Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием элементов методики В.Ф.Базарного, Э.С.Аветисова, У. Бейтса для детей старшей группы «Про кого расскажет жук»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель НОД: расширить представления детей о насекомых, познакомить с их многообразием, развивать умение обобщать насекомых по их существенным признакам, воспитывать интерес к жизни насекомых, желание узнать о них что-то новое. Развивать дистантную остроту зрения, зрительную память, мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye_konspekt.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                «Центр развития ребёнка — детский сад №121»

                                        Конспект НОД

                по формированию целостной картины мира с использованием элементов методики В.Ф.Базарного, Э.С.Аветисова,

                        У. Бейтса для детей старшей группы

                        «Про кого расскажет жук»

                                                                Воспитатель Фатеева В.В.

                                        г.ВОРОНЕЖ

        Цель: расширить представления детей о насекомых, познакомить с их многообразием, развивать умение обобщать насекомых по их существенным признакам, воспитывать интерес к жизни насекомых, желание узнать о них что-то новое. Развивать дистантную остроту зрения, зрительную память, мышление.

                

                                        Ход НОД:

Слайд 2.

Ребята! Сегодня в гости к нам прилетел жук. Давайте его внимательно рассмотрим. Тело жука, как и других насекомых, состоит из трёх основных отделов: головы, груди и брюшка. К грудному отделу крепятся три пары ножек. Сколько всего ножек у жука? (6). У этого жука есть рога, как у оленя. Как вы думаете, как он называется? (Жук-олень).

Слайд 3.

                        Летний луг - такое чудо!

                        Здесь цветы растут повсюду.

                        Желтоглазые ромашки,

                        Колокольчики и кашки.

                

                        Приглашает добрый жук:

                        - Приходите к нам на луг!

                        Всех я знаю на лугу!

                        Познакомить вас могу!

Ребята! Пойдём на прогулку? (Да).

                        Дети по лугу гуляли

                        За природой наблюдали!

                        Вверх на солнце посмотрели

                        И их лучики согрели.

                        Колокольчики запели

                        Вправо звон: дин  - дон!

                        Влево звон: дин  - дон!

                        

                        На нос села к нам пчела.

                        Посмотрите вниз, друзья.

                        Вот бегут муравьи.

                        Раз, два, три, четыре, пять.

                        Убежали все опять.

                        Мы листочки приподняли

                        И цветочек увидали.

                        Спал цветок и вдруг проснулся

                        Больше спать не захотел.

                        Шевелнулся, встрепенулся,

                        Взвился вверх и улетел.

                        Кто это? (Бабочка).

Хорошо мы погуляли? (Да).

А сейчас приглашаю вас на стулья.

Слайд 4.

-Ребята! Посмотрите на картинку.  (Девочка гуляет на лугу).

                                Вопросы по картинке:

  • Какое время года?  (Лето). Почему вы так думаете?
  • Сколько белых бабочек вы видите? (  ).
  • Кто знает, как называются такие бабочки?
  • Сколько пёстрых бабочек летает? (  ).
  • Каких бабочек больше? На сколько пёстрых бабочек больше, чем мотыльков? (  ).

Упражнение по Аветисову (сидя): крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть глаза на 5 секунд, посмотреть на светофор. (Какой цвет?) - повторить 4 раза.

Слайд 5. «Тараканище»

                                Вопросы по картинке:

        --  Как называется сказка, иллюстрацию к которой вы видите?

               Какие звери испугались таракана ?

  • Сколько зайчиков спряталось за трамваем ?
  • Какого цвета автомобиль на иллюстрации ?
  • Сколько фар у автомобиля?
  • Сколько ножек у таракана ?

  • Ребята! Вспомните другие сказки, героями которых были насекомые.

Слайд 6.

        «Теремок» р.н.с. В обр. А.Н. Толстого (Какие насекомые встречались в этой сказке?).

        «Дюймовочка». Г.Х. Андерсен.

        «Муха - цокотуха». К.И. Чуковский

        «Как муравьишка домой спешил». В. Бианки.

        «Под грибом». В. Сутеев.

