проект по экологии "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Специально организаванная работа по углубленному изучению зимующих птиц, по воспитанию бережного отношения к птицам, заботе о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptttsy.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Зимующие птицы»
Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории Горева Наталья Валерьевна
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатель группы
Тип проекта
- По доминирующей деятельности – проектная деятельность
- По предметно-образовательной области – познавательная, исследовательская, творческая деятельность
- По продолжительности – среднесрочный (1 неделя)
- По характеру координации проекта – индивидуальная, совместная, специально организованная деятельность
- По характеру контактов – индивидуальная, коллективная
- По количеству участников – группа среднего дошкольного возраста
Цель проекта
- Создать условия для формирования эколого-краеведческой культуры.
- Сформировать экологические знания о зимующих птицах.
- Воспитывать бережное ответственное отношение к птицам, желание кормить в трудное для птиц время.
- Активизировать творческий потенциал родителей и детей.
Задачи проекта
- Развивать интерес к родной природе, расширить кругозор детей о зимующих птицах: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
- Развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.
- Пополнить предметно-развивающую среду в группе по теме проекта.
- Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта.
- Развивать творческие способности родителей (мастерить кормушку для птиц из подручного и бросового материала).
Актуальность проекта: в век технического прогресса, когда уже новорожденных детей окружают компьютерные технологии и гаджеты проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Наш детский сад находится в окружении смешенного уральского леса и птицы окружают нас круглый год, являются частыми гостями наших прогулочных площадок. В холодное время года (с начала ноября и до середины марта температура колеблется от -25 до -40 градусов С) доступной пищи становится значительно меньше, и потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание условий необходимых для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта в виде презентации.
• Организация и участие родителей в творческом домашнем задании «Энциклопедия зимующих птиц»; в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
За неделю до реализации проекта с родителями проводилось анкетирование по теме проекта и мониторинг результатов. Накануне выходных родителям сообщили тему недели «Зимующие птицы» и раздали домашнее задание:
1. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.
2. Выполнить совместный проект: на листе формата А-4 нарисовать зимующую птицу, описать, где живет, чем питается, а также выучить стихотворение или загадку.
3. Совместно с ребенком сделать кормушку, заготовить корм для птиц.
В помощь родителям разработали и напечатали памятки с рекомендациями на совместные прогулки с детьми, а также буклеты с рекомендациями по изготовлению кормушек для птиц.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
I. Игровая деятельность:
1. Дидактические игры.
«Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны, синица-синицы и т. п.).
«Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).
«Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.).
«Кто, где живет»: закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло)
«Назови птичку, которой не стало»: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
«Угадай птицу по описанию»: загадывание загадок от имени птиц.
«Кто больше»: подбор выполняемых действий, признаков (клюет, скачет и т.д.).
2. Сюжетно-ролевая игра «Птичья столовая».
3. Театрализация «Птички в гнездышках сидят, сверху на ребят глядят».
4. Подвижные игры. «Птички в гнездах», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Совушка-сова», «Воробушки и кот» и др.
5. Упражнения на дыхание.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
II. Познавательная деятельность:
1. Формирование целостной картины мира. Тема: «Зимующие птицы»
2. ФЭМП. Тема: «Каждой пичужке по кормушке».
III. Беседы.
«Как живется пернатым зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Чем питаются птицы», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
IV. Решение проблемной ситуации.
«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».
V. Наблюдение за птицами зимой.
Наблюдение за синичками; за вороной и сорокой; за снегирем; за голубями; за воробьями.
VI. Труд.
Изготовление кормушек, сбор корма для птиц, подкормка птиц.
VII. Коммуникация.
Чтение художественной литературы: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», В. Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка».
Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
VIII. Творческое рассказывание.
«Как однажды зимой я спас птичку».
IX. Художественное творчество:
1)Рисование. Тема: «Синички летают», «Птицы на веточке».
2)Лепка из пластилина. Тема: «Учимся лепить птиц».
3)Аппликация. Тема: «Снегирь на ветке рябины».
X. Музыка.
Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.
XI. Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»
XII. Оформление результата проекта в виде презентации.
Презентация детьми проектов совместной творческой деятельности с родителями «Энциклопедия зимующих птиц».
Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах (знают названия и строение птиц, их повадки, умеют отличать по внешнему виду, где живут, чем питаются).
Обогатилась предметно-развивающая среда: художественной и специальной литературой, иллюстрациями; изготовлены маски для подвижных игр; создана копилка со стихами и загадками о зимующих птицах, изготовлена игра-пазлы «Зимующие птицы», создана «Энциклопедия зимующих птиц».
Мониторинг познавательных процессов у детей показал, что до проекта детей с низким уровнем было 4 человека и это составляло 17%, детей со средним уровнем было 11человек – 48%, а детей с высоким уровнем было 8 человек, и это составляло 35%. По завершении проекта детей с низким уровнем не осталось ни одного, т.е. 0%, детей со средним уровнем стало 8 человек, и это составляет 35%, а вот детей с высоким уровнем стало 15 человек, и это уже составляет 65%.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в творческом создании проектов (19 семей из 23), сделали кормушки, заготовили корм для птиц.
Список литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. «Просвещение», 1990.
- Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «АРКТИ», 2004.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
М., «Академия», 2002.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2003.
Интернет-ресурсы:
http://ulan-ude-dou.ru/71/images/stories/gruppy/zimujuzije_ptizy.pdf
http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/11390.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ....
Проект "Как появляется птица"
1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...
Проект "Нам без птиц никак нельзя, птицы - верные друзья"
Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах через знакомство с книжной графикой и литературными произведениями Г.Я.Снегирева....
Мини-проект на тему : " Птицы-соседи, птицы друзья"
Содержание проекта:1. Предполагаемый результат2. Предварительная работа3. Дидактические игры4. Фотографии детей...
В рамках ежегодного Всероссийского проекта Союза охраны птиц России (СОПР), в нашем детском саду, прошла акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!». Номинация—”Кормушка для пичужки”.
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"13943769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1394377...