Образовательный цикл "Мир полон чудес" 5-6 лет
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс. В нем «рука об руку» идут восприятие, внимание, память, мышление, речь, моторно-зрительная координация. И какая- из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.
Старший дошкольный возраст – благоприятный период для развития познавательной сферы ребенка. Именно в период неуемного любопытства и формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, способность, способность к волевому усилию для достижения поставленной цели, творческое начало, то есть развиваются качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательный цикл | 64.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы образовательного цикла
«Мир полон чудес»
Сентябрь | ||
Тема | Задачи | Содержание работы |
«Что мы называем Вселенной и как она зарождалась?» | -формировать представления детей о Вселенной; -расширять словарный запас; -учить формулировать вопросы; -уметь рассказывать по рисункам, что уже знакомо; -поддерживать познавательный интерес; -предоставить детям возможность передать свои впечатления в рисунке. | Беседа «Чудо зарождения Вселенной». Дать понятие «Вселенная». Рассматривание иллюстраций «Планеты». Загадывание загадок опланетах, звездах. Творческая деятельность «Изобрази звезды» |
«Что такое «Млечный путь» и туманности?» | - формировать представление детей о тумане и млечном пути; - обогащать словарный запас; -развивать внимание и логическое мышление; | Загадывание загадки про туман. Беседа «Как появляется туман» Легенда о появлении Млечного пути. Рассматривание картинки «Млечный путь». Чтение стихотворения про млечный путь. Игровое упражнение «Сравни картинки» - разделение понятий «туман» и «млечный путь». Рубрика «Знаешь ли ты…» |
«Что такое затмение солнца и почему Солнце называют пылающей звездой?»» | -развивать фантазию; -обогащать представления об изучаемой теме; раскрыть роль Солнца для жизни на Земле; -поддерживать интерес к продуктивной деятельности, творчеству | Беседа о Солнце и Луне. Загадки. Информация о затмении. Рассматривание иллюстраций. Игровое упражнение на развитие внимания «Сравни Солнце и Луну». Расшифровка понятия «Пылающая звезда». Творческая деятельность «Чудеса Вселенной» (лепка) |
«Что за камни падают с неба?» | - познакомить детей с метеоритами; -расширять словарный запас; -поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться. | Беседа «Что за чудо – метеориты?» Чтение стихотворения про метеориты. Мультимедийный просмотр слайдов про метеориты. Рубрика «Знаешь ли ты…» (информация о Тунгусском метеорите) |
Октябрь | ||
«Возникновение Земли и зарождение жизни на Земле» | -формировать представления детей о Земле; -развивать фантазию; -обогащать опыт познания в чувственной и образной форме; -расширять словарный запас. | Беседа «Как возникла Земля». Показ иллюстраций первых «жителей» планеты Земля». Чтение стихотворения Я Акима «Земля». Творческая деятельность – «Изобрази планету Земля». Речевое упражнение – игра «Угадай название» (планета, метеорит, звезда и т.п.) |
«Естественный спутник Земли и почему в полнолуние диск Луны напоминает человеческое лицо?» | - расширять кругозор детей; -обогащать словарный запас; -развивать распределение и переключаемость внимания; -поддерживать познавательный интерес. | Рассказ воспитателя про спутник Земли – Луну. Чтение стихотворения С.Баруздина про Луну. Сравнение диска Луны с лицом человека: рассматривание картинки. Объяснение присутствия темных пятен на Луне. Упражнение на внимание «Рассмотри и сравни картинки» (Земля и Луна). Отгадай загадки. |
«Почему Луна не падает на Землю?» | -обогащать представления детей о Земле; -развивать связную речь; -учить передавать в речи свои впечатления, рассуждения, умение аргументировать свое мнение; -через экспериментальную деятельность выявить свойства магнита. | Игровое упражнение «Назови, что падает с неба на Землю». Раскрыть понятия «сила притяжения Земли». Эксперимент с магнитом и металлическими предметами. Речевое упражнение «Опиши небесное тело, не называя его» (загадки-описания). Презентация про Луну. |
«Почему на Земле сменятся времена года?» | -расширить представления детей о сезонных изменениях в природе; - развивать логическое мышление; -развивать речь,воображение, творческие способности. | Чтение стихов-загадок про времена года. Беседа «Почему сменяются времена года?» Рассматривание рисунка-схемы «Смена времен года». Творческое задание «Изобрази одним символом время года» (желтый листок – осень и т.д.). |
