Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. "Воздух-невидимка".
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Логвинова Наталья Николаевна

Знакомство детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия  по ознакомлению детей  с окружающим  миром   в подготовительной группе

« Воздух – невидимка» воздух и его свойства- экспериментирование.

Воспитатель: Логвинова Н.Н

Программное  содержание:

1.Расширить  знания детей о свойствах воздуха и  способах  его обнаружения.

2.Продолжать формирование  причинно-следственных связей.

3.Формировать интерес  к экспериментальной работе.

4.Закладывать основы экологической  культуры на основе  взаимодействия с предметно- природным   миром.

5.формировать  осознанное  отношение  к своему здоровью  и здоровью  окружающих.                   (применение здоровьесберегающих технологий).

6.Развивать  память, внимание, мышление, речь, познавательный интерес.

7. Этимологическая работа.

Ход  занятия.

Здравствуйте ребята.   Как у вас красиво  и уютно  в группе. Я предлагаю  вам, на некоторое  время, представить, что это не  группа- а  научно- исследовательская  лаборатория. В лаборатории  проводят  разнообразные опыты, исследования, даже делают  открытия. А мы с вами будем  учеными. И так, Уважаемые  коллеги, я предлагаю вам  изучить  свойства  одного  невидимого  вещества, послушайте  внимательно мою загадку, и  вы  узнаете   о каком   веществе   идет  речь.

Через  нос  проходит в грудь,

И обратный держит  путь

 Он  невидимый, но все же

Без него  мы  жить  не  можем.

Он нам  нужен чтоб дышать

Чтобы шарик  надувать.

С нами рядом каждый  час

Но невидим он для  нас.

Совершенно  верно -это воздух. Мы с вами  не видим воздух, но можем  его почувствовать. Давайте  пройдем за наши  рабочие  места, возьмем веера и помашем  ими. Нет вееров? Но мы же с вами ученые люди, и нам  не составит труда  сделать из листа  бумаги веер.(дети делают веера).Солнце светит очень  ярко

И ребятам  стало  жарко

Достаем  красивый веер

Пусть  прохладою  повеет.

Помашите  веером на  лицо, что вы почувствовали? Это ,ребята, движение  воздуха. Веер заставил

Воздух  двигаться и  вы ощутили дуновение  воздуха  на своем  лице. Значит  воздух невидимый, но его можно  почувствовать.

А теперь ,коллеги, предлагаю  перейти к столику, где  находятся  экспонаты для нашего следующего открытия. Попрошу  вас сосредоточить  свое внимание на те  действия, которые я сейчас  буду   вам  демонстрировать. Переворачиваю пустой стакан вверх дном и  медленно  опускаю в сосуд с водой. Проникла  вода  в стакан?  Нет.

Вывод: в стакане есть воздух и он  не пускает  воду во внутрь.

Снова  опускаем   стакан в воду, теперь  немного  наклоним его, что вы  видите? Вода проникла в стакан.

Вывод: значит воздух  есть в воде.

Давайте посмотрим ,что лежит в этой коробочке  .Возьмите  любой понравившийся  вам  предмет и бросьте  его в воду. Внимательно  наблюдаем и что мы видим? Видим пузырьки- Это пузырьки  воздуха, которые вышли  из  камешков, пуговиц. Ракушек…Камень- тяжелый, он тонет. А воздух легкий- он поднимается  вверх.

Вывод: воздух есть везде, он вокруг  нас,  он в предметах, в воде, в  пустом стакане…

Ребята, а теперь давайте  закроем ладонью   рот и нос. Какие у вас ощущения?  Легко ли вам  или  трудно7Почему?Совершенно  верно. Нам тяжело от того , что  мы не дышим. Значит воздух нам необходим, мы его вдыхаем и выдыхаем.Давайте  пройдем  к столику . где находится оборудование . которое  необходимо  для  подтверждения  нашего  открытия.(дети садятся за стол для каждого ребенка стоит стакан с водой и соломинка)Возьмите  соломинку  и опустите ее  в стакан с водой. Сделали  носом  вдох ,а теперь выдыхаем  воздух в  соломинку. Что вы видите? В стакане появились пузырьки, эти пузырьки  и есть  воздух. Который мы вдохнули и выдохнули.

А вы слышали  как воздух звучит? Воспитатель дует в пустую бутылку и предлагает  детям  подуть в свистки, дудки вы  знаете ,как называются эти инструменты, правильно музыкальные, а еще их  называют-  духовыми  инструментами. (разбираем  слово воздух)

А сейчас мы с вами попробуем изобрести  космический корабль, мне понадобится ваша помощь Берем воздушный шарик. Надуваем его(заполняем воздухом), с помощью скотча  прикрепляем соломинку к шарику  и продеваем  нитку в соломинку. Даем стартовый отсчет   нашему кораблю 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0-пуск(отпускаем шарик).Почему  наш корабль полетел? потому что из шарика стал  быстро  выходить воздух.

