Картотека наблюдений
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Картотека наблюдений в природе.
ОКТЯБРЬ.
Карточка №1
«Наблюдение за осенним деревом»
Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья), упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме. Закрепить знания о том, что осенью листья желтеют, опадают.
Ход наблюдения
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Карточка № 2
« Наблюдение за солнцем»
Цели: вырабатывать представление о том, что когда светит солнце на улице тепло; поддерживать радостное настроение.
Ход наблюдения
В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)
Карточка №3
«Рассматривание листьев на прогулке»
Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску).
Ход наблюдения: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над головой, начинает кружиться.
Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Карточка №4
Наблюдение за «Листопадом»
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; раскрыть новое понятие «листопад».
Ход прогулки
В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья — все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо побродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья шурша полетели на землю. Это листопад.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят...
Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе».
Карточка №5
«Наблюдение за приметами золотой осени»
Цель – уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.
Ход
Осень на опушки краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый
Утешает осень: «Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Карточка №6
«Что нам осень подарила »
Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растет.
Ход прогулки
В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Карточка №7
«Мы поможем»
Цель: закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.
Ход прогулки
Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и понаблюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог рассказывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поливали грядки, и вот теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» — предлагают малыши.
Карточка №8
«Наблюдение за фруктовыми деревьями»
Цель: закреплять знания детей о фруктах (яблоках и грушах), расширять представления, что осенью собирают фрукты.
Ход наблюдения
Поскорей сорви ты с ветки
Грушу, что полезна всем.
Она лучше, чем конфетка,
И не кислая совсем.
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Карточка №9
«Наблюдение за уборкой овощей»
Цель: дать представление об овощах (моркови, помидорах, огурцах, репе); формировать умение находить в огороде овощи.
Ход наблюдения
На огород мы наш пойдем
И овощей там наберем.
Дорога коротка, узка,
Идем, ступаем мы с носка.
И по бордюру мы пройдем
И приседаем мы на нем.
Потом обходим деревца
И пробежимся мы слегка
Карточка №10
«Наблюдение за кроликом»
Цель: познакомить детей с кроликами, вызвать чувство радости, восхищения; научить не бояться зверька, гладить его осторожно; учить узнавать и называть кролика, видеть некоторые особенности внешнего вида; познакомить с особенностями поведения; формировать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.
Ход наблюдения: Звучит музыка «Скачет зайка».
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Ответы детей.)
Ребята, послушайте историю, которая произошла с нашим зайчиком.
Жил-был зайчик,
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости.
Там тепло и славно,
Волка нет.
Там дают морковку на обед.
Карточка №11
«Наблюдение за щенками»
Цель: закреплять представление о домашних животных, детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.
Ход наблюдения
Нет, не просто подарили
Очень славного щенка,
Он малюсенький пока...
Он идет смешной-смешной,
Путается в лапках,
Подрастет щеночек мой —
станет он собакой.
Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.
Карточка №12
« Наблюдение за кошкой »
Цели: расширять представление о домашнем животном — кошке; воспитывать желание заботиться о животных.
Ход наблюдения
Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».
Острые ушки, на лапках — подушки!
Усы, как щетинки, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Молоко пьет, песенки поет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Карточка №13
«Наблюдение за собакой»
Цели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным.
Ход наблюдения
Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — буд ка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку.
Цель: уточнить представление детей о кролике, его внешнем виде, направ-
лять внимание детей на сравнение кролика и кошки, на различие
в длине передних и задних ног кролика, активизировать словарь,
мышление, воспитывать желание заботиться о животных.
Карточка № 14
«Наблюдение за грозой»
Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза. Учить определять приближение грозы.
Ход наблюдения
Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер. Ветер сильно раскачивает деревья. Все вокруг постепенно темнеет. Птицы с криком летают, стараясь укрыться. Вспыхивает молния, гремит гром.
Громко стучит,
Звонко кричит,
А что говорит никому не понять
И мудрецам не узнать. (Гром)
Карточка №15
«Наблюдение за насекомыми»
Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.
Рассмотреть, как ползают жуки, некоторые из них летают. Обратить внимание ни усы жуков – усачей. Рассмотреть, как жуки раскрывают крылья при полете, улетают искать себе пищу.
Жу! Жу! Жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом(жук)
Карточка №16
«Наблюдение за птицами»
Цели: продолжать наблюдение за птицами, их повадками; сравнить воробья и голубя.
Ход наблюдения
Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.
Голуби, голуби —
Раз, два, три.
Прилетели голуби-сизари.
Сели и нахохлились у дверей.
Кто накормит крошками сизарей?
Воробей над кормом
Прыгает, кружится,
Перышки взъерошены,
Хвостик распушился.
Карточка №17
«Наблюдение за белкой»
Цель: Формировать целостное понимание о животных. Продолжать знакомить с дикими животными, знать строение тела, характерные особенности, название детенышей. Воспитывать бережное отношение к животным.
Повторить с детьми потешку:
Сидит белка на тележке продает она орешки
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку
Карточка №18
«Экскурсия в зоомагазин»
Цель: закреплять знания детей о работе зоомагазина, расширять представления детей о домашних и диких животных.
Ход наблюдения:
"Зоомагазин"
Я косички заплетала.
- В доме нету молока,-
Утром бабушка сказала.
Ей кричу: - Бегу! Пока!
Шла по узенькой дорожке,
Миновала карусель.
Чуть попрыгала на ножке
И увидела вдруг... дверь.
Я по буквам прочитала,
Это - З-О-О-М-А-Г-А-З-И-Н.
Что-то я читать устала,
Познакомлюсь-ка я с ним.
Расскажу вам всем, ребята,
Там такая красота!
На опилочках крольчата,
Рыбки - просто чудеса!
Ест траву морская свинка.
В колесе кружит волчок.
Хоть и серенькая спинка,
Но зовётся хомячок.
Целый день щебечут птички,
Попугайчики кричат.
Расплелись мои косички,
Пока гладила котят.
Очень долго я гуляла,
Не купила молока.
Дома бабушка сказала:
- Где ты внученька была?
Рассказала про крылечко,
Про хороший магазин.
Это чудное местечко
Завтра вместе посетим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_nablyudeniy.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека наблюдений
картотека наблюдений на прогулке для старших дошкольников...
Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе
Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...
картотека наблюдений
Педагогам для проведения прогулок....
Картотека наблюдений за погодой
В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...
картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа
картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...
Картотека наблюдений 2 младшая Осень
Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...