Ноябрь | ||
«Кто построил пещеры?» | -формировать представления детей о пещерах; -учить воспринимать книгу как источник знаний; -развивать мышление, воображение, творческие способности, фантазию; -поддерживать познавательный интерес. | Литературная страница – чтение стихотворения Л.Мартынова про пещеры. Рассказ воспитателя о пещерах: «Какие бывают пещеры?» Рассматривание иллюстраций с изображением пещер. Игровое упражнение «Что общего и чем отличаются?» Творческая деятельность – изобрази пещеру. |
«Что такое вулкан и в чем причина их извержения?» | -познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения; - способствовать расширению словарного запаса детей; - упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании. | Раскрыть понятие «вулкан». Рассказ воспитателя про извержения вулкана. Показ слайдов. Рубрика «Знаешь ли ты…» - сообщение интересной информации. Речевое упражнение «Ответь на вопрос». |
«Что же такое небо?» | -обогатить представления детей об облаках, небе, тучах; -развить познавательную активность детей в ходе проведения опыта; - развивать умения изображать облака. | Литературная страница «Отгадайте загадку». Беседа «Все про небо», «Какие бывают облака» - информация о разновидностях облаков. Опыт «Облако в банке». Воздух+облака+тучи=атмосфера – значение атмосферы. Творческая страница «Нарисуй свое облако». |
«Пустыня – это там где совсем пусто?» | -актуализировать и дополнить представления детей о пустыне; - развивать любознательность, наблюдательность; -активизировать речь детей; -воспитывать у детей интерес к подвижным играм и стремление правильно выполнять задания. | Постановка проблемного вопроса: «Что такое пустыня?» - рассуждение детей. Коллективное обсуждение «В пустыне совсем пусто?» Рассматривание слайдов о пустыне. Рассказ воспитателя о пустыне, о ее разновидностях, о животных и растениях в пустыне с использованием макета «Пустыня». Игровое упражнение «Изобрази животное пустыни». |
Декабрь | ||
«Отчего бывает гроза?» | - выяснить с детьми значение воды в жизни всего живого; - познакомить детей с круговоротом воды в природе; - формировать представления детей о грозе; - развивать внимание, слуховое восприятие, скорость реакции. | Выявление представлений детей о природном явлении – гроза постановкой вопроса: «Что такое гроза?» Рассказ воспитателя про грозу. Рубрика «Знаешь ли ты..» - информация о самых сильных грозах на Земле. Рассматривание иллюстраций с изображением грозы. Беседа по ним. Игровое упражнение «Прячемся от грозы» с использованием символов. Игра на развитие слухового восприятия «Какой звук похож на звук грозы?» Упражнение на развитиевнимания: «Какого явления нет на картинке?» (схема грозы с изображением молнии, туч, дождя, ветра) |
«Из чего сделана радуга?» | -актуализировать и дополнить представления детей о радуге; -учить воспринимать книгу как источник знаний; - опытно-экспериментальным путем изучить свойства неживой природы; -учить в речи передавать результаты исследования; -расширять представления детей о смешении цветов; -обучать звуковому анализу слов; -развивать внимание. | Литературная страница: «Чтение стихотворения И Векшегоновой «Радуга». Обсуждение вопроса «На какое слово похоже слово «Радуга». Беседа на тему «Радуга-дуга». Игра на развитие внимания «Какой цвет из радуги потерялся?» Опыт «Радуга, появись». (смешивание красок с водой). «Секретные слова» - первые буквы секретных слов совпадают с первыми буквами названий основных семи цветов. Рубрика «Удивительно» - информация о трех радугах на Ладожском озере. |
«Как рождается снег и почему он белого цвета?» | -уточнить представления детей о свойствах снега; -развивать любознательность, наблюдательность; -познакомить с произведением о снеге; -развивать воображение, фантазию, творческие способности. | Беседа на тему «Что такое снег?» Наблюдение за снегом из окна. Литературная страница – чтение стихотворения Н.Бромлея «Снег». Творческая деятельность «Дорисуй снежинку» - упражнение на внимание. Рубрика «Как ты думаешь?» Снежинки – это … Разъяснение: «Почему снег белого цвета». |
