Итоговое занятие в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Патлина Ирина Александровна

Тема: «В путешествие за солнечными лучами»

Программа «От рождения до школы».

Возраст: старшая  группа.

Направление:   «Речевое развитие»

Форма проведения: Фронтально. Образовательная ситуация с элементами игры

 

Образовательные задачи

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи:

              согласование числительных с существительными; образование существительных                       в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

               Совершенствование навыка составления описательного рассказа  

       

 Развивающие  задачи

                Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,

                мышления, координации речи с движением;

 Воспитательные задачи

                Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

                доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

                Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

 Методы – игровой, словесный,  наглядный ,практический.

 Приемы – сюрпризный момент , вопросы, поощряющая оценка.

 

Индивидуальная  работа:

Активизировать  на  занятии  Полину, Артема.

Оборудование:

                Письмо, фонарик, мяч

                Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,

                скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке.

                  Нарисованные изображения солнца, дерева,    зеленые листики;

Ткань для ручейка, камушек.

                                   

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Росинка» п. Пионерский.

Конспект  итогового занятия непосредственно  образовательной деятельности    по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи

в старшей  группе.    №15  «Знайки»

по образовательной области «Познавательное развитие»

на тему:   «В путешествие за солнечными лучами»

Автор – составитель воспитатель

МАДОУ «Д/С «Росинка»

Патлина И.А.

 

                                                       2015г.

Тема: «В путешествие за солнечными лучами»

Программа «От рождения до школы».

Возраст: старшая  группа.

Направление:   «Речевое развитие»

Форма проведения: Фронтально. Образовательная ситуация с элементами игры

 

Образовательные задачи

Закрепление представлений о весне и ее приметах.

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Совершенствование грамматического строя речи:

              согласование числительных с существительными; образование существительных                       в родительном падеже;  образование однокоренных слов;

               Совершенствование навыка составления описательного рассказа  

       

 Развивающие  задачи

                Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания,

                мышления, координации речи с движением;

 Воспитательные задачи

                Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

                доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

                Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

 Методы – игровой, словесный,  наглядный ,практический.

 Приемы – сюрпризный момент , вопросы, поощряющая оценка.

 

Индивидуальная  работа:

Активизировать  на  занятии  Полину, Артема.

Оборудование:

                Письмо, фонарик, мяч

                Картинки с изображением: сосулек, проталины, насекомых,

                скворечника, скворца, сюжетных картинок по сказке.

                  Нарисованные изображения солнца, дерева,    зеленые листики;

Ткань для ручейка, камушек.

                                   

 

  Ход занятия

Орг. момент:

В: - Реб. посмотрите какое чудесное весенние утро,   к нам пришли гости. Давайте

       поприветствуем друг друга и гостей словами:

                   Доброе утро

                   Скорей проснись

                   Солнцу шире улыбнись.            (2р)

В: - Реб. а сейчас поздороваемся с солнышком: (пальчиковая гимнастика)

                   Смотрит солнышко в окошко

                   Светит в нашу комнатку

                   Мы захлопаем в ладоши

                   Очень рады солнышку.

В: - Ой ребята

                   Кто-то бросил мне в оконце

                   Посмотрите письмецо

                   Может это лучик солнца

                   Что щекочет мне лицо.

       (В. обращает внимание детей на конверт с письмом, открывают и читают)

                   Письмо:

      Дорогие ребята, я весенние солнце.

      Послала  я  свои солнечные лучи землю согреть, а они от меня спрятались.

       Помогите мне пожалуйста их найти. А дорогу вам покажет волшебный огонек.

В:- реб. а как же нам быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

        (Предположения детей)

В: - Реб. вы хотите помочь солнцу?  

Д:- Да.

В: - Тогда отправляемся в путешествие за солнечными лучами.  

       1 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

       (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением сосульки. Дети подходят к этому месту.)

В: - Реб. угадайте,  что согрел солнечный луч.

        Висит за окошком кулек ледяной

        Он полон капели и пахнет весной.

Д: - Сосульку.

В: - Реб. а как называется весенние явление, когда с крыш капают сосульки?

Д: - Весенняя капель.

В: - послушайте внимательно, как капает капель и повторите:

      Перестук, перезвон: кап-кап, дон-дон.

         (В. предлагает детям разделиться на две группы, девочки и мальчики. Девочки выполняют ритм с  хлопками, мальчики с притопыванием.)

       Перестук, перезвон: кап-кап-кап, дон-дон-дон.

       (В предлагает детям разделиться по парам. Одна пара хлопает, другая топает, третья с хлопками по коленям, четвертая с хлопками над головой.)

