Проект "Лекарственные растения"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Презентация проекта "Лекарственные растения", материал к проекту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.65 МБ |
![]() | 33.06 КБ |
![]() | 1.15 МБ |
![]() | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели и задачи проекта Цели: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах. Задачи: Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю . Заинтересовать родителей и привлечь их к совместной деятельности с детьми и педагогами детского сада.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, медицинская сестра
Результат: -Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека. - У детей расширились представления о природе. - Сформировались знания о лекарственных растениях. - Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
1 Подготовительный этап 1.Мотивационный момент 2 . Подбор художественной и методической литературы о лекарственных растениях 3.Разработка экскурсии в березовую рощу, прогулок. 4. Подбор дидактических игр по теме проекта. 5.Выбор участников, которые могли бы оказать помощь в реализации проекта. 6. Анкетирование родителей «Знаете ли вы о пользе лекарственных растений» -
Реализация проекта Познавательное развитие 1.Наблюдение «Наш верный друг - чистотел» Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением – чистотелом, с его внешним видом. Рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы, что необходимо чистотелу для того, чтобы он рос. 2.Дидактическая игра «Вершки - корешки» Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. 3.Экскурсия в березовую рощу. Цель: Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в роще (ромашка, одуванчик, подорожник…).
Речевое развитие 1.Чтение художественной литературы: -Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет» -Н. Павлова «Загадки цветов» - А. Плешаков «Зеленые страницы» -А. Онегова «Тропинка полевая» 2.Составление рассказов от имени растений: «Я подорожник…», «Я ромашка…», «Я крапива…»
Продуктивная деятельность Рисование на тему «Одуванчиковое поле», «Наш друг- подорожник» Игровая деятельность Д\И «Съедобное- несъедобное », «Вершки-корешки», «Что лечит это растение ?», «Узнай по описанию», п\и «Сбор лекарственных растений»
Исследовательская деятельность 1.Составление рассказа со схематическим изображением «Путешествие семечки» 2. Составление схем «Что лечит растение» 3. «Где лучше растет растение?» 4. Поиск полезных растений на прогулочном участке. 5. Исследовательские наблюдения-сравнения: Изучить строения растения. Определить, одинаков ли стебель у разных растений. Определить, какие стебли, листья на ощупь: твердые, мокрые, сухие, холодные, колючие, мягкие? Прилетает ли кто-нибудь к этому растению? Есть ли запах у растений? Работа с родителями Сбор материала для альбома «Зеленая аптека» Консультация « Чудо-растения при ОРЗ,ОРВИ»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 1.Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв. 2. Показ сказки для малышей «Случай в лесу» 3.Презентация проекта «Лекарственные растения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
(ромашка)
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(одуванчик)
Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(малина)
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня.
(крапива)
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем.
(шиповник)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (Одуванчик)
.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (Зверобой)
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты)
Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? (Чистотел)
Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито. (Шиповник)
Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (Календула)
Кроссворд для дошкольников.
Тема: “Зелёная аптека”
Цель: Систематизировать знания детей по теме “Лекарственные растения”, развивать память, воображение старших дошкольников.
Вопросы к кроссворду “Зелёная аптека”:
1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.
Ответ: Мать – и - мачеха
2.Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.
Ответ: Подорожник
3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?
Ответ: Одуванчик
4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:
Золотая середина
И лучи идут кругом.
Это, может быть, картина?
Солнце в небе голубом.
Ответ: Ромашка
5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.
Ответ: Мята
6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
Ответ: Шиповник
7. Календула лекарственная. Какое второе название этих цветов?
Ответ: Ноготки
Развлечение «Юные экологи»
Старшая группа
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях, о том, какую пользу приносят они человеку.
Участники: дети старшей группы, ведущая - воспитатель.
Оборудование: элементы туристического снаряжения; аптечка; высушенные растения и их плоды; иллюстрации лекарственных растений; спортивный инвентарь.
В.: Решили, в поход идем, но во время похода нужно выполнить несколько заданий бабушки - травницы.
Задание 1. Игра "Собери рюкзак".