«Ветер, ветер, ты могуч» | - расширить представления детей о значении воздуха в жизни человека и всех живых организмов; - способствовать развитию любознательности, слухового восприятия; - учить устанавливать причинно-следственные связи; - опытно-экспериментальным путем изучить свойства воздуха; -расширить словарный запас детей. | Литературная страница – чтение стихотворения М Исаковского «Ветер». Опыты: 1.«Сделай ветер» - дети машут перед собой. 2.Открыть дверь ветер в доме» - проведение эксперимента в зажженной свечкой и бумагой. Беседа «Что такое ветер?» - обсуждение результатов экспериментов. Речевая игра «Ветер – друг и помощник, ветер – враг и разрушитель». Рассказ воспитателя об ураганах. Эксперимент «Водяной смерч». |
Январь | ||
«Почему море соленое?» | -способствовать развитию любознательности, слухового восприятия; -учить устанавливать причинно-следственные связи; -опытно-экспериментальным путем изучить свойства воды, сделать выводы; -способствовать расширению словарного запаса детей; - упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании. | Беседа на тему: «Едем на море Черное…Красное…Белое…Желтое…» Рассказы из личного опыта детей о море. Эксперимент «Яйцо плавает! Почему?» Рубрика «Удивительно». Речевое упражнение «Исправь ошибки» - нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении. Например: соленый море, высокое волна и т.д. Опыт: «Море в банке». |
«Что дарит человеку морское дно?» | -расширять представления детей о море, его дарах; -учить любить окружающий мир, видеть его красоту; -развивать творчество, фантазию, воображение; -развивать логическое мышление; -обогащать словарный запас детей. | Информация о дарах моря. Рассматривание иллюстраций с изображением морских обитателей. Составление загадок – описаний о море и его обитателей. Малоподвижная игра «Море волнуется…» Творческое задание «Составь узор из ракушек». Речевое упражнение «Что лишнее?» - классификация по заданным признакам (жабры, чешуя, руки, плавники). |
«Что делает под водой водолаз?» | -познакомить с профессией «водолаз», с его атрибутами; -развивать внимание, познавательный интерес; -способствовать развитию конструктивной деятельности; -развивать слуховое восприятие, умение сравнивать, сопоставлять. | Беседа «Кто такой водолаз?» - информация о работе водолаза. Игра «Найди сокровища». Конструктивная деятельность «Построй мост в морской глубине». Речевая игра «Какое слово самое короткое?» - сравнение слоговой структуры слов (море, водолаз, акваланг и др.) Рассматривание иллюстраций из энциклопедии «Подводный мир». |
«Озеро и пруд – это одно и то же?» | -обогатить знания детей о природных водоемах, их особенностях; -развивать концентрацию внимания, -поддерживать познавательный интерес, любознательность; -развивать связную речь; -учить видеть красоту природы и воплощать ее в творчестве. | Информация об озере и пруде – рассказ об их особенностях. Рубрика «Знаешь ли ты…?» - информация о самых больших озерах. Игра на развитие внимания «Найди обитателей озера и пруда». Просмотр слайдов. Рассказы детей из личного опыта. Творческая деятельность «Нарисуй водоем и назови, что нарисовал». |
Февраль | ||
«Когда жили динозавры?» | -познакомить детей с первыми обитателями Земли. -развивать познавательный интерес, любознательность; -расширять словарный запас детей, упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании; -закреплять услышанную информацию посредством просмотра мультфильма. | Рубрика «Знаешь ли ты…» - сведения о динозаврах, как о первых наземных существах (объяснить значение слова «динозавры»). Рассказ воспитателя о динозаврах, об их разновидностях. Просмотр мультфильма. Речевое упражнение «Назови и запомни», игра «Закончи предложение». |
«Какие существа обитали в морской пучине?» | -обогатить знания детей об обитателях моря; - поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться. -развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику; -способствовать развитию любознательности. | Информация о древних обитателях моря. Вопросы-ответы – дети отвечают на вопросы по содержанию услышанного. Рубрика «Знаешь ли ты…?» Игра на внимание «Чем похожи и чем отличаются?» Творческая деятельность «Закрась контур обитателя моря». |
«Какая птица была самой древней на Земле?» | -расширить и обобщить знания детей о птицах; -развивать мыслительные операции: анализа и синтеза; -повышать двигательную активность детей; -развивать умения изображать археоптерикса. | Загадывание загадок про птицу. Упражнение «Чем похожи, чем отличаются?» - сравнение древней и современной птицы. Знакомство с самой древней птицей – археоптериксом. Двигательное упражнение «Изобрази древнюю птицу» Творческая деятельность «Слепи древнюю птицу». |
