Роль сюжетно-ролевой игры в социальном развитии детей
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Социализация старших дошкольников, система работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_syuzhetno-rolevoy_igry_v_sotsializatsii_doshkolnikov.docx | 17.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация на тему:
«Роль сюжетно-ролевой игры в социальном развитии детей»
Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни. Это тем более важно, что оно призвано сформировать у человека социальную ориентированность, адекватную реакцию на происходящие изменения, способность к быстрой саморегуляции, самоопределению и самоутверждению в новых условиях.
Согласно «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», сюжетно-ролевая игра отнесена к «Социально-коммуникативному» направлению, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. В условиях реформирования образования, дошкольное образовательное учреждение представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное учреждение становится мощным средством социализации личности.
Проблемы социального развития личности рассматривались зарубежными и отечественными исследователями: Л.И. Божович, Э. Дюркгейм, Ч. Кули, А.Н. Леонтьев, Дж. Мид, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, В.А. Сластенин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др. особенности социального развития детей в сюжетно-ролевой игре изучали Л.А. Венгер, Н.А. Короткова, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко и др. Социальное развитие рассматривается как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимо для его включения в систему общественных отношений.
Сюжетно-ролевая игра, независимо от темы, в наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, чем шире репертуар его игровых умений, тем более разнообразные тематические содержания может он в нее включать, и тем больше у него свободы в самореализации.
Обогащение социального опыта детей, через чтение художественной литературы, ознакомление с окружающей действительностью, общение со сверстниками и взрослыми ведет к развитию сюжетно-ролевой игры дошкольника.
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.
Исходя из этого можно определить пути социального развития детей старшего дошкольного возраста: проведение комплексной педагогической диагностики, направленной на выявление индивидуальных особенностей социального развития детей, разработка и реализация программы социального развития детей посредством сюжетно-ролевой игры, активное взаимодействие участников образовательного процесса.
Организация педагогической работы направленной на формирование социальной компетенции детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре направлена на разработку и реализацию развивающей программы в течение учебного года, включающую тему на ознакомление с окружающей действительностью («Семья», «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Путешествие», «Ателье», «Зоопарк», «Школа» и др.)
Организация работы с родителями создание условий для повышения уровня социального развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре в домашних условиях через взаимодействие с родителями (консультации «Условия социального развития детей», «Как организовать сюжетно-ролевую игру дома»; собрание «Игра – дело серьезное»; наглядная информация «Ролевая игра – полет фантазии» и др.)
Таким образом, благодаря проведению комплекса мероприятий направленных на ознакомление с социальной действительностью, помощь в повышении игровых умений дают положительный результат в социальном развитии детей старшего дошкольного возраста, что благотворно отражается на их умении успешно взаимодействовать с социумом.
Библиографический список
- Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.
- Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С.А. Козлова. – М.: Школа-Пресса, 2003. – 186с.
- Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – С. 7 – 14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."
ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила: Дегтярев...
Консультация для воспитателей "Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников"
Игра является деятельностью, которая имеет прямое отношение к потребностной сфере ребенка, а так же важным условием психического развития и становления самосознания......
Роль и значение игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста
Обобщение опыта работыТема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...
Консультация "Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие детей"
консультация для воспитателей...
Игры, стимулирующие социальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста
игры, стимулирующие социальное развитие дошкольников и младших школьников...
Роль с/р игры во всестороннем развитии детей младшего дошкольного возраста
Игра это помощник или трата времени? Разберем на моем личном примере по игре "Дочки матери"...