В.: Представьте, что вы собираетесь в поход. Из предложенного материала вы должны отобрать вещи, которые вы возьмете с собой. Каждая команда собирает вещи для одного рюкзака.
Задание 2. Решение проблемной ситуации:
В.: "В результате загадочных обстоятельств продукты питания и аптечка исчезли. Можно ли обойтись без продуктов питания? Если да, то каким образом?
В.: Можно ли обойтись без аптечки. Если да, то какой выход вы предлагаете?
Задание 3. Игра "Цепочка слов".
В.: Назовите (по очереди) названия лекарственных растений.
Задание 4.
В.: Из предложенного материала (живые растения) отберите съедобные виды растений и разложите в соответствии с карточками - символами: салатника - травы, из которых готовят салат, чайника - травы, из которых заваривают чай.
Задание 5. Дидактическая игра "Узнай по запаху".
В.: В коробочках с отверстиями в крышках приготовлены растения. Предложить по запаху узнать растение и назвать его.
Привал. Игры - эстафеты: "Перевозка арбузов".
Задание 6. Игра "Собери растение".
В.: Соберите одно или два растения из отдельно нарисованных частей.
Задание 7. Проблемная ситуация "Как оказать помощь?".
В.: Во время похода бывают разные ситуации: кто-то нечаянно поранился, кого-то ужалила пчела, у кого-то ушиб. А аптечки у нас нет. Отберите травы, которые можно использовать при порезах (листья крапивы и чистотела).
В.: Отберите травы, которые могут помочь при ушибах и укусах насекомых. (Измельченные листья подорожника).
В: Вы, молодцы. Справились со всеми заданиями и теперь мы устроим чаепитие с целебными травами.
Экскурсия в парк.
Цель:
- Познакомить детей с природным окружением нашего района, рассказать о многообразии трав, произрастающих в нашем районе, познакомить с тем, какие лекарственные растения растут в роще (ромашка, одуванчик, подорожник…).
- Развивать мыслительную деятельность, память, внимание.
- Воспитывать любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям, поощрять самостоятельность суждений.
Предварительная работа:
Беседы о пользе применения растений в лечебных целях, о создании Красной книги, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям сказок о лекарственных растениях, разные виды игр.
Словарная работа:
Отвар, настой, лекарственные растения.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами, отправимся в необычное путешествие – Царство растений. Поможет нам в этом этот цветочек ( показывает ромашку). Вы узнали его? Да, ребята это ромашка. Она поможет нам найти в парке лекарственные растения, которые мы с вами знаем.
Цветами можно не только любоваться,
Ведь лес как сказочное царство!
Здесь кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.
А зачем и как лечить, я могу вас научить!
Воспитатель: Вспомните, какие растения растут в наших краях?
Я приготовила для вас кроссворд, а вы с помощью моих загадок отгадаете и найдите эти растения на лужайке.
1.Злая как волчица
Жжётся как горчица
Что это за диво?
Это же ……….
Воспитатель: Правильно, конечно же крапива.
(Дети самостоятельно находят крапиву на полянке и показывают ее воспитателю).
Загадка следующая:
2. Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Почему он так называется? Правильно, он растёт вдоль дорог.
(Дети самостоятельно находят подорожник на полянке и показывают его воспитателю).
Продолжаем наш кроссворд.
3. Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашка)
Это лечебный цветок. Вот несколько советов:
- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдёт.
- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
(Дети самостоятельно находят ромашку на полянке и показывают её воспитателю).
Следующая загадка:
4. На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Воспитатель:
В одной старинной сказке говорится, что когда- то одуванчиков не было нигде – нигде. И людям было очень грустно встречать весну без красивых цветов. Вот и попросили они солнце « Подари нам красивые цветы». Улыбнулось солнце и послало на землю свои золотые лучи. Опустились эти лучи на весеннюю травку, заиграли солнечные зайчики и стали весёлыми жёлтыми цветами – одуванчиками. Растут одуванчики по всей нашей земле и в разных местах их и называют по- разному: то зубной травкой за их целебные свойства, то молочниками за белый, как молоко, сок, то пуховиками за их парашютики. А как ещё используют одуванчики?
