Программа «Игры по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников»
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
В данной рабочей программе представлено описание дидактических игр по формированию элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 57.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны «Детский сад комбинированного типа
№ 110 «Курочка ряба»
Программа
«Игры по формированию
элементарных экологических представлений
у дошкольников»
Составила:
воспитатель
Козлова Людмила Михайловна
г. Набережные Челны
2015 г.
Содержание: стр.
1.Целевой раздел. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Пояснительная записка. 4
1.3. Цель и задачи рабочей программы. 5
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. 6
1.5. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития 6
детей среднего дошкольного возраста. 1.6. Планируемые результаты освоения программы. 7,8
2. Содержательный раздел. 9
2.1. Цель и задачи образовательной деятельности. 9
2.2. Методы и формы работы с детьми. 9
2.3. Планирование работы с детьми. 10
2.4 Совместная деятельность с семьёй. 15
3. Организационный раздел. 16
3.1. Материально – техническое обеспечение программы. 16
3.2. Методическое обеспечение программы. 17
1.Целевой раздел.
1.1.Введение.
Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
«Если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств», а «открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть» -В.А.Сухомлинский.
Опыт показывает, что взрослого человека, уже с сформированными взглядами, трудно переубедить и перевоспитать. Поколение, воспитанное на лозунгах «победить природу, взять у неё все богатства», с трудом перестраиваются на новый тип взаимоотношений «человек – природа». Сформировать человека с новым экологическим мышлением можно, только закладывая основы знаний с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования детей является работа с дошкольниками.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку тоже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Мой девиз: «Я сорвал цветок, и он завял. Я поймал бабочку, и она умерла у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к природе можно только сердцем»
1.2. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
В данной рабочей программе представлено описание дидактических игр по формированию элементарных экологических представлений у детей 4-5 лет, которая разработана в соответствии:
- - с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
- - на основе основной образовательной программы МАДОУ №110 г.Набережные Челны.
- программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В рабочей программе используются следующие парциальные программы:
- - О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;
- - Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;
- - С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;
- Н.Н. Кондратьева «Мы»;
- Ж.Л. Васякина «Паутинка»;
- И. Белавина и Н. Найденская«Планета - наш дом»;
- - Т.Климова и Н. Таранова«Мы открываем мир»;
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Основная образовательная программа МАДОУ №110 г. Набережные Челны.
- ФГОС ДО
1.3. Цель и задачи рабочей программы.
Ведущая цель программы: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающие: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающие: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательные: воспитание умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
4. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
5. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
6. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.
7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
8.Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.
9.Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы по программе — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому данная рабочая программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
1.5. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей среднего дошкольного возраста.
В игровой деятельности дети среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами. Наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планировать последовательность действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики.
Восприятие детей становится более развитым. Они называют форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов.
Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Однако им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности. Как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Они способны удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием «Я» ребенка, его детализацией.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
К концу учебного года дети:
- имеют представления о различных природных объектах:о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; неживой природе; Красной книге; природе родного края.
- могут устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- имеют представления об экологических зависимостях: устанавливают связи и взаимодействия человека с природой.
- формируется умение правильно вести себя в природе, осознание бережного отношения к ней.
Процедура отслеживания и оценки результатов освоения программы детьми проводится 2 раза в год (в сентябре-IX и мае-V).
№ | Фамилия, имя ребенка | IX 1 | V 1 | IX 2 | V 2 | IX 3 | V 3 | IX 4 | V 4 | IX итог | V итог |
1 | Агибалова Лера | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | |||||
2 | Богачев Никита | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
3 | Буштак Кирилл | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
4 | Горюшин Илья | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
5 | Григорьев Лев | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | |||||
6 | Елесеев Вова | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | |||||
7 | Емельянов Женя | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
8 | Желтов Костя | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
9 | Закиров Альмир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
10 | Захарова Влада | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
11 | Илендеева Даша | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||
12 | Карипова Малика | 3 | 2 | 3 | 3 | 11 | |||||
13 | Кархоткин Саша | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
14 | Колупаева Ирина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
15 | Кузнецова Алиса | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
16 | Малов Артем | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
17 | Мизюкаева Арина | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | |||||
18 | Нанава Марика | 2 | 1 | 1 | 1 | 5 | |||||
19 | Огаркина Даша | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||
20 | Перминова Кристина | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 | |||||
21 | Пивнев Егор | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||
22 | Проскурякова Полина | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | |||||
23 | Стрепнев Алеша | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
24 | Туктагулова Самира | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
25 | Шарипзянова Сафия | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
26 | Ярыскина Виталина | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | |||||
низкий | 5-19% | ||||||||||
средний | 18-70% | ||||||||||
высокий | 3-11% |
Баллы: 3 б.-знает;
2 б.-с помощью воспитателя;
1 б.-с трудностью,с помощью.
Показатель: 4-5 б.-низкий;
6-9 б.-средний;
10-12 б.-высокий
2.Содержательный раздел.
2.1. Цель и задачи образовательной деятельности.
Цель: расширять и уточнять представления детей об объектах природы, экологических взаимосвязях и взаимозависимостях.
