Познавательно- экспериментальный проект для средней группы
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель проекта: Обогащать представления детей о природе родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priroda_vokrug_nas.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»
Познавательно- экспериментальный проект
для средней группы
г. Мегион п.г.т. Высокий
Актуальность
Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики.
Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически всеми государствами.
Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов, важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем. Понимание проблем окружающей среды требует определенных действий как со стороны отдельного человека, так и на всех уровнях общества. Следовательно, воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.
Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблем настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накоплениях явственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие животного мира, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него» формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Природные условия нашего региона оказывает влияние на воспитание экологического образования детей. Особое значение в нашем округе придается формированию знаний у детей дошкольного возраста о многообразии животного и растительного мира региона, подготовке дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению локальных и региональных экологических проблем, развитию у детей потребностей в здоровом образе жизни, воспитание экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально-экономических процессов в Ханты-Мансийском автономном округе. Но, к сожалению, наши дети имеют ограниченные возможности для общения с природой и наблюдения за ней. Отмечено, что старшие дошкольники неплохо знают животных других стран, предпочитают книги и журналы о жителях экзотических стран, чем, тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование должно начинаться с приобщения к объектам природы ближайшего окружения, в частности - с ознакомления с природным миром нашего округа.
Анализы исследований учёных A.M. Гавриловой и Л.И. Цеханской убеждают, что в дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о природном мире. Основная их часть - это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. С одной стороны осуществляется это через речь вместе с усвоением слов - терминов, используемых в повседневной жизни. Эти представления пополняются и обобщаются по мере усвоения конкретных знаний о новых видах растений, животных. С другой стороны, общие представления образуются по посредствам практической деятельности, в процессе которой реализуется способность детей старшего дошкольного возраста группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений в этом случае происходит по законам мышления, многочисленные психолого-педагогические исследования (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.П. Усова и др.) доказывают: этот возраст является наиболее благоприятным периодом развития и становления личности ребёнка-дошкольника. В этом возрасте наиболее ярко проявляются познавательная активность, любознательность, эстетические и нравственные чувства.
Сказанное выше показывает актуальность проблемы.
Цель проекта: Обогащать представления детей о природе родного края.
Задачи:
- Расширение и углубление знаний детей об окружающей природе родного края. Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности и приобщение к экологической культуре.
- Развитие эмоционально – чувственной сферы.
- Формирование у детей личностного отношения к природе родного края.
Вид: Познавательно-экспериментальный, долгосрочный.
Участники: Воспитатели, дети и родители средней группы.
Участие специалистов в осуществление проекта.
- медицинский персонал;
- физинструктор;
- музыкальный работник;
- педагог изодеятельности;
Основные принципы проекта:
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование у детей экологических знаний об окружающей природе родного края, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности развивающейся педагогической системы как совокупность целого, содержательного, организационного методического и управленческого компонентов – создание эмоционально-психологического комфорта в педагогическом процессе и обеспечение возможности для самоутверждения, создание чувства уверенности в себе.
3. Принцип активности и сознательности – участие всех родителей, педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по формированию личностного отношения к природе у детей.
4. Принцип комплексности и интегративности – решение всех задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и в разных видах деятельности.
5. Принцип природосообразности – соответствие задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям. Педагогический процесс с одной стороны обеспечивает удовлетворение жизненно-важных потребностей, а с другой стороны – создание условий для их развития в направлении общечеловеческого ценностного содержания.
6. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Механизм решения проблемы
Проект «Природа вокруг нас» имеет комплексную направленность.
Работа по реализации проекта включает следующие направления:
- познавательное направление: беседы, экскурсии, наблюдения, экологические игры, творческие игры-занятия, сюжетно-ролевые игры;
- физкультурно-оздоровительное направление: подвижные, малые подвижные игры;
- трудовое направление: наблюдения, самообслуживание, уход за комнатными растениями, за обитателями уголка природы.
- творческое (художественно - эстетическое): изготовление поделок из природного и бросового материала, рисунки,
- досуговая деятельность: праздничные, развлекательные, игровые мероприятия.
Пути решения проблемы
- Специально организованное обучение. Беседы и смоделированные ситуации проводятся согласно перспективного плана.
- Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Природа вокруг нас», «Мы на земле не одни», «Помоги живому на земле», «Природа дарит нам здоровье». Эти темы: интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
- Организация предметно-развивающей среды, способствующей расширению и углублению знаний детей об окружающей природе родного края. Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности и приобщение к экологической культуре.
- Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель—ребенок—педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.
- Разработанные критерии отслеживания результатов проекта.
Ожидаемые результаты:
- Дети имеют представления о домашних и диких животных нашего региона. Знают, какую пользу домашние животные приносят человеку.
- Различают и называют некоторые растения ближайшего окружения.
- Имеют элементарные представления о свойствах воды, песка и глины.
- Знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе.
Решение проблемы - перспективный план работы.
Специально- организованная деятельность с детьми | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность | |
сентябрь |
|
литературы: Л.Толстой «Мышка вышла гулять..», сказка «Вершки и корешки».
|
|
Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей» Совместная экскурсия в природу «Осень золотая». Выставка поделок из природного материала. | |||
октябрь |
|
литературы: К. Чуковский «Путаница», Ю. Дмитриева «Что такое лес?» |
печатные игры: «Чьи детки», «Птицы, звери, рыбы». Подвижные игры: «Живая клумба», «Пчёлки и медведь». |
Родительское собрание «Человек – часть природы». Участие в тематической неделе «Природа вокруг нас», изготовление атрибутов. | |||
ноябрь |
|
литературы: Н. Павлова «Большое чудо», |
|
Оформление альбомов «Животные нашего региона», «Птицы нашего региона». | |||
декабрь |
|
«Выросла елка в лесу на горе».
литературы: сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье зверей». |
печатные игры |
Консультация для родителей «Пусть научатся любить живую природу». Участие в проекте «Наши пернатые друзья». Рекомендации «Наблюдаем за птицами». | |||
январь |
|
|
|
Рекомендации для родителей « Что читать детям о природе». Изготовление атрибутов, костюмов к драматизации сказок, к сюжетно-ролевым играм. | |||
февраль |
|
литературы: |
печатные и развивающие игры. |
Буклеты: «Лекарственные растения нашего края». «Красная книга ХМАО». Выставка книг, рисунков на тему «Мир вокруг нас». | |||
март |
|
литературы: Е. Чарушин «Про зайчат», «Еж» | Подвижные игры: «Займи домик» |
Совместная экскурсия в природу «Весна - красна». Выставка поделок из природного материала. Подготовка к празднику. | |||
апрель |
|
| |
Участие в развлечении «Земля -наш общий дом». Выставка рисунков «Мой любимый питомец». Рекомендации для родителей «Что читать детям о природе во время каникул». | |||
май |
|
|
печатные игры |
Изготовление атрибутов, костюмов к драматизации сказок, к сюжетно-ролевым играм. Оформление альбома «Лекарственные растения нашего края» |
Диагностическое задание 1
Цель. Выявить представления детей о растениях.
Материал. Большая карта с изображением кедра, шиповника, мать-мачеха, колеуса, белого гриба и морошки . Маленькие карточки с изображением
деревьев: березы, осины, черемухи, ели, сосны и рябины. Карточка с изображением кустарника — смородины. Карточки с изображением травянистых растений: одуванчика, ромашки, подорожника. Карточки с изображением комнатных растений: герани, фиалки, бальзамина («огонька»). Карточки с изображением грибов — лисички и мухомора. Карточки с изображением ягод — брусники, клюквы, черники.
Инструкция к проведению.
Воспитатель сообщает ребенку, что Незнайка случайно перепутал все карточки с изображением растений и не может их правильно разложить. Предлагает ребенку помочь Незнайке разложить карточки в нужном порядке.
На большой карте вокруг кедра нужно разложить карточки с изображением деревьев; около шиповника положить карточку с изображением кустарника; вокруг мать-мачеха разложить карточки с изображением травянистых растений; вокруг фикуса разложить комнатные растения; около белого гриба разложить карточки с изображением грибов; около морошки разложить карточки с изображением ягод.
Незнайка благодарит ребенка за помощь и просит назвать все растения. Спрашивает: «Какие плоды деревьев можно употреблять в пищу? Что еще из представленных изображений можно кушать?» Дарит ребенку карточку с изображением цветка, который нужно раскрасить.
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда группирует представленные изображения растений; знает их названия и характерные признаки. Знает, что фрукты, съедобные грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при группировке изображенных растений. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки растений, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос. Иногда затрудняется сказать, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Раскрашивает цветок в соответствующий цвет.
Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при группировке изображенных растений. Затрудняется назвать их характерные признаки. Не знает, грибы и ягоды можно употреблять в пищу. Не знает, в какой цвет нужно раскрашивать цветок.
Диагностическое задание 2
Цель. Выявить уровень представлений детей о домашних и диких животных.
Материал. Карта с прорезями, на которой изображены дом и скотный двор. Карта с прорезями, на которой изображен лес. Маленькие карточки с изображениями домашних (кошка, собака, корова, лошадь, коза) и диких животных (медведь, лиса, волк, заяц, белка).
Инструкция к проведению
Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Кто где живет?» — разместить домашних животных на дворе, а диких в лесу.
Ребенок вставляет в прорези картинки с изображением животных, размещая их на скотном дворе и в лесу. Затем приходит Хозяйка и спрашивает: «Каких домашних животных ты разместил на хозяйском дворе? Почему эти животные называются домашними? Какую пользу они приносят человеку? Как называются детеныши этих животных?»
Вторым этапом работы является беседа с Лесовичком, которому ребенок объясняет, почему этих животных он разместил в лесу и как называются детеныши этих животных.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет и размещает домашних и диких животных на соответствующих картах. Выделяет характерные признаки животных. Знает, как называются детеныши животных. Знает, какую пользу приносят домашние животные.
Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении животных. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки животных, но иногда допускает неточности в ответах. Не всегда может точно сформулировать ответ на вопрос.
Уровень ниже среднего. Ребенок допускает частые ошибки при распределении животных. Затрудняется назвать их и выделить характерные признаки. Не знает, где живут домашние и дикие животные. Не может назвать детенышей животных. Затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
Диагностическое задание 3
Цель. Выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
Материал. В одной розетке — песок, в другой розетке — лед, в стакане — вода.
Инструкция к проведению
Педагог говорит ребенку, что родился маленький кузнечик, он очень любопытный (показывает игрушку или картинку). Просит рассказать маленькому кузнечику о свойствах песка, воды и снега.
Кузнечик. Что это? (Показывает на розетку с песком.)
- Песок может сыпаться? Как это можно узнать?
- Песок может быть теплым? Как это можно узнать?
- Песок может быть холодным? Как это можно узнать?
- Песок может быть мокрым? Как это можно узнать?
- Что можно делать с песком?
Кузнечик. А что это? (Показывает на стакан с водой.)
- Вода может сыпаться? Как это можно узнать?
- Вода может литься? Как это можно узнать?
- Вода может быть холодной? Как это можно узнать?
- Вода может быть горячей? Как это можно узнать?
- Что можно делать с водой?
Кузнечик. А что это такое? (Показывает на розетку, в которой лежит лед.)
- Лед может быть холодным?
- Лед может быть горячим?
- Лед может быть твердым?
- Лед может быть мягким?
- Что можно делать со льдом?
Кузнечик. Спасибо, теперь я знаю, что такое песок, вода и снег!
Оценка результатов
Высокий уровень. Ребенок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Называет их свойства. Знает, что можно делать с песком, водой и льдом.
Средний уровень. Ребенок без особого труда определяет внешний вид песка, воды и льда. Ребенок допускает незначительные ошибки в названии их свойств. Иногда затрудняется ответить на вопрос о том, что можно делать с песком, водой и льдом.
Уровень ниже среднего. Ребенок затрудняется при определении внешнего вида песка, воды и льда. Ребенок не может назвать свойства песка, воды и льда. Не знает, что можно делать с водой, песком и льдом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности, (средняя группа) ТЕМА : "Красивое платье для водички”
1. Расширять представление детей о воде. 2. Закрепить понятие свойства воды - умеет течь, жидкая, жидкость, не имеет формы, но может занимать форму в которую она попадает, бесцветная, но может пр...
Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе.
Перспективное планирование работы по познавательно-экспериментальной деятельности средней группе....
Консультация для педагогов "Организация познавательно-экспериментального центра в группах от 2 до 7 лет"
Методический материал для педагогов ДОУ по созданию ПЭЦ в группах от 2 до 7 лет (этапы, структура, наполняемость материала....
НОД по экспериментально-познавательной деятельности в средней группе «В поисках радуги»
Конспект по экспериментально-позновательной деятельности в средней группе "В поисках радуги"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )
Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...
Познавательно – экспериментальная деятельность. Старшая группа. Тема: «Белоснежная королева»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью раз...
Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «У нас зазвонил телефон»
Проект по познавательно- кспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста "У нас зазвонил телефон"...