"Славное море - священный Байкал."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Славное море - священный Байкал."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kniga_baykala.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Славное море – священный Байкал.
Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.
Предварительная работа: знакомство с озером Байкал, его обитателями, растительным миром; чтение легенд о Байкале; разучивание стихотворений; знакомство с правилами поведения в природе, художественное творчество на тему «Обитатели Байкала», «На дне Байкала».
Материалы: презентация к занятию «Славное море – священный Байкал», плоскостной разрезной силуэт озера с загадками, иллюстрации с изображением озера, животных, растений, плотные цветные листы картона, клей. Ножницы, лист с силуэтом нерпы, вата, фломастеры, папка – скоросшиватель, цветные жетоны, Байкальская вода.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о Байкале.
Дети смотрят мультимедийную презентацию «Байкал» - вдруг, посреди презентации звучит звук sos! и появляется надпись: «Помогите, защитите!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем может просить нас Байкал?
Ответы детей: защитить его от загрязнения, уничтожения растений и животных.
Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем защитить Байкал, помочь ему?
Ответы детей: не мусорить, не уничтожать животных, охранять животных, не рвать растения.
Воспитатель:
- Ребята, охранять одни мы его не сможем, но помочь всем рассказать об уникальности и его красоте, сколько чудес в нём, наверное, мы с вами можем.
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к мысли о создании «Книги Байкала»
- Давайте с вами создадим «Книгу Байкала» где расскажем о нём. Согласны? (ответы детей)
- Сначала нам надо вспомнить всё, что мы знаем о нашем красавце Байкале, а потом собрать всё это вместе в альбом со страничками. Поможет в этом нам вот этот план. (Воспитатель показывает детям план заданий, в соответствии с которым будут созданы странички «Книги Байкала»):
Задание 1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
Дети собирают из 4 кусочков паззл с очертаниями озера, выбирая его среди других, отгадывая загадки на обороте.
1. Бледно-розова, нежна,
Студёная вода нужна.
Что за рыбка невеличка
Меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Эта рыбка … (голомянка)
2.Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят, живет в Байкале,
Вы случайно не слыхали? (Омуль)
3. В снежном логове родятся,
Простудиться не боятся.
Подрастут - начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезет -
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами!
(Нерпа)
4. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
(Байкал)
Задание 2. «Вспомнить легенду о Байкале и её реках».
Воспитатель: Ребята, я думаю, с этим мы справимся. Давайте вместе её вспомним и перескажем (дети с воспитателем рассказывают легенду Байкала).
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.
Задание 3. Водный мир Байкала.
Воспитатель:
- Нам надо выбрать тех водных обитателей, которые обитают в Байкале.
На экране детям предлагаются триггеры с изображением водных обитателей – дети выбирают только обитателей озера.
Релаксационная и физкультминутка
Воспитатель говорит под звучащую негромкую музыку:
- «Святое море», «Святая вода», так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества. Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...” (звучит музыка волн)
Ребята, а теперь я предлагаю вам спуститься к озеру и поиграть:
Проводится игра «А мы к озеру спустились»
А мы к озеру спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками.)
Раз, два, три, четыре - (Изображают, что брызгают себе водой в лицо.)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. (Вновь идут по кругу.)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (Изображают брасс, двигаясь по кругу.)
Одной, другой – это кроль. (Изображают кроль, двигаясь по кругу.)
Вышли на берег крутой (Идут по кругу, взявшись за руки.)
И отправились домой.
Воспитатель:
- Ну вот, мы немного прогулялись, покупались, пора продолжать нашу работу.
Задание 4. Растительный мир Байкала. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель:
- Ребята, нам надо узнать какое из растений лишнее и не растет на Байкале (детям предлагаются карточки с изображением растений и деревьев – среди них надо назвать лишние те, которые не растут на побережьях Байкала).
Задание 5. Животный мир Байкала.
Воспитатель:
- Ребята нам надо угадать животных, части которых изображены и которые водятся в лесах у Байкала.
На экране появляются части изображения (хвост, лапы, уши и т.д.) животных, дети угадывают и называют их.
Задание 6: Правила поведения в природе.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а если все будут знать о Байкале её обитателях и не знать, как правильно себя вести, сможем ли мы озеро защитить? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что надо создать страничку о правилах поведения в природе).
На экране появляются знаки «Правила поведения в природе» и дети объясняют их.
Задание 7: Живой символ Байкала – нерпа.
Рассматривание игрушки, иллюстраций с изображением нерпы. Затем дети рассматривают различные материалы, из которых можно изготовить нерпу.
Воспитатель:
- Ну вот, теперь вы всё вспомнили и нам пора приниматься за работу. Для этого нам надо поделиться на компании. В этом нам помогут цветные жетоны (детям предлагается достать из коробочки жетон (жетоны 4 цветов) - на каждом столе есть жетон такого же цвета), каждый ребенок идет к тому столу, на котором такой же цвет.
Воспитатель:
_ Итак, дорогие ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы по цвету своего жетона и обратите внимание, что на столах расположены задания, по которым необходимо создать странички для книги и разные материалы, с помощью которых вы будете изготавливать свои странички. Каждая кампания, изготовив свою страничку, вложит ее в альбом о Байкале.
Дети рассаживаются за столами и из предложенного материала составляют страницу в альбом. После выполнения заданий, дети вкладывают свои странички в альбом, рассматривают его.
Воспитатель:
- Ребята, ну вот и получился у нас замечательный альбом, который мы сможем всем показать и рассказать о красоте и неповторимости нашей жемчужины – озера Байкал.
А теперь давайте закончим нашу работу стихотворениями о Байкале (дети читают стихотворения о Байкале)
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал родной!
Воспитатель:
- Спасибо, ребята! И сейчас, за работу вашу кропотливую, старательную напою водой чистой, полезной для организма – «Байкальской».
Воспитатель предлагает детям попить воды из стаканчиков, уточняя ее название – «Байкальская».
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал родной!
План работы:
- «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
- «Вспомнить легенду о Байкале»
- «Водный мир Байкала»
- «Растительный мир Байкала»
- «Животный мир Байкала»
- «Правила поведения в природе»
- «Живой символ Байкала – нерпа»
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника " Славное море - священный Байкал"
Сценарий Славное море – священный БайкалВсе знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями ...
Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018» Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал» 2018
В данном материале представлен Фотоотчёт с городского фестиваля - конкурса «Театральный Олимп-2018». Литературно-музыкальная композиция «Священный Байкал»....
Рассказы и произведения М.Д.Сергеева "Море синее - Байкал"
Писатели Приангарья детям...
"Священный Байкал"
Тематическое спортивное развлечение для детей подготовительной групппы....
Конспект ОД"ОзероБайкал -славное море"
конспект занятия расчитан на средний дошкольный возраст. Он поможет воспитателю познакомить детей с озером Байкал его историей возникновения и обитателями ....
Проект "Священный Байкал"
Цель проекта – расширение представлений у дошкольников о растительном и животном мире Прибайкалья, о неразрывной связи человека с природой. Формирование бережного отношения к окружающему м...