Задачи:
-закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад»;
- продолжать знакомить с комнатными растениями, способами вегетативного размножения и ухода за ними;
- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, способах ухода за ними;
- расширять представления о диких животных и птицах;
- познакомить с представителями класса пресмыкающихся и насекомых;
- формировать представление о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках;
- знакомить с разнообразием родной природы;
- формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
- показать взаимодействие живой и неживой природы;
- продолжать формировать умение правильно вести себя в природе;
- формировать представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.
2.2. Методы и формы работы.
Метод работы с детьми:дидактические игры.
Программой предусмотрены следующие формы работы с детьми:
- идивидуальная
- подгруппой
2.3. Планирование работы с детьми.
№ дид. игры | Дата | Название | Ход игры | Материал,оборудование |
1 | сентябрь | «Парные картинки» | Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением домашних животных. «Животные потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих животных. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть животное. Картинки собираются, игра начинается заново. | Набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца). |
2 | сентябрь | «Чудесный мешочек» | Воспитатель опускает в мешочек яблоко, грушу, банан, апельсин, помидор, огурец и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не заглядывая в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я назову». По очереди задание выполняют все дети. В конце игры воспитатель моет фрукты и овощи и угощает ими детей, побуждая называть, что они едят. | Небольшой мешочек (непрозрачный); яблоко, груша, банан, апельсин, огурец, помидор. |
3 | октябрь | «Найди свой дом» | Дети – «зайчата». Чтобы «зайчата» не потерялись в лесу, «мама-зайчиха» даёт им листья от веток, из которых сделан их дом. Все прыгают, бегают по поляне, а по сигналу «Все домой – волк близко!» - бегут к себе в домик – под определённое дерево. Игру можно продолжить, если дети будут меняться карточками – «переезжать в новый дом». | На карточках нарисованы листья с разных деревьев (берёза, дуб, рябина, клён, ёлка, сосна); макеты этих деревьев (объёмные или плоскостные). |
4 | октябрь | «Найди, кого назову» | Воспитатель предлагает ребёнку найти телёнка. Ребёнок подходит к столу, находит картинку или игрушку телёнка и показывает всем детям и воспитателю. Воспитатель побуждает детей назвать детёныша (Кто это?). Вызывается другой ребёнок и игра продолжается. | Набор игрушек или картинок с детёнышами домашних животных (цыплёнок, козлёнок, телёнок, щенок, котёнок, жеребёнок, утёнок). |
5 | ноябрь | «Парные картинки» | Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением насекомого. «Насекомых потерялись и просят вас найти их пару». На столах разложены пары этих насекомых. Дети находят пару своему насекомому. Воспитатель интересуется у детей, кого они нашли, побуждая их называть насекомое. Картинки собираются, игра начинается заново. | Набор парных картинок с изображением насекомых (кузнечик, божья коровка, бабочка, муха, комар, шмель). |
6 | ноябрь | «Отгадай, кто это?» | Воспитатель рассказывает о каком-нибудь диком животном, описывает его характерные особенности и повадки, а затем предлагает ребёнку найти это животное. Игру повторяют с каждым из животных, находящихся на доске. | На доске или мольберте расставлены дикие животные (лиса, волк, медведь, белка, ёж, заяц). |
7 | декабрь | «Найди, о чём расскажу» | Воспитатель подробно описывает одно из цветов, в какое время года. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи, а потом назови то, о чём я рассказала». Если ребёнок справился с заданием, воспитатель описывает другой цветок, а задание выполняет уже другой ребёнок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают цветок по описанию. | Картинки с изображениями цветов (подснежник, колокольчик, мать-и-мачеха, ромашка, одуванчик, роза, подсолнух). |
8 | декабрь | «Загадай, мы отгадаем» | Один ребёнок выходит за дверь. Он – водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно выслушав детей, водящий должен назвать и показать растение. Второй вариант: Воспитатель предлагает одному из детей описать какое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его. | Комнатные растения. |
9 | январь | «Угадай, что съел» | Приготовив овощи и фрукты (разрезав их на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза, затем говорит: «Хорошо жуй, а теперь скажи, что ты съел, найди такой же на столе». После того, как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей. | Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу (яблоко, груша, морковь, огурец, банан, апельсин, помидор). Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе перед детьми разложены такие же овощи и фрукты для контроля и сравнения. |
10 | январь | «Парные картинки» | Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением детёнышей домашних животных. « Детёныши потерялись и просят вас найти их мам». На столах разложены взрослые животные. Дети находят пару своему животному. Воспитатель интересуется у детей, кто у них на картинке и кого они нашли, побуждая их называть животное и его детёныша. Картинки собираются, игра начинается заново. | Набор парных картинок с изображением домашних животных (корова, коза, собака, кошка, свинья, лошадь, овца) и их детёнышей. |
11 | февраль | «Что в корзинку мы берем?» | На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. | На столе муляжи или картинки овощей и фруктов,две корзины. |
12 | февраль | «Вершки-корешки» | Дети сидят в кругу. Воспитатель называет или показывает овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз. | Картинки или муляжи овощей . |
13 | март | «Четвёртый лишний» | Найти лишний предмет. | Игра на интерактивной доске. |
14 | март | «Кто где живёт» | Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. | Картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.) |
15 | апрель | «Летает, плавает, бегает» | Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы. | Картинки с изображением животных. |
16 | апрель | «Две корзины» | На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. | Муляжи или картинки овощей и фруктов. |
17 | май | «Найди пару» | Воспитатель раздаёт детям по одному листику и говорит: «Подул ветер, все листочки полетели». Услышав эти слова, дети начинают бегать по площадке с листьями в руках. Затем педагог даёт команду: «Раз, два, три – пару найди!» Каждый должен стать рядом с тем, у кого такой же лист в руках. | Листья с 3 – 4 деревьев в соответствии с количеством детей. |
18 | май | «Птицы, рыбы, звери» | Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». | Мяч. |
2.4 Совместная деятельность с семьёй.