        «Сказка про комара - комаровича». Мамин - Сибиряк.

        Упражнение стоя: отвести правую руку в сторону и медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, следить глазами за пальцем при  неподвижной голове. Затем движение слева направо. (Повторить 10 -12 раз).

Стоя: не поворачивая головы, переводить взгляд на носки ног, влево, вверх, вправо, на носки ног, влево, вверх, вправо. (Повторить 10-12 раз). Сели.

Ребята!  Наш гость жук-олень хочет, чтобы вы были внимательными и всё замечали.

Слайд 7.

Рассмотрите картинку и скажите, что напутал художник? (Ответы).

Упражнения по Аветисову (сидя):

  1. Быстро моргать глазами 1 минуту.
  2. Массировать глаза через закрытые веки круговыми движениями указательных пальцев (1 минуту).

Слайд 8.         «Четвёртый лишний»

Рассмотрите внимательно картинку и скажите , кто здесь лишний? (Кузнечик). Почему вы так думаете? (Ответы).

Слайд 9.     А на этой картинке?  (Шарик).  Почему?  (Ответ).

Давайте подойдём к окну. Посмотрите на кружок на стекле, вдаль на дом, на кружок на стекле, на небо, на кружок, на деревья, на кружок, вдаль, на кружок, вдаль. Повернитесь ко мне. Вспомните, что вы видели за окном? (Ответы). А я видела дерево, только забыла, как оно называется. Сейчас на нём зелёные иголки, а зимой оно было без иголок. (Лиственница). И около этого дерева летала бабочка.

                        Небольшой ручеёк

                        Нам дорожку пересёк.

                        Выше ножки поднимайте,

                        К своим стульчикам шагайте.

(Обращаю внимание детей на коробочку).

  • Ребята, что это? (Ответы). А что в ней может быть? (Ответы)

Эту коробочку приготовил для нас жук. Давайте посмотрим.

Жук хочет, чтобы вы узнали его друзей. (Картинки насекомых – дети называют их).

Слайд 10.   Бабочка. Чем питается? - высасывает сладкий цветочный нектар, для чего раскатывает свой длинный хоботок-язычок. Запахи цветов бабочки улавливают при помощи усиков. Ощупав лапками поверхность листа, бабочка может понять, пригоден ли он для откладывания яиц.

Слайд 11.    Шмель.  Собирает цветочную пыльцу. Эти насекомые совершенно безвредны. Хотя жало у них такое же, как у пчёл и ос, но кусают они очень редко, и их укусы не опасны. 

Слайд 12.  Стрекоза  - это хищник среди насекомых. Взрослые стрекозы питаются комарами, мошками, хватая добычу на лету. Личинки стрекозы живут в воде и могут поедать даже мальков рыб. Стрекозы могут совершать очень длинные перелёты, собираясь большими стаями.

 Слайд 13.    Пчела собирает сосущим чоботком нектар в зобик. Чтобы наполнить зобик, пчела должна посетить до 1500 цветков. На задних ножках у пчелы есть специальные корзиночки, в которые она собирает цветочную пыльцу и несёт в улей.

Слайд 14.   Кузнечик. Очень много разновидностей. Есть кузнечики с короткими усиками , а есть - с длинными. Зелёный кузнечик благодаря своей окраске может охотиться за другими насекомыми, может поймать многоножку. Есть кузнечики, которые едят только траву.

Слайд 15.   Комар. Кровью питаются только самки комаров, самцы питаются соком растений.

Слайд 16.     Муравей. Этих насекомых называют санитарами леса. В муравейник

они несут дохлых жуков, гусениц, мух, бабочек, клопов, кузнечиков, ос. Листья, травинки, сосновые или еловые иголки служат им материалом для строительства муравейника. Муравьи не любят сырости, поэтому каждый год они перетряхивают крышу муравейника, чтобы не завелась плесень.

        Молодцы! Всех насекомых узнали. Но в коробочке остались ещё карточки. Давайте посмотрим.  (Дети читают карточки с названием насекомых и  прикрепляют карточку туда, где можно увидеть этих насекомых).