       (Д. повторяют ритм)

 В: - Молодцы реб, вот какая веселая капель у нас получилась. Первый луч мы нашли,  идем дальше.

       2 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

      (В. светит на картинку с изображением проталины.)

В: - Реб. а что сейчас согрел солнечный луч?

Д: - Весеннюю проталину.

В:- А что это такое?

Д: - Место, где стаял снег и открылась земля.

В:-  Реб.угадайте, какой цветы выросли первыми на проталине:

      Первым вылез из землицы

       На проталинке.

       Он мороза не боится,

       Хоть и маленький.

Д:- Подснежники.

В: - реб, посмотрите сколько проталинок. Выберите себе проталинку и посчитайте сколько голубых подснежников выросло на ней.

   (Д. считают свое количество и называют) (согласование числительных с существит.)

Д:- на моей проталине выросло два голубых подснежника, три и т.д.

 В:- Молодцы, можем отправляться дальше. Какой по счету мы луч нашли?

Д: - второй.

      3 часть

В: -  Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

     (В. светит на волнистую дорожку, на полу)

В:- реб. угадайте, что согрел следующий луч.

      В голубой рубашке

      Бежит по дну овражка.

Д:- ручей.

В:- Назовите ласково наш ручей.

Д:- ручеек, ручеечек.

В:- реб. давайте освежимся у ручья и снимем усталость: (речь с движением)

       К ручейку мы все спустились

       Наклонились и умылись

       Раз, два, три, четыре –

       Вот как славно освежились.

В:- реб смотрите камушек. Поиграем?

       Камушек друг другу передай

       Что делает весенний ручеек называй!

Д:- бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет.

В:- Молодцы, вот мы еще один луч нашли, идем дальше.

     4 часть

      Волшебный огонек, помоги

      Нам дорогу укажи.

     (В светит фонариком на картинки с изображением насекомых)

В:- реб. кого согрел луч?

Д: - насекомых.

 В: -   назовите их со словом «много». (образование сущ. в родит. падеже)

Д: - бабочка – много бабочек, жук – много жуков, и т.д.

В:- Молодцы, а вот и луч, какой он по счету?

Д:- четвертый.

     5часть

     Волшебный огонек, помоги

     Нам дорогу укажи.

     (В. светит на картинку с изображением скворечника)

В:- реб. кого согрел луч в этом домике?

Д:- скворца.

В:- А как вы догадались?

Д:- Потому что этот домик называется скворечник.

В:- А что вы знаете про эту птицу? Расскажите, а помогут вам схемы.

     (Дети описывают птицу)

В:- А еще скворцы могут петь голосами других птиц.

      А каких перелетных птиц вы еще знаете?

Д:- грач, ласточка, лебедь и т.д.

В:- Молодцы, еще один луч нашли.

      Какой он по счету?

Д: - Пятый.

       6 часть

В:-  Волшебный огонек, помоги

       Нам дорогу укажи.

  Игра с мячом “У кого кто”. [Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]

Воспитатель  приглашает детей на ковер.

- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Утка (утята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

 В:- Молодцы, вот и еще луч.

       Какой он по счету?

Д: - шестой

        7 часть

        Волшебный огонек, помоги

        Нам дорогу укажи.

  (В. светит на плакат с изображением дерева)

В:- Что согрел этот луч?

Д:- дерево.

В:- Реб. покажите и  назовите, из каких частей состоит дерево?

     (Д. показывают и называют)

Д:- Корни, ствол, кора, ветви, почки, листья,  

В:- А чего не хватает на нашем весеннем дереве?

Д:- Не хватает листьев.

В:- реб. подарим  нашему дереву  листья и назовем свой листик красивым словом.

      (Д. берут листик и приклеивают на ветви дерева).

Д:- Мой листик липкий, мой листик нежный, мой листик маленький, мой листик зеленый, мой листик треугольный, мой листик свежий,  мой листик молодой, мой листик  дубовый, березовый, и т.д.

В:- Молодцы, вот наше дерево зашумело листвою, и еще один луч нашелся. Какой он по счету?

Д:- Седьмой.

8 часть

      Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.] воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке (рисунок 1).

- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.

Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

- Какое время года наступило?

- Что сделала Таня?

- Что появилось из земли?

- Кто мешал Ростку?

- Кого Росток попросил о помощи?

- Как помог Грач Ростку?

- В кого превратился Росток летом?

Воспитатель  дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

- Какую пользу приносят перелетные птицы?

Какой он по счету?

Д:- восьмой

В:- Ой реб. огонек больше не горит, значит, мы нашли все лучи, и путешествие наше закончились. Солнце  благодарит вас за помощь и говорит вам что-то. Хотите узнать? Давайте разложим лучи вокруг солнца.

