Познавательно-исследовательская деятельность .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Строение веществ»
Цели: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.
Задачи: Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности ; продолжать строить развернутые высказывания; создать положительный настрой ребенка; развивать поисково – познавательную деятельность детей, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику; воспитывать интерес к непосредственно образовательной деятельности ,желание работать в коллективе, помогать друг другу, интерес к окружающему миру.
Материал: Песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа, по два стакана с водой, чайные ложки на каждого ребенка.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент.
В.Ребята , вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий, или жидкий? (ответ детей). А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок?(Из песчинок). Песчинки твердые или мягкие?
Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами будем проводить опыты по исследованию строения веществ.
- Для проведения опытов по исследованию строения веществ нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)
Приступим к нашему исследованию.
Рассматривание песчинок.(Опыт 1)
В. Ребята, вы все , конечно , играли в песочнице. Как , вы думаете песок твердый или жидкий?( ответ) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок?(из песчинок) Песчинки твердые или мягкие?
Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу : песчинки твердые .Предлагает: « Давайте проверим. Возьмите по блюдечку с песком. Насыпте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите песчинки на ладошке. Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?»
Ответ детей.
В. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки , и их трудно увидеть. Вот если бы муравей посмотрел на песчинку , то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие , и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт : посмотрим на песчинку через специальное стекло , которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.
Педагог раздает детям лупы и предлагает: « Посмотрите на песчинку через лупу» . Дети рассматривают песчинки.
В. Видите , ребята, песчинки все разные.Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? ( твердые) А песок какой?( Песок мягкий) Кто мне скажет , почему из твердых песчинок получается мягкий песок?
Педагог стимулирует активность детей и подводит их к выводу: « Песчинок много»
В. Правильно, если песчинок много , то песок становится мягким .
Песчинки, когда их много , не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.
Изучение сахара.(опыт3)
Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: « Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?
Ответ детей.
В. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахара крепко в пальцы и надавите и им на стол… Сахар рассыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.) Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи.) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.)
Опыт с водой (4)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
В. А как вы думаете вода твердая или жидкая?
Ответ детей.
В. Правильно . Вода жидкая!
Чистая вода - прозрачная жидкость без вкуса, цвета и запаха.
Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода.) А если мы песок насыплем в воду, что будет? (ОТВЕТ) .Сейчас проверим. Педагог раздает детям по два стакана с водой и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде. Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез? Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».
Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде? Дети. Нет, не растворяется. Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.
В воду бросили песочек, Растворяться он не хочет, А вот сахар сладкий – сладкий Растворился без остатка!
Закрепление материала
Поиграть с детьми в игры «Большой-маленький», «Каравай».
Домашнее задание родителям
Рассмотрите с ребенком через увеличительное стекло различные мелкие предметы. Предложите зарисовать объект до рассматривания в лупу и после рассматривания, таким, как он виден с помощью лупы. Подчеркните, что лупа увеличивает объект: без лупы он выглядит маленьким, а через лупу – большим.
занятия опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Тема: « Строение веществ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"
Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...
Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....