Слайд 17.     Луг с насекомыми.

                (Достаю из коробочки фонарик.)

                        Фонарь я, ребята,

                        Совсем не простой!

                        Волшебною я

                        Наделён красотой.

                        В дремучем лесу

                        Пролежал много лет,

                        Пока светлячки

                        Собирали мне свет.

        А скажите-ка, ребятки,

        Любите ли вы загадки?   (Да).

Я загадаю загадку, а вы глазами найдите отгадку на стене.

                        На ромашку у ворот

                        Опустился вертолёт.

                        Золотистые глаза.

                        Кто же это ?..  (Стрекоза).

                        На лугу живёт скрипач,

                        Носит фрак и ходит вскачь.   (Кузнечик).

                        Я -  пятнистая букашка,

                        Если в руки попаду,

                        Притворюсь больною тяжко,

                        В обморок я упаду.    (Божья коровка).

                        Гудит мохнатенький,

                        Летит за сладеньким. (Шмель).

                        На поляне возле ёлок

                        Дом построен из иголок.

                        За травой не виден он,

                        А жильцов в нём миллион.   (Муравейник с муравьями).

                        Шевелились у цветка

                        Все четыре лепестка.

                        Я сорвать его хотел -

                        Он вспорхнул и улетел.   (Бабочка).

        Сколько бабочек вы увидели на стене?  (5).

        «Пальминг».

        Наши глаза чуть-чуть устали. Закрыли глаза ладонями, сели удобно, расслабились. Послушаем тишину и дадим отдохнуть нашим глазам.

(Звучит музыка Римского-Корсакова «Полёт шмеля»).

  • Что вы слышали? Что вы себе представили?  (Ответы).
  • А я слышала, что -то шуршало в коробочке! Давайте посмотрим?

(Достаю из коробочки модели насекомых и раздаю детям, спрашиваю у кого какое насекомое.)

Жук познакомил нас со своими друзьями, а сейчас мы пойдём на прогулку и понаблюдаем за насекомыми на участке.

                ...Внимательно  вглядись вокруг -

                Ты многое заметишь вдруг.

                Личинку тащит муравей,

                Спешит куда-то меж корней.

                ...На толстый сук

                Уселся золотистый жук.

                Порхает лёгкий мотылёк,

                Пьёт хоботком душистый сок,

                И собирает мёд пчела.

                Все заняты, у всех дела.

                Мой друг, внимательно вглядись,

                Волшебную увидишь жизнь.

                        

                        

        

                         

                        

        

                                                                        

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Познание. Формирование целостной картины мира. "Кого мы встретили в лесу" от 2 до 3 лет

В конспекте использованы: здоровьесберегающие технологии, сюрпризный момент, художественное слово, подвижные и пальчковые игры....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с использованием ИКТ тема: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»

Конспект  занятия по формированию целостной картины мира с использованием ИКТ тема: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже»...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Весёлое путешествие» для детей старшей группы

Учить узнавать и называть животных и предметы по описанию. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, учить отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизиров...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Как мы помогали лесным жителям».

Прогулка в зимний лес, првила поведения в лесу, увлекательная игра и воспитание бережного отношения к природе и животным....

Конспект занятия по формированию целостной картины мира с использованием ИКТ тема: «Службы «01», «02», «03» всегда на страже» https://cloud.mail.ru/public/5gF3/v54S16Npp

Конспект   занятия по формированию целостной картины мира  с использованием ИКТ   тема: «Службы «01», «02», «03&ra...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 6-7 лет в группе компенсирующей направленности "Строение солнечной системы" с использованием ИКТ технологии

Цели и задачи данного конспекта, ознакомление детей 6-7 лет со строением солнечной системы. В конспекте используются здоровьесберегающие технологии, такие как физкультминутка и зрительная гимнастика. ...

Конспект СООД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологии на тему: «Русская матрешка» для детей младшего возраста

Цель:формирование представлений детей о русской матрешке.Задачи:1. Расширять знания детей о русской матрёшке, дать представление о её внешнем виде, как и из чего изготовлена.2. Воспитывать л...