       (В. и д. раскладывают лучи вокруг солнца)

 В:- Реб. так какое важное дело делают солнечные лучи?

Д:- согревают землю, дают жизнь нашей планете.

10. Итог занятия. [Оценка работы детей]

-Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

Использованием  методической литературы:

«Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    

Самоанализ  конспект  итогового занятия непосредственно  образовательной деятельности   по по ознакомлению с окружающим миром и  развитию речи в старшей  группе.    №15  «Знайки» на тему:   «В путешествие за солнечными лучами»

Конспект   итогового  занятия НОД на   тему: :   «В путешествие за солнечными лучами»  разработан   самостоятельно с использованием  методической литературы « Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    интернет – ресурсов.

 Основные три этапа НОД прослеживаются, и каждый является продолжением другого.

Вводная часть   образовательной деятельности направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой образовательной ситуации.

В данной части образовательной деятельности использовалось сочетание игровой мотивации и словесного метода.

С целью реализации образовательных задач была предложена мотивация:   Помочь  солнышку  найти свои лучики.

Образовательные задачи соответствуют программным требованиям.

     При решении образовательных задач использовались следующие формы работы:

1. Игровое упражнение  «Отгадай загадку» Закрепление представлений о весне и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

      2. Игра с мячом “У кого кто” - Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят),  согласование числительных с существительными; образование существительных      в родительном падеже;  образование однокоренных слов.

      3.  Пересказ сказки «Росток и гусеница»  по серии сюжетных картин. Совершенствование навыка составления описательного рассказа  Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.  Совершенствование грамматического строя речи. использованием  методической литературы « Комплексные  занятия», От  рождения  до  школы»  под  редакцией Н .Е .Вераксы    интернет – ресурсов.

 Для реализации поставленных задач, был подготовлен и использовался доступный, соответствующий теме демонстрационный и раздаточный материал. Все задачи реализовывались через сочетание наглядных, словесных и практических методов.

      Интерес у детей поддерживался в результате  смены видов детской деятельности, включение в НОД сюрпризного момента (солнышко, которое  просит  помощи  у  детей)

Обращаясь к детям, использовала доступные вопросы. Предоставляла возможность подумать и высказать свое мнение. Считаю, что мне удалось наладить общение при взаимодействии с детьми. Учитывала индивидуальные возможности каждого ребенка. 

      На протяжении занятия обращала внимание на деятельность детей, которые часто пропускают детский сад ( Заботкин Никита)  и имеют низкий уровень развития ( Янин Саша, Щербинин Артем).

      С целью формирования положительного отношения детей к обучению осуществляла стимулирование посредством похвалы.

     Анализ деятельности детей при проведении НОД показал, что дошкольники проявляли организованность, активность, самостоятельность, заинтересованность в деятельности на протяжении всего занятия. По отношению друг к другу проявляли доброжелательность, по отношению к педагогу – послушание.

     Стремилась создать на протяжении всего занятия психологический комфорт для каждого ребенка с помощью педагогического такта, демократического  характера общения.

Итог непосредственной образовательной деятельности я подводила через моральное поощрение (похвала, одобрение)

     Общая организация детей на занятии соответствует хорошему уровню: рационально распределено время, соблюдалась дисциплина, в работу были включены все дети группы.

     Пособия и наглядный материал эстетичен, размещен рационально с учетом соблюдения техники безопасности.

     Таким образом, анализируя НОД можно отметить, что план занятия выполнен в полном объеме, образовательные, развивающие, воспитательные задачи решены.

     Материал усвоен  на среднем уровне 11  детьми, не усвоивших  материал занятия нет.

     Санитарные нормы и правила по освещению, проведению влажной уборки перед занятием, температурному режиму соблюдены.

     Образовательная нагрузка соответствует 22  минутам и не превышает допустимых норм.

     Результатами и эффективностью НОД  удовлетворена.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи "Маша идет в щколу"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида приоритетным осуществлением интеллектуально...

Конспект итогового занятия в старшей группе

Итоговое занятие в старшей группеЗадачи·        Закрепить время года, весенние месяцы, название перелетных птиц.·        Сов...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект итогового занятия в старшей группе "По дорожкам радуги в подготовительную группу"

Цель:обобщениезнаний детей через организацию различных видов деятельности...

Итоговое занятие в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Приключения Капитошки и его друзей»

Программное содержание:Цель: Выявление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.Задачи: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...

Итоговое занятие в старшей группе по ООД ФЭМП « Путешествие по дороге в подготовительную группу».

Итоговое занятие по ФЭМП для определения полученных детьми знаний -за год....