«Лошадка древних степей» | -расширить и закрепить знания детей о животных: названия, внешний вид, строение. -показать детям разнообразие животного мира. -побудить детей к сочинению загадок о животных; -развивать связную речь. | Речевое упражнение «Какому животному относятся слова…» (хвост, грива, копыта,…) Задание детям: рассказать про лошадь. Загадка-описание древней лошадки, спросить у детей, как думают, кто это? Рассказ воспитателя о эогиппусе (древней лошади). Упражнение «Убеги и спрячься». Игра «Угадай, чей хвост?» |
Март | ||
«Понимают ли животные человеческую речь?» | -расширить знания детей о животных; -расширять словарный запас детей, упражнять в употреблении различных частей речи и их согласовании; -развивать связную речь; -воспитывать бережное отношение к животному миру, чувство ответственности, учить ухаживать за животными; -повышать двигательную активность. | Беседа «Что мы знаем о животных?» Рассказы детей о своих питомцах, как они общаются. Двигательное упражнение «Дрессировка животных». Загадки, стихи о животных. Речевое упражнение «Сосчитай до пяти» (счет до 5, согласуя числительное и существительное: одна кошка, две кошки) |
«Сколько птиц на Земле и почему они поют?» | -расширить представления детей о птицах; -способствовать развитию любознательности, слухового восприятия; -воспитывать бережное отношение к птицам; -вызвать интерес к экспериментированию. | Вопросы к детям о птицах. Информация о птицах (рассказ воспитателя о разновидностях птиц). Игра «Летает-не летает» Рубрика «Знаешь ли ты…» (информация о самых поющих птицах). Эксперименты с птичьими перьями (тонет-не тонет, летит-не летит). Упражнение «Изобрази птицу». |
«Умеют ли рыбы разговаривать?» | -поддерживать познавательный интерес детей; -развивать память и умение выразительно рассказывать стихотворение; - поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться; -развивать мелкую моторику рук; -повышать двигательную активность | Загадка про рыбу. Заучивание четверостишия про золотую рыбку. Информация по теме: «Есть рыбы, которые издают разные звуки». Вопрос к детям: «В какой сказке рыба говорила человечьим голосом?» Упражнение на развитие мелкой моторики рук «Выложи рыбу из палочек». Двигательное упражнение «Изобрази ногами, как плавает рыба?» |
«У кого кровь голубая?» | -расширить и пополнить знания детей о морских обитателях; -развивать познавательный интерес, любознательность; -развивать речь и мыслительные операции: мышление, внимание, память; - поддерживать стремление детей активно вступать в общение высказываться. - уметь создавать художественные образы морских обитателей. | Вопрос к детям: «Какого цвета кровь?» Беседа «У кого кровь голубая?» - информация о морских обитателях, у которых не красная кровь. Упражнение на развитие мышления: «Назови существо и скажи, где обитает». Речевое упражнение «Какое слово самое короткое/длинное?» Творческая деятельность «Нарисуй по желанию». |
Апрель | ||
«Интересные растения» | -познакомить детей с необычными растениями, вызвать интерес; -развивать умение беседовать по содержанию иллюстраций; -формировать представления о некоторых свойствах растений; -учить любить окружающий мир, видеть его красоту; -развивать умения изображать растения. | Информация о самых интересных растениях: 1.Какое самое старое растение на свете. 2.Самые маленькие деревья. 3.Самые большие листья. 4.Самое большое дерево на свете. 5.растение без корней и цветов. Показ иллюстраций. Рубрика «Знаешь ли ты…» Двигательное упражнение «Ели, елки, елочки» Творческая деятельность «Нарисуй какое хочешь растение» Создание книги «Интересные растения» |
«Грибы – растения или животные?» | -развивать мыслительные операции: речь, память, внимание, мышление; -формировать представление об особенностях грибов; -воспитывать бережное отношение к природе, передавать ее красоту в творческих работах. | Загадки о грибах (найти отгадку на картинке). Вспомнить названия грибов. Беседа о грибах. Дать информацию об особенностях грибов. Задание «Нарисуй природные явления, помогающие расти грибам». Речевое упражнение «Подбери обобщающее слово». Творческая деятельность «Заселим поляну грибами». |
«Почему у цветов различная окраска и почему цветы пахнут» | -расширять знания детей о разнообразии цветов; -вызвать интерес к разновидностям цветов; -развивать мыслительные операции: анализы и синтеза; -способствовать развитию творческой активности детей; -развивать двигательные навыки. | Загадки о цветах. Игра «Назови цветок». Хоровод «Цветики-цветочки» Информация об окраске и аромате цветов» Рубрика «Знаешь ли ты, что…» «Что общего и чем отличаются друг от друга» - найти и объяснить сходства и отличия цветов. Художественное творчество «Изобрази цветок». |
