Картотека наблюдений
картотека по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Атаева Зоя Андреевна

Картотека наблюдений в природе.

 

ОКТЯБРЬ.

                                              Карточка №1

                               «Наблюдение  за осенним деревом»

Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.

Ход   наблюдения

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах –

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...
                                                 Карточка № 2               

                                           « Наблюдение за солнцем»

Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло;  поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

  Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

                                            

                                           

                                                 Карточка №3

                                  «Рассматривание листьев на прогулке»
Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску).

Ход наблюдения: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться.

 Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!

 

                                          

                                       Карточка №4

                                  Наблюдение за  «Листопадом»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».

Ход   прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».

                                       Карточка №5

                «Наблюдение за приметами золотой осени»

Цель –  уточнить представления детей о золотой осени,  накапливать эмоционально чувственный опыт.

Ход

Осень на опушки краски разводила

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый

Утешает осень: «Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

 

                                            

                    

                                           Карточка №6

                                     «Что нам осень подарила »

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.

Ход  прогулки

В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

 

                                   

                                            Карточка №7

                                         «Мы поможем»

 

Цель: закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.

Ход  прогулки

Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и понаблюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог рассказывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поливали грядки, и вот теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» — предлагают малыши.

 

                                                Карточка №8

                                 «Наблюдение за фруктовыми деревьями»

Цель: закреплять знания детей о фруктах (яблоках и грушах), расширять представления, что осенью собирают фрукты.

Ход наблюдения

Поскорей сорви ты с ветки

Грушу, что полезна всем.

Она лучше, чем конфетка,

И не кислая совсем.

 

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

 

                            

                                          Карточка №9

                        «Наблюдение за уборкой овощей»

Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.

Ход   наблюдения

На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка

                                      

                                                Карточка №10                                                                         

                                  «Наблюдение за кроликом»

 Цель: познакомить детей с кроликами, вызвать чувство радости, восхищения; научить не бояться зверька, гладить его осторожно; учить узнавать и называть кролика, видеть некоторые особенности внешнего вида; познакомить с особенностями поведения; формировать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.

Ход наблюдения: Звучит музыка «Скачет зайка».

Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Ответы детей.)

Ребята, послушайте историю, которая произошла с нашим зайчиком.

Жил-был зайчик,

Длинные ушки.

Отморозил зайчик

Носик на опушке.

Отморозил носик,

Отморозил хвостик

И поехал греться

К ребятишкам в гости.

Там тепло и славно,

Волка нет.

Там дают морковку на обед.

 

                                         Карточка №11

                              «Наблюдение за щенками»

Цель: закреплять представление о домашних животных, детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.

Ход   наблюдения

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой —

станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

                                         

                                                         

 

 

 

 

 

                                                    Карточка №12

                                         « Наблюдение за кошкой »

Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке;  воспитывать желание заботиться о животных.

Ход   наблюдения

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках — подушки!

Усы, как щетинки, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Молоко пьет, песенки поет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

 

                                                     Карточка №13

                                    «Наблюдение за собакой»

Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.

Ход    наблюдения

Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — буд ка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?

 Заворчал живой замок,

 Лег у двери поперек, 

 Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.

Цель: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направ-

            лять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различие

            в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь,

            мышление, воспитывать желание заботиться о животных.

 

                                                  Карточка № 14
                                              «Наблюдение за грозой» 

Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы. 

Ход   наблюдения

Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит никому не понять

 И мудрецам не узнать.         (Гром)

 

 

                                               Карточка №15

                                          «Наблюдение за насекомыми» 

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

 Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.

Жу! Жу! Жу!

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву «ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом(жук)

                                                    Карточка №16

                                              «Наблюдение за птицами»

Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.

                                       Ход    наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

  Хвостик распушился.

    

                                           Карточка №17

                                 «Наблюдение за белкой» 

Цель: Формировать целостное понимание о животных. Продолжать знакомить с  дикими животными, знать строение тела, характерные особенности, название детенышей. Воспитывать бережное отношение к животным.

Повторить с детьми потешку:

Сидит белка на тележке продает она орешки

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку

                                         Карточка №18

                              «Экскурсия в зоомагазин»

 

Цель: закреплять знания детей о работе зоомагазина, расширять представления детей о домашних и диких животных.

Ход наблюдения:

 

"Зоомагазин"

Я косички заплетала.
- В доме нету молока,-
Утром бабушка сказала.
Ей кричу: - Бегу! Пока!

Шла по узенькой дорожке,
Миновала карусель.
Чуть попрыгала на ножке
И увидела вдруг... дверь.

Я по буквам прочитала,
Это - З-О-О-М-А-Г-А-З-И-Н.
Что-то я читать устала,
Познакомлюсь-ка я с ним.

Расскажу вам всем, ребята,
Там такая красота!
На опилочках крольчата,
Рыбки - просто чудеса!

Ест траву морская свинка.
В колесе кружит волчок.
Хоть и серенькая спинка,
Но зовётся хомячок.

Целый день щебечут птички,
Попугайчики кричат.
Расплелись мои косички,
Пока гладила котят.

Очень долго я гуляла,
Не купила молока.
Дома бабушка сказала:
- Где ты внученька была?

Рассказала про крылечко,
Про хороший магазин.
Это чудное местечко
Завтра вместе посетим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...