Познавательный проект "Мир цветов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о цветущих и декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка и детского сада. Также решили пополнить цветущими растениями нашу группу, понаблюдать за дикорастущими растениями (цветами).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир цветов»
Актуальность проекта:
Потребность в новых впечатлениях – самая важная составляющая часть жизни ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о цветущих и декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбы нашего участка и детского сада. Также решили пополнить цветущими растениями нашу группу, понаблюдать за дикорастущими растениями (цветами).
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми, комнатными и дикорастущими цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства эмпатии.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Организация труда дошкольника в природном уголке, в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
Проблема
Недостаточные знания детей о разных видах растений. Отсутствие разнообразных цветущих растений в группе и на участке детского сада
Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии растений
Задачи проекта:
- познакомить с профессией дизайнера, флориста;
- расширить знания детей о цветах;
- упражнять в классификации цветов;
- учить детей замечать красоту цветов, воспитывать чувство восхищения;
- вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране; воспитывать бережное отношение к труду людей;
- привлекать родителей и детей к различным видам деятельности в ходе реализации проекта.
Тип проекта: Познавательно- творческий
Сроки реализации проекта: Краткосрочный (апрель-июнь)
Участники проекта: педагоги, дети и родители.
Ожидаемый результат:
Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами).
Сформировать навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Оформление групповой энциклопедии «Мир комнатных растений».
Составление картотеки стихов, загадок по теме.
Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация).
Выпуск стенгазеты «Лекарственные растения».
Оформление мнемотаблиц «Как ухаживать за цветами», «Что нужно для роста растений»,
- Более бережное отношение детей к растительному миру.
- Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
1. Этап Подготовительный
Цель:
Диагностика «Представление ребенка о цветах». Определение уровня знаний детей по теме.
НОД по познавательному развитию «Цветы – красота природы». Уточнить знания детей о садовых, дикорастущих и комнатных цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы). Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства.
Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы, сбор стихов, загадок, связанных с цветами.
Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы.
Беседа на тему: «Клумба» (с просмотром презентации). Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Приобретение семян цветов и их рассматривание.
Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений.
Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов, обсудить задачи проекта. Заинтересовать родителей проектом.
II. Основной этап – март – апрель
- НОД «Чудо природы – цветы». Цель: Углубить знание детей о цветах и их разнообразии. Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Упражнять в классификации цветов, закрепить понятия: комнатные растения, садовые, луговые, полевые, лесные цветы, пополнение и обогащение словарного запаса детей; упражнять в подборе прилагательного к существительному, употребление существительных с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
- НОД «Весенние первоцветы». Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы. Беречь и охранять ее; расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание и память.
- Показ презентации «Путешествие по лугу». Цель: Познакомить детей с многообразием растений луга. Способствовать умению использовать модели взаимосвязи растений и условий их жизни. Активизировать и обогатить словарь детей. Развивать наблюдательность и любознательность у детей в процессе ознакомления с природой. Воспитывать у детей умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, музыку.
- «Путешествие в страну лекарственных растений». Цель: Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах; Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развивать познавательный интерес к природе родного края; Активизировать мышление. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней; воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их.
- Экскурсия по участку детского сада, по экологической тропе «Рассматривание цветов на клумбах».
- Инсценировка стихотворения «Разговор с пчелой». Цель: развивать умение инсценировать произведение; развивать выразительность речи, творчество, самостоятельность. Конкретизировать представление о взаимосвязи насекомых и цветов в природе.
- Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций. Цель: развивать у детей интерес к книгам о растительном мире.
- Пальчиковые игры «Цветы», «Растения».
- « О чем рассказали цветы» Ж.Санд, «Легенды о цветах» И. Соколов- Микитов, «Цветы солнца» А.Смирнов, «Как поссорились растения» из учебного пособия А.Плешкова. Цель: Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам. Развивать речь, внимание
- Заучивание наизусть: «Одуванчик» В.Мирясова, «Василек» В.Мирясова, «Фиалка» С. Васильева.
- Аппликация «Астра из ниток». Цель: Познакомить детей с новым видом изображения – с помощью ниток. Формировать уверенность в себе и в своих возможностях при создании аппликации.
- Рисование «Мой любимый цветок» (нетрадиционное рисование). Цель: закрепить способ нетрадиционного рисования цветов. Развивать воображение, чувство цвета, умение передавать колорит цветов, закреплять умение правильно держать кисть.
- Оригами «Тюльпан». Цель: закреплять знания и умения детей изготовлять поделку из бумаги. Развивать глазомер, аналитическое мышление, память; воспитывать чувство заботы о близких, желание доставить им радость.