№ | Дата | Мероприятие |
1 | сентябрь | Консультация для родителей «Берегите природу» |
2 | сентябрь | Совместная выставка рисунков «Осень золотая» |
3 | сентябрь | Сбор листьев,цветов для изготовления гербария. |
4 | октябрь | Консультации для родителей «Экология малышам» |
5 | октябрь | Совместная выставка поделок «Осенняя фантазия» |
6 | октябрь | Совместное проведение праздника«Осенины» |
7 | ноябрь | Пернатые друзья. |
8 | ноябрь | Консультации для родителей «Поиграем вместе» |
9 | декабрь | «Покормим птиц»-изготовление кормушек. |
10 | декабрь | Экологическая акция «Ёлочка – зелёная иголочка» (изготовление Ёлочек своими руками) |
11 | январь | Консультации для родителей «Будь здоров!» |
12 | январь | Конкурс на лучшую презентацию «Мир природы» |
13 | январь | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» |
14 | февраль | Консультация для родителей «Лекарственные растения» |
15 | февраль | Совместная выставка поделок « Самый лучший скворечник» |
16 | март | Совместное проведение развлечения «Масленица» |
17 | март | Выпуск газеты «Красная книга Татарстана» |
18 | апрель | Создание «Экологической тропы» |
19 | апрель | «Весенняя страда» вскопка и посадка огорода. |
20 | май | Анкетирования родителей «Мы и природа». |
21 | май | «День открытых дверей» (просмотр НОД по экологическому воспитанию) |
22 | май | Консультации для родителей «Ядовитые растения лес» |
23 | в течение всего года | Индивидуальные беседы. |
3.Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы.
Технические средства:
- звуковые ( муз.центр и диски с записью шума моря, ручья, голосов птиц и т.п.);
- интерактивная доска,проектор .
Учебно – наглядные пособия:
- серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года», - М. - Синтез, 2005.
-серия «Мир в картинках» - «Домашние птицы». «Животные – домашние питомцы». «Животные жарких стран». «Животные средней полосы». «Морские обитатели». «Насекомые». «Овощи». «Рептилии и амфибии». «Собаки-друзья и помощники». «Фрукты». «Цветы». «Ягоды лесные». «Ягоды садовые». «Дикие животные». «Домашние птицы». «Зимующие птицы». «Перелётные птицы». «Деревья и листья». «Цветы садовые». «Цветы полевые». «Декоративные цветы». «Хищные звери и птицы».– Наглядно-дидактическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2005-2011.
- дидактические игры «Береги живое», « Чей малыш?», «Чудесный ларец», «Лото: дикие и домашние животные», «Парочки: растения и грибы», «Чёрное и белое», «Лото: птицы» и др.
- муляжи грибов, ягод, фруктов, овощей и др.;
- коллекции семян, листьев, шишек и другого природного материала;
- гербарий, композиции из засушенных растений;
Оборудование:
- раздаточное ( муляжи, гербарии, семена, листья, шишки и др.)
- лаборатория для исследовательской деятельности (лупы, микроскоп и т.д.);
- картотека игр.
3.2. Методическое обеспечение программы.
Литература:
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049-13
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. – М. 2009.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - мм. 1991.
А. Брем «Жизнь животных» - М. 2004.
В. Дрязгунова «Дид. игры для ознакомления детей с растениями»- М. 1981.
А. Т. Зверев «Экологические игры» - М. 2001.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» - М. 1989.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 2011.
С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе»- М. 1993.
Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»- М. 1993.
Н. А. Рыжова «Я и природа» - М. 1996.
Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - М. 1996.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» - М. 2011.
Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет». Методическое пособие. – М. 2012.
О.Р. Меремьянина, С.А. Суворова «Давайте сохраним…» Учебно – методическое пособие по краеведению. – Барнаул АКИПКРО, 2007.
О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. – М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Игры-тренинги» по психолого-педагогическому развитию дошкольников (для детей 2,5 - 7 лет)
Развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Экологическое воспитание дошкольников. Проектно - исследовательская деятельность с дошкольниками в рамках экологического воспитания.
Работа в этом проекте должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект— это интересные зад...
РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»
Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...