Какое дерево называют «деревом вечности» и на каком дереве растут конфеты?» | -расширить представления детей о разновидностях деревьев, вызвать интерес; - поддержать стремление детей активно вступать в общение, высказываться; -развивать мыслительные операции и мелкую моторику; -развивать творчество, фантазию, воображение. | Показ иллюстраций с изображением лиственницы – информация о дереве «вечности». Упражнение «Выложи из палочек». Показ макета дерева с развешенными на нем конфетами. Так бывает или нет? Рассказ воспитателя о «конфетном дереве». «Дерево» «угощает» конфетами детей. «Изобрази дерево» - творческая деятельность. |
Май | ||
«Где и когда появилась бумага?» | -развивать мышление детей; -познакомить с информацией о появлении бумаги; -вызвать интерес к разновидности бумаги; -развивать речь детей. | Загадывание загадки про бумагу. Беседа «Когда появилась бумага». Рассматривание альбома «Какая бывает бумага?» Игра на развитие мышления «Найди бумажные предметы» - выбрать материалы, из которых изготавливается бумага. Речевая игра «Назови какая» - подбор определений к слову «бумага». |
«Как появился огонь» | -развивать у детей умение отгадывать предмет или явление по описанию взрослого; -закреплять навык общения, умения поддерживать беседу; -воспитывать умение слушать взрослого; -вызвать интерес к новой информации; -закреплять услышанную информацию посредством просмотра мультфильма; -развивать творческие способности. | Упражнение «Про что я говорю?» - загадка-описание огня. Беседа «Для чего нужен огонь?» - рассказ о появлении огня. Рубрика «Знаешь ли ты…» - о безопасных спичках. Просмотр мультфильма. Творческая деятельность «Изобрази огонь». |
«Какие дорожки двигаются сами?» | -познакомить детей с устройством конвейера, его значением; -вызвать интерес к экспериментированию; -продолжать отгадывать загадки-описания; -развивать творческие способности. | Рассказ воспитателя про конвейер. Эксперимент «Изобретем конвейер». Рубрика «Знаешь ли ты …» Упражнение «Назови изобретение» - отгадывание загадок-описаний. Творческая деятельность «Изобрази конвейер». |
Развлечение «Умники и умницы» | -вызвать у детей положительные эмоции от участия в познавательном развлечении; -закрепить представления о «чудесных» предметах и явлениях; -закрепить умения выразительно читать стихи. | Загадывание загадок-описаний. Викторина «Что такое чудеса?» «Что за чудо изображено?» - рассматриваний иллюстраций. Сюрпризный момент «Конфетное дерево». Исполнение песен. Чтение стихов про чудеса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент непосредственно-образовательной деятельности в средней общеразвивающей группе на тему "Город полон жизни и движения..."
В конспекте описывается работа с детьми средней группы по освоению образовательной области "Безопасность"....
Конспект интегрированной образовательной деятельности (досуга) для детей средней группы «Зимний лес полон чудес» с использованием технологий проблемного обучения и ИКТ.
Материал включает в себя подробный конспект досуга с использованием технологий проблемного обучения и ИКТ....
Конспект совместной интегрированной образовательной логоритмической деятельности «Добрый лес, старый лес – полон сказок и чудес»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8793356","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"268","width":"380"}}]] Аннотация. Интегрированная совместная образовательная дея...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста: «Русский лес полон чудес!»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию "Русский лес полон чудес!"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: «Весенний лес полон чудес»...
Конспект на организованную образовательную деятельность по ознакомлению с природой для детей средней группы с применением мультимедийного оборудования Тема: «Волшебный лес полон сказок и чудес»,
Задачи: Расширить кругозор у детей. Закреплять знания детей о животных, деревья, птицах. Формировать умение отгадывать загадки, развивать логическое мышление. Закреплять умения правильно вести себя в ...
Образовательная деятельность по экологии "Лес полон чудес"
Образовательная деятельность по экологии во второй младшей группе детского сада ...