- Рисование пластилином: «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу». Цель: Формировать у детей представление о том, что при изображении цветов они сами могут выбирать изобразительные материалы, а также приемы и способы работы с ними. Побуждать детей к активному экспериментированию с пластилином. Помогать добиваться наиболее выразительного решения и получать удовлетворение от полученного результата
- Хороводные игры - «Мы на луг ходили», «Веночек» . Цель: Учить детей выполнять движения со словами, развивать выразительность и пластичность движений. Воспевать красоту полевых цветов.
- Полив комнатных растений. Цель: Воспитание экологической культуры. Бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней, воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы. Расширение кругозора детей, их знаний о комнатных растениях и по уходу за ними, обогащение словарного запаса, ознакомление с правилами поливки комнатных растений.
- Мытье комнатных растений. Цель: Закреплять умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора; определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульверизатор. Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
- Поливка цветов на клумбе. Цель: Закреплять умение поливать растения на участке, помогать взрослым; сформировать желание ухаживать за растениями, эстетическое наслаждение от любования свежими цветами.
- Посадка рассады цветов « Посадка семян циннии, львиный зев». Цель: Дать представления о жизни растения, научить способу выращивания рассады семенами. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за ними
- Черенкование комнатных растений (герани).Цель: Уточнить знания детей о том, чего можно вырастить растение; дать понятие о новом способе выращивания растения – черенковании; учить приемам правильной посадки черенков; воспитывать желание самостоятельно выращивать растения.
- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник». Цель: Расширять знания детей о цветах; пополнять словарный запас, развивать умение действовать по сигналу воспитателя, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
3.Этап Итоговый (заключительный).
1. Выставка рисунков на тему «Цветочная поляна».
2.Презентация альбома «Цветочный калейдоскоп» (картинки с изображениями цветов, загадки и стихи о цветах).
Результат: у детей сформировался интерес к окружающему миру, реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, расширились знания детей о садовых, луговых, комнатных растениях.
Мероприятия:
- Мини-развлечение « Кто быстрее посадит луговые цветы»
- Мини — развлечение:
- Чтение стихов о цветах
- Складывание цветов из элементов
- Исполнение песен о цветах
- « Бал Цветов» развлечение.
Совместно с родителями:
- Придумать загадку или сказку о цветах.
- Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
- Оформление газеты « Лекарственные растения»
- Участие в природоохранной акции «Украсим планету цетами» (высадка рассады на участке детского сада).
Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества.
Уход за цветником.
Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними
Вывод:
Таким образом, работая над проектом: «Мир цветов», дети расширили свои представления о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы, львиный зев). Дети ответственно подошли к вопросу расположения цветов на клумбах участка, и были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.
Приобщение родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми в рамках реализации проекта создало атмосферу тепла и доверия между ними и педагогическим персоналом, расширило их знания о правилах подбора растений для цветочной клумбы.
Важным результатом проекта явилась мотивация к сотрудничеству, совместному творчеству тех родителей, которые по разным причинам занимали пассивную позицию. Участие в реализации проекта убедило родителей в важности совместной работы воспитатели-дети-родители, научило содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением
Литература:
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты [Текст] / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005. – 160 с.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
- Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М.: . Вако, 2008. – 240 с.
- Детская энциклопедия. Цветы от А до Я. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1996. – 40 с.
- Журнал «Педагогическое творчество» №6 1999; №6 2000; №3 2003; №3 2004.
- Журнал «Дошкольная педагогика» №5 2008 год.
- Шорыгина Т.А. Цветы: какие они? Книга для воспитателей [Текст] / Т.А. Шорыгина. – М.: ГНОМиД, 2002. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- познавательный проект "Цветы-прекрасные друзья"
Этот проект основан на проблемной ситуации "Как беден был бы мир, нибудь на нем цветов" !...

Познавательный проект "Цветы" старшая логопедическая группа "Яблонька"
Экологическое воспитание-одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Цветы весны»
уточнить представление детей о первоцветах, научить определять их по описанию;- продолжать работу по обогащению словаря:(мать – и – мачеха, ландыш, первоцветы, нарцисс, тюльпан)-воспитыват...
НОД по познавательному развитию "Цветы вокруг нас"
Расширение представлений о растениях сада, луга ,леса...

Познавательное занятие "Цвета".
Познавательное развитие "Цвета".https://vk.com/ufadetkikonfetki?w=wall-194162895_34...

НОД по познавательному развитию "Цветы на лугу"
Цель: Познакомить детей с характерными признаками полевых цветов, особенностью внешнего вида, строения, местами их происхождения.Задачи:· Познакомить детей с полевыми цветами, закрепи...

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Цвет, форма, размер. « Накормим котят».
Цель:1.Формировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме ( одинаковая, разная), тренировать умение находить предметы одинаковые и различные по форме;2.Закреплять умение опреде...