Дети: Для повышения аппетита, для повышения авитаминоза делают салаты, варенье, корни пережаривают для получения целебного кофе.
Подвижная игра «Лечебная полянка».
Воспитатель называет лекарственные растения, а дети должны быстро найти их на поляне в роще или изобразить их.
Воспитатель: А все ли растения безопасны?
Какие правила поведения при сборе растений необходимо соблюдать?
- Нельзя много рвать растений.
- Нельзя пробовать плоды ( если не знаешь точно)
- После сбора лекарственных растений следует тщательно мыть руки.
- И самое главное правило – не ходить в парк или лес одному.
Воспитатель: В конце нашей экскурсии мы с ромашкой подготовили вам игру-викторину «Вспоминай и быстро называй!».
1. Сок какого растения используется вместо йода для выведения бородавок, а настоем из листьев умываются, споласкивают голову? (чистотел)
2. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодами. Пройдёт мимо человек или пробежит какой зверь – уцепится плод и путешествует вместе с ним. А где упадёт – там может вырасти. (репей)
3. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?(валерьян)
4. В начале апреля на проталинках, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Они могут предсказывать погоду. В ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Хорошо помогает от кашля. (мать-и-мачеха)
Молодцы, ребята, вы справились с заданиями. Сегодня, я вижу, вы много узнали нового. Вы смогли увидеть, как растут в природе лекарственные растения. Это поможет вам в жизни. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад.
Я мать – и - мачеха…
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы- это я - мать-и-мачеха. Я необычное растение. Сначала я цвету, а потом отращиваю листья. И листья у меня необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на мои широкие листья. А ведь я лекарственное растение. Из моих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
Такой вот замечательный я цветок- мать-и-мачеха. Ранней весной я удивляю и радую вас своим появлением из-под снега, а летом забочусь о вашем здоровье.
Подорожник
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.
«Подорожник у дороги –
Листики да лопушки.
Применяй меня от боли,
Зажили раны чтоб твои!»
Рассказ о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Я ромашка…
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эту сказку про лекарственные растения однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже. Итак, садимся поудобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки.
В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей Появился муравейник, Поселился муравей.
Он из дома спозаранку выбегает с веником, Подметает всю полянку перед муравейником. Замечает все соринки, Начищает все травинки, Каждый куст, каждый пень, Каждый месяц, каждый день.
А однажды муравьишка подметал дорожку. Вдруг упала с ёлки шишка, отдавила ножку.
От волнения сова перепутала слова: Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая", Спасите насекомое!
Звери бросились Гурьбой За лекарственной травой. Рвут аптечную ромашку, Собирают зверобой.
Вот из чащи на опушку Пробирается медведь - Он решил Медвежье Ушко На опушке посмотреть.
Зайцы заячьей капустой Муравья приводят в чувство, Если б жил в той роще лев – Предло - жил бы львиный зев.
На спине у ёжика листья подорожника. Он больному обещает: От компресса полегчает! И другое средство тоже Предлагает муравью: Вдруг укол тебе поможет? Я иголку дам свою!
Все больного навещают, Все больного угощают: Кто морошкой, кто черникой, Кто сушеной земляникой.
Даже волк помочь не прочь. Думал-думал как помочь?... К муравейнику повез Волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока, И спешит по просеке с новостью на хвостике: Я, друзья, не ябеда, только Волчья Ягода, Даже если мытая очень ядовитая.
А потом девчонки-пчелки притащили мёд в бочонке. Ничего, что тяжело,- лишь бы другу помогло!
Муравей пощиплет травку и попьет Цветочный мед. Значит дело на поправку обязательно пойдет.
Все лесные витамины от брусники до малины Принесли ему друзья.
Ведь Зеленая аптека лечит даже человека, А не только муравья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/05/picture-98618.jpg)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-169532-1358092730.jpg)
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/21/picture-264109-1371828609.jpg)
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360955-1386178519.jpg)
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-377040-1389092693.jpg)
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-344844-1389533096.jpg)
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....