"Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе ДО"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему
Планирование работы по экологическому воспитанию на год в старшей группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_ekol.docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
Месяц | Тема | Задачи | Методические приемы |
Сентябрь | 1.Наблюдения за насекомыми | Учить детей замечать, узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, муравей), учить осторожному и бережному отношению к насекомым, воспитывать наблюдательность, любознательность | Рассмотреть, полюбоваться, поделиться впечатлениями, прочесть стихи, показать пример бережного отношения к насекомым (не ловить, не наступать, любоваться) |
2.Прогулка к цветнику | Познакомить детей с растениями цветника (календула, бархатцы), учить различать, называть их, показать стебель, листья, цветы, воспитывать эстетические чувства, любознательность. | Рассмотреть, сравнить, полюбоваться, прочесть стихи о цветах | |
3.Березка и тополь | Учить детей различать старое и молодое дерево, березку и тополь, воспитывать бережное отношение к деревьям | Полюбоваться старым развесистым деревом, прочесть стихи Э.Мошковской «У Дедушки-Древа добрые руки», попробовать, взявшись за руки, обхватить ствол тополя (или другого большого дерева), сравнить его с молодым топольком (ствол, кора, ветки, листья) | |
Октябрь | 1.Осенние цветы | Конкретизировать представления детей о знакомых растениях цветника. Наблюдать, как выглядят растения в октябре (цветов стало очень мало, созрели семена). | Рассмотреть календулу и бархатцы, их стебель, листья, цветы и семена; собрать семена в коробочки, загадать загадку о семенах ноготков, пересадить одно из растений в горшок и принести в группу (при пересадке рассмотреть и закрепить знания о частях растений). |
2.Прогулка в осенний парк | Показать детям как красива природа осенью | Прочесть стихотворение М.Авдеевой «Разноцветный парк», полюбоваться разноцветием осени, предложить детям самим проверить, как шуршат листья. Предложить игру «Мы осенние листочки», сравнить листья березы, тополя, рябины по цвету, размеру , форме, провести игру «Найди такой же листок». | |
3. Целевая прогулка в «Мастерскую природы» | Познакомить детей с выставкой работ из природного материала, пробудить в них желание заниматься этим интересным делом, познакомить с простейшим природным материалом (еловые и сосновые шишки, листья, семена, желуди), воспитывать эстетические чувства, воображение. | При демонстрации работ предложить детям отгадать, герои каких стихов или сказок изображены. В группе предложить рассмотреть заготовленный природный материал и смастерить простейшие поделки (елку из шишки, грибок из желудя и пластилина) и др. | |
Ноябрь | 1.Прогулка к елочке | Познакомить детей с сосной, научить различать ель и сосну, рассказать о том, чем полезны эти деревья (семенами из их шишек кормятся птицы и животные) | Полюбоваться пушистыми зелеными деревьями, загадать загадку, прочесть стихи, рассмотреть хвою и шишки ели и сосны, сравнить их, помочь запомнить «Чьи шишки и иголки – сонны или елки?» |
2.Прогулка к «Птичьей столовой» | Понаблюдать вместе с детьми за поведением птиц у кормушки (сидят нахохлившись на ветках, ждут корм, затем начинают подлетать к кормушке, клевать; воробьи подбирают корм под кормушкой, ссорятся, чирикают и т.п.), продолжать учить детей различать птиц по оперению, голосу (воробей, синица, голубь). | Рассматривать, сравнивать, использовать стихотворения о зиме и зимующих птицах | |
Декабрь | 1.Наблюдения за деревьями и кустарниками зимой. | Понаблюдать вместе с детьми за приметами наступившей зимы, закрепить умение детей отличать дерево от куста. Воспитывать наблюдательность, эстетические чувства. | Прочесть стихи о красавице-зиме, полюбоваться заиндевелыми деревьями, белым чистым снегом, ясным морозным днем. Поиграть в подвижную игру «Мороз, Красный нос». Закрепить умение детей различать дерево и куст в игре «Вот мой куст». |
2. «Блестя на солнце, снег лежит…» (экскурсия в парк) | Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа. Поговорить с детьми о зимнем парке (все кругом замерло, лежит снег, он серебрится на свету, кустарники и деревья снег спасает от холода). Рассказать о том, что веточки кустарников и деревьев зимой становятся очень хрупкими и ломаются от сильного ветра, от прикосновения к ним. Напомнить детям о том, как зимуют некоторые птицы (воробьи, сороки, вороны, синицы, снегири), о том, что птицы нуждаются в помощи людей зимой. | Прочесть стихи о зиме, зимних забавах, наблюдать за признаками сезона (рассмотреть, потрогать снег – он белый, холодный, пушистый, глубокий); взять с собой из детского сада санки для катания с горки. Для закрепления впечатлений провести в группе занятия по коллективной аппликации на тему «Веселая зимушка» | |
Январь | 1. «В царстве снега и льда» | Раскрыть перед детьми новые качества и свойства реки (люди теперь могут переходить через озеро по льду, лед стал толстым, через него не видно дна, в прорубях рыбаки ловят рыбу, вся растительность по берегам покрыта снегом. Обобщить знания детей о тех животных и растениях, которые приспособились к условиям зимы. Закрепить правила поведения детей на водоеме зимой, особенно около полыньи и проруби | Прочесть стихи и загадки о снеге; полюбоваться заснеженными деревьями; поиграть в санный поезд, построить избушку из снега для лисички (внести игрушку); рассмотреть и назвать предметы зимней одежды. |
2.Жизнь природы зимой. | Обобщить представления детей о типичных проявлениях зимы в живой и неживой природе (короткие дни, длинные ночи, солнце совсем не греет, поэтому холодно, при ветре бывает пурга, все растения живые, но они находятся в состоянии покоя; птицы приближаются к жилью человека, им голодно, они ищут корм). Воспитывать наблюдательность детей, интерес к жизни растений и птиц, бережное отношение к ним, заботу о них (дети могут помочь растениям и птицам: не ломать растения, укрыть их снегом, чтобы не замерзли; птицам повесить кормушки, постоянно их подкармливать). | Рассматривать, сравнивать, использовать стихотворения о зиме и зимующих птицах. | |