Дорогие мои испытатели, мы с вами провели ряд опытов, выяснили, Где есть воздух, а теперь  я предлагаю вам накачать  «воздушную»  куклу.(дети разбираются  на пары.1- кукла, 2- насос. Кукла вяло сидит на полу, насос  со звуком с-с-с-«накачивает» куклу. Она выпрямляется, встает в полный рост, насос нажимает кнопку на груди у куклы , кукла сдувается ш-ш-ш-ш переходит в и.п.Насос ис куклой меняются  ролями.

Для чего нужен насос и как им пользоваться  ,я  убедилась ,что вы знаете и умеете. Я бы хотела  предложить вашему вниманию один  предмет, который очень  необходим  для любой лаборатории,(подвожу детей к столику, где стоят весы)вы знаете как называется этот прибор и для чего он нужен?    Это весы и они нам сейчас помогут имеет ли воздух вес?

Вот у нас 2 шарика , кладем их на весы ,что наблюдаем? Весы находятся в состоянии покоя. Они не сдвинулись ни вверх ,ни вниз. Надуваем  один шарик, чаша с надутым шариком перевесила чашу с  пустым шариком. Почему?

Делаем вывод: чаша весов  перевесила, потому что  шарик наполнен воздухом, значит воздух имеет  вес.

А как вы думаете, воздух имеет вкус? Попробуйте воздух ртом. Что вы можете  сказать поэтому  поводу? у воздуха нет   вкуса , а  запах? Каким органом  мы  определяем запах? И запаха воздух не имеет,  абсолютно  чистый воздух  ничем не пахнет .Мы   чувствуем запах дыма, если поблизости горит костер; пирожками- когда  наши повара готовят на кухне. Это говорит о том, что запах воздуху  придают другие  вещества. Хотите  в  этом  убедится  в этом? В нашей  лаборатории  есть много баночек, в них  хранились  разные  вещества, теперь баночки пустые , но они еще хранят запах того вещества, которое в них  находилось, предлагаю  вам  стать  «нюхачами» и отгадать секрет этих баночек. Совершенно  верно  вы угадали, ваши носы  вас  не подвели. А еще ребята, я хотела  дать вам один   очень  важный и  полезный совет—всегда  дышать носом.  Давайте вдохнем   воздух  , куда он попал?  В нос, а потом  он  идет  в  дыхательную  трубочку, по пути воздух  согревается .Поэтому, очень  важно для вашего здоровья, в холодную погоду,  дышать носом , а не  ртом. А еще  нос  очищает воздух от  пыли  и  микробов. У нас  в носу есть  волоски- реснички , они- то  и не дают  микробам проникнуть  в  наш  организм. И  нам  нужно   ухаживать  за носом . Как вы  это  делаете?(ответы  детей).А я вам  предлагаю сделать  зарядку  для носа.

Повторяйте  все  за мной

Подыши одной  ноздрей  и к тебе придет  покой.

( и. п. стоя, туловище  выпрямлено, но  не напряжено. Правую  ноздрю  закрыть  указательным  пальцем   правой  руки- вдох  тихий  и продолжительный .выдох  через левую  ноздрю . левой вдох- правой  выдох. правой выдох- вдох).

Тихо, тихо, мы  подышим, сердце  мы  свое  услышим.

(Медленный  вдох  через  нос, когда  грудная  клетка  начнет расширяться, затаить  дыхание  на  4  сек.плавный  выдох  через нос.2 раза.)

Вырасти  хочу  скорей  сделать много   добрых  дел.

(1-поднять  руки  вверх, подняться  на  носки- вдох;2- опустить  руки  вниз, опуститься на  всю  стопу—выдох.)

Но  здоровье   человека  зависит не  только  от  того как  он  дышит,  но и каким воздухом  он  дышит .А воздух  не  всегда  может  быть  чистым .А  как  вы  думаете, что приводит  к загрязнению воздуха?( ответы  детей).Мы  должны  заботиться  о своем  здоровье, о животных  и  растениях,  которые  тоже  нуждаются  в чистом   воздухе. Что  мы  с вами можем  сделать  для  того,  что бы чтобы  воздух  был  чистым?  

Вот  у нас  есть  горшок  с землей и желудь. Давайте  посадим  желудь   в горшок, вы будите ухаживать  за ним , поливать, а  весной,  когда  проклюнется  росточек  , посадите его  на  своей  площадке и  когда росточек  подрастет, станет  деревцем, то будет    делать воздух  на  вашей  площадке  чистым, а  крона укроет  вас  от  жаркого  летнего  солнца.

