проект по экологии "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

горева наталья валерьевна

Специально организаванная работа по углубленному изучению зимующих птиц, по воспитанию бережного отношения к птицам, заботе о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimuyushchie_ptttsy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Автор проекта: воспитатель I квалификационной категории Горева Наталья Валерьевна

Участники проекта: дети 4-5 лет, родители воспитанников, воспитатель группы

Тип проекта

  • По доминирующей деятельности – проектная деятельность
  • По предметно-образовательной области – познавательная, исследовательская, творческая деятельность
  • По продолжительности – среднесрочный (1 неделя)
  • По характеру координации проекта – индивидуальная, совместная, специально организованная деятельность
  • По характеру контактов – индивидуальная, коллективная
  • По количеству участников – группа среднего дошкольного возраста

Цель проекта

  • Создать условия для формирования эколого-краеведческой культуры.
  • Сформировать экологические знания о зимующих птицах.
  • Воспитывать бережное ответственное отношение к птицам, желание кормить в трудное для птиц время.
  • Активизировать  творческий потенциал родителей и детей.

Задачи проекта

  • Развивать интерес к родной природе, расширить кругозор детей о зимующих птицах: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
  • Развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности.
  • Пополнить предметно-развивающую среду в группе по теме проекта.
  • Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию коллективного проекта.
  • Развивать творческие способности  родителей (мастерить кормушку для птиц из подручного и бросового материала).

Актуальность проекта: в век технического прогресса, когда уже новорожденных детей окружают компьютерные технологии и гаджеты проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

     Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Наш детский сад находится в окружении смешенного уральского леса и птицы окружают нас круглый год, являются частыми гостями наших прогулочных площадок. В холодное время года (с начала ноября и до середины марта температура колеблется от -25 до -40 градусов С) доступной пищи становится значительно меньше, и потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

•  Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

•  Создание условий необходимых для реализации проекта.

•  Перспективное планирование проекта.

•  Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический).

•  Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

•  Оформление результата проекта в виде презентации.

• Организация и участие родителей в творческом домашнем задании «Энциклопедия зимующих птиц»; в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

     За неделю до реализации проекта с родителями проводилось анкетирование по теме проекта и мониторинг результатов. Накануне выходных родителям сообщили тему недели «Зимующие птицы» и раздали домашнее задание:

1. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

2. Выполнить совместный проект: на листе формата А-4 нарисовать зимующую птицу, описать, где живет, чем питается, а также выучить стихотворение или загадку.

3. Совместно с ребенком сделать кормушку, заготовить корм для птиц.

В помощь родителям разработали и напечатали памятки с рекомендациями на совместные прогулки с детьми, а также буклеты с рекомендациями по изготовлению кормушек для птиц.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

1. Дидактические игры.

«Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны, синица-синицы и т. п.).

«Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко).

«Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.).

«Кто, где живет»: закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло)

«Назови птичку, которой не стало»: развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

«Угадай птицу по описанию»: загадывание загадок от имени птиц.

«Кто больше»:  подбор выполняемых действий, признаков (клюет, скачет и т.д.).

2. Сюжетно-ролевая игра «Птичья столовая».

3. Театрализация «Птички в гнездышках сидят, сверху на ребят глядят».

4. Подвижные игры. «Птички в гнездах», «Воробушки и автомобиль», «Птички летают», «Совушка-сова», «Воробушки и кот» и др.

5. Упражнения на дыхание.

6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

1. Формирование целостной картины мира. Тема: «Зимующие птицы»

2. ФЭМП. Тема: «Каждой пичужке по кормушке».

III. Беседы.

«Как живется пернатым зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Чем питаются птицы», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».

IV. Решение проблемной ситуации.

«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

V. Наблюдение за птицами зимой.

Наблюдение за синичками; за вороной и сорокой; за снегирем; за голубями; за воробьями.

VI. Труд.

Изготовление кормушек, сбор корма для птиц, подкормка птиц.

VII. Коммуникация.

Чтение художественной литературы: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», В. Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр мультфильма «Высокая горка».

 Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

 Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

VIII. Творческое рассказывание.

«Как однажды зимой я спас птичку».

IX. Художественное творчество:

1)Рисование. Тема: «Синички летают», «Птицы на веточке».

2)Лепка из пластилина. Тема: «Учимся лепить птиц».

3)Аппликация. Тема: «Снегирь на ветке рябины».

X. Музыка.

Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой.

XI. Работа с родителями.

Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц». Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?»

XII. Оформление результата проекта в виде презентации.

Презентация детьми проектов совместной творческой деятельности с родителями «Энциклопедия зимующих птиц».

Организация и участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц».

Результаты реализации проекта.

Расширен кругозор детей о зимующих птицах (знают названия и строение птиц, их повадки, умеют отличать по внешнему виду, где живут, чем питаются).

Обогатилась предметно-развивающая среда: художественной и специальной литературой, иллюстрациями; изготовлены маски для подвижных игр; создана копилка со стихами и загадками о зимующих птицах, изготовлена игра-пазлы «Зимующие птицы», создана «Энциклопедия зимующих птиц».

Мониторинг познавательных процессов у детей показал, что до проекта детей с низким уровнем было 4 человека и это составляло 17%, детей со средним уровнем было 11человек – 48%, а детей с высоким уровнем было 8 человек, и это составляло 35%. По завершении проекта детей с низким уровнем не осталось ни одного, т.е. 0%, детей со средним уровнем стало 8 человек, и это составляет 35%, а вот детей с высоким уровнем стало 15 человек, и это уже составляет 65%.

У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

 Воспитанники и их родители приняли активное участие в творческом создании проектов (19 семей из 23), сделали кормушки, заготовили корм для птиц.

Список литературы:

  • Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М. «Просвещение», 1990.
  • Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., «АРКТИ», 2004.
  • Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.

          М., «Академия», 2002.

  • Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., «Мозаика-Синтез», 2003.

Интернет-ресурсы:

http://ulan-ude-dou.ru/71/images/stories/gruppy/zimujuzije_ptizy.pdf

http://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/world-around/11390.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕД.ПРОЕКТ "МЫ - ДРУЗЬЯ ПТИЦ"

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ПТИЦАМИ....

Проект "Как появляется птица"

1. Развитие потребности в получении новых знаний о птицах. 2. Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших. 3. Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать, анализир...

Проект "Нам без птиц никак нельзя, птицы - верные друзья"

Проект по формированию знаний детей старшего дошкольного возраста о птицах через знакомство с книжной графикой и литературными произведениями Г.Я.Снегирева....

Мини-проект на тему : " Птицы-соседи, птицы друзья"

Содержание проекта:1. Предполагаемый результат2. Предварительная работа3. Дидактические игры4. Фотографии детей...

В рамках ежегодного Всероссийского проекта Союза охраны птиц России (СОПР), в нашем детском саду, прошла акция «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!». Номинация—”Кормушка для пичужки”.

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"13943769","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1394377...