Февраль | 1. «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля» | Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме, длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, его ролью в жизни растений в зимних условиях. Рассказать о роли снега в жизни растений и деревьев зимой. Развивать у детей эстетическое восприятие природы. | Прочесть стихи о зиме, зимних забавах, наблюдать за признаками сезона (рассмотреть, потрогать снег – он белый, холодный, пушистый, глубокий). |
2. Прогулка к «птичьей столовой» | Продолжать учить детей различать птиц по размеру, оперению, голосу (воробей, синица, голубь); учить наблюдать за поведением птиц (воробьи – не боятся людей, клюют корм с кормушки, с земли, ссорятся; синицы – улетают с кормом на другое дерево и там его съедают). | Рассматривать. Сравнивать, наблюдать; рассказать стихотворение «Птичья столовая» | |
Март | 1.Первые признаки весны | Провести наблюдение за первыми признаками весны (солнце светит ярко, пригревает); отметить состояние снега (чернеет, становится рыхлым, с крыши свисают сосульки) | Полюбоваться на солнышко, погреть ладошки, взять комочек снега, сжать его и посмотреть, как из него начнет капать вода; послушать капель на припеке; прочитать стихотворение И.Токмаковой «Весна» |
2. Прогулка к скворечнику | Закрепить знания детей о внешнем виде скворца; рассмотреть его место обитания – скворечник. Обратить внимание детей на то, чем заняты скворцы; закрепить в речи слова «оперение», «скворечник». | Загадать детям загадку о скворечнике; рассмотреть его; рассмотреть и послушать скворца; рассказать детям, чем полезна эта птица, как люди заботятся о ней (делают скворечники). В группе провести занятие по созданию коллективной аппликации из готовых форм «Мы встречаем птиц» | |
Апрель | 1. «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года…» (экскурсия в парк) | Систематизировать знания детей о признаках наступившей весны (солнце стоит высоко, стало тепло, снег растаял, начинает расти трава, на кустах и деревьях набухают почки, оживают насекомые – жучки, бабочки; прилетают птицы – грачи, скворцы, зяблики, трясогузки); вспомнить, каким был парк зимой, какие изменения в нем наиболее заметны. Учить детей устанавливать связь между повышением температуры и удлинением дня, ростом растений, появлением насекомых, прилетом птиц. Усилить эстетические переживания детей, обратить их внимание на радость, возникающую в душе от яркого весеннего света, свежести весеннего воздуха. | Вспомнить стихотворения о весне, проталинах, ручейках и т.п., погреть ладони и щеки на солнышке; послушать звон капели, шум ручейка, который бежит из-под большого сугроба; походить по большой проталине; рассмотреть первую зеленую травку; полюбоваться весенней природой. |
2. «Уронило солнце лучик золотой…» (экскурсия на луг) | Продолжать формировать у детей представление о том, что луг – это сообщество травянистых растений. Развивать умение замечать и правильно называть первые весенние цветы – первоцветы (мать-и-мачеха, медуница, одуванчик и т.д.), выделять их характерные признаки; уточнить знания о месте произрастания этих растений и их значении в природе (насекомые, появившиеся первыми весной, собирают с этих цветов нектар); устанавливать взаимосвязь растений луга с насекомыми. Воспитывать осознанное, бережное отношение к первым цветам, учить любоваться их красотой. Обогащать словарный запас детей названиями новых растений, формировать диалогическую речь. | Прочесть стихи о весенней природе, рассмотреть луговые растения (полюбоваться, понюхать), рассмотреть и сравнить бабочек. | |
Май | 1.«Май – для цветов рай» | Обратить внимание детей на характерные признаки наступившей весны (небо голубое, ярко светит солнце, оттаяла земля, она стала теплой, в ней много влаги, расцвели первоцветы, значит, появились условия для роста и развития растений); на примере одуванчика выяснить следующие факты: где он произрастает, каково его строение, как получает питание, рассмотреть листья. Формировать у детей элементарные представления о связях живых организмов с окружающей средой, друг с другом. Продолжить учить детей бережно, заботливо относиться к природе, закрепить правила поведения на лугу. Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы, усвоить «Правила друзей природы» | Прочесть стихи о весне и цветах, рассмотреть и сравнить цветы, их лепестки, стебельки, цвет, запах. |
2.«Май – деревья наряжает, лето в гости поджидает» | Продолжать учить детей наблюдать за тем, какие изменения произошли в саду, уточнить последовательность происходящих весной в природе изменений (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение травянистых растений, плодовых деревьев, кустарников; появление насекомых, прилет птиц, гнездование и др.) Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Закрепить понимание последовательности сельскохозяйственного труда человека, его зависимости от изменений погоды. Развивать умение радоваться пробуждению природы и приходу весны. | Прочитать загадки о весне, о насекомых, цветах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
Перспективный план...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе детского сада
В планировании представлены темы занятий, программные задачи, формы ознакомления старших дошкольников с растительным миром...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной к школе группе
Перспективное планирование по экологии...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе...
Перспективное планирование по «Экологическому воспитанию дошкольников старшей группе»
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год № Тема занятия Содержание занятия Задачи занятия СЕНТЯБРЬ 1 «Вода –источник жизни» Беседы: «Почему вода источник ж...
перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе...
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе
Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...