Что  мы  сажаем , сажая  леса, чащу, где  бродит  барсук  и лиса.

Лист, на  который  ложится  роса

Свежесть  лесную  и влагу   , и тень

Вот что  сажаем  в  сегодняшний  день.

Молодцы ,ребята, какое  важное  и  нужное  дело  вы  сделали.

Вы  славно  поработали  и я  приглашаю  вас  отдохнуть.

Льется  с неба  синий  цвет, и конца  у неба нет( дети  встают  «паровозиком»  друг  за  другом и похлопывают по  спине  друг  друга)

Отчего  оно  такое? Кот нам  сможет  дать  ответ-(постукивают  пальцами)

Торопливый  дождь  косой  скачет  по полю  босой (поколачивают  кулаками)

Солнце  небо  разделило  разноцветной полосой(растирают  ребрами  ладоней)

Где  ложится  ветер  спать? Можно молнию  поймать?(кладут руки  на плечи  и  большими  пальцами круговыми  движениями  растирают  плечи).

До чего  же интересно  все  на  свете узнавать! (поглаживают  ладонями).

Раздается   гром(  фонограмма  грома)Ребята, вам  знаком  этот  звук, что  он  вам напомнил? Но  видно  неспроста   он  раздался  у нас  в лаборатории .Предлагаю  продолжить  наше  исследование  и выяснить , участвует  ли  воздух  в  образовании  грома. Сейчас  мы  это  выясним.

Нам  понадобится  бутылка  с длинным  горлышком , поставим  ее в глубокий  сосуд. Намочим  ободок  горлышка   и положим   большую  монету, которая  полностью  закроет  горлышко.  Наливаем в сосуд горячую  воду. Смотрите  и  слушайте  внимательно, наблюдая  за  монетой .Что с ней  происходит? Воздух  в бутылке от  горячей  воды  нагрелся и стал  расширяется, и толкает  монету  вверх,  при подпрыгивании монета  издает звук. При  грозе  молния  нагревает  воздух вокруг   себя , воздух  расширяется  так  быстро, что происходят громкие хлопки. Это  и есть раскаты  грома.

Уважаемые  мои  коллеги. Вам  понравилось быть  сегодня  учеными? Проводить  опыты  и эксперименты ?, какие больше всего  запомнились? Что  нового вы  узнали о воздухе  и его  свойствах? Я думаю ,эти опыты  вы  можете  показать  своим  товарищами дома  родителям.

Я хотела поблагодарить  вас  за  сотрудничество, мне  было  очень приятно  с вами проводить исследования, мы  очень  плодотворно  поработали . даже  посадили  будущее  дерево. Давайте  представим  , что  мы находимся  в лесу,  отдохнем  в  тени  деревьев, подышим  свежим воздухом.

(релаксация  проводится  на  ковре  под  тихую  , приятную  музыку).

Нас  в любое  время  года  учит   мудрая   природа,

Птицы  учат  пению, паучок  терпению

Пчелы  в  поле  и в саду – обучают  нас  труду.

И к том уже  в их  труде- все по  справедливости.

Отражение  в воде учит  нас  правдивости,

Учит  снег   нас  чистоте, учит  солнце-  доброте,

И при всей огромности – обучает  скромности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в подготовительной к школе группе. Тема: "Кто нас учит в школе?"

На данном занятии углубляются представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Занятие стимулирует к ранней профессиональной ориентации; дети учатся правилам поведения в шко...

Экскурсия по лесной полянке. Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Лексическая тема «Насекомые».

Данная тема всегда вызывала и вызывает интерес у маленьких исследователей. Благодаря занятию ребёнок может окунуться в мир самых маленьких обитателей нашей планеты....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром. Тема: Школа пешеходов" средняя группа

Работа направлена на формирование представлений детей о правилах дорожного движения для пешеходов, воспитание у детей внимания, сосредоточенности....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром «Виды транспорта» Автор занятия: Семенова Елена Николаевна МБДОУ № 85 «Березка» Цели:-познакомить обучающихся с видами транспортных ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в первой младшей группе на тему: «Куклы в гостях у детей»

учить строить предложения из 2 – 3 слов.знакомить с предметами одежды и аксессуарами для мальчиков и девочек....

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в старшей группе. Тема занятия: « Экологическая тропа в здании детского сада»

Цель: создание оптимальных условий для экологического воспитания дошкольников.Задачи:- Расширять представления детей об объектах экологической тропы в здании детского сада.-Расширять представлени...