский этап.
- Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
- Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
- Беседа о дождевых червях, их поиск в природе.
- Сбор мусора на экологической тропинке.
- Сортировка собранного мусора:
- металлический
- пластиковый
- бумажный и т.п.
- Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
- Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
Запись предложений детей.
Света Г.: “Я думаю, мусор сгниёт и исчезнет”.
Максим С.: “Мусор так и останется, его лучше закапать”.
- Закапывание разного вида мусора:
а) упаковочные материалы;
б) пищевые продукты;
в) опавшие листья; для дальнейшего наблюдения за ними.
- Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит.
- Занесение результатов исследований в специальную таблицу.
Вид мусора | Стекло зелёного цвета | Полиэтиленовый пакет | Пластиковая бутылка | Металлическая бутылка | Обёрточная бумага | Апельсиновая кожура | Яблочная кожура | Картофельные очистки |
Время захоронения: апрель 2015г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Июль 2015г. | без изменений | без изменений | без изменений | без изменений | помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся | исчезла | исчезла | небольшие кусочки нашли с трудом |
сентябрь 2015г. | без изменений | без изменений | без изменений | без изменений | небольшие трудно определяемые остатки | нет | нет | нет |
- По окончанию работы по проекту, уборка оставшегося мусора в мусорные баки.
III. Обобщающий этап.
- Выяснение с детьми, куда могли пропасть листья?
- Что произошло с пищевыми отходами?
- Обсуждение результатов исследования.
Мы в апреле мусор взяли,
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…
Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.
Серёжа С.: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.
Юля М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”
Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет.
- Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
- Знакомство родителей с результатами исследований.
- Семинар-практикум для родителей “Игрушки из отходов”
- Оформление эскиз схемы “Что происходит с мусором?”
Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.
Помните:
Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.
Консервная банка – более 30 лет.
Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.
Стекло – 1000 лет.
Литература:
1. Грехова Л.И. “В союзе с природой”.
2. “Дошкольное образование” №16-2001г.
3. Мереньянова О.Р. “Формирование у детей основ экологической культуры”
4. “Начальная школа” №7-2001г.
5. Николаева С.Н. “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....