« Безопасность на природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белозерцева Татьяна Александровна

                         Конспект                                             непосредственно образовательной  деятельности по ОБЖ в подготовительной группе по разделу «Ребёнок и природа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obzh.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому  развитию детей Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга

                         Конспект                                             непосредственно образовательной  деятельности по ОБЖ в подготовительной группе по разделу «Ребёнок и природа»  на тему: « Безопасность на природе»

                                                                                    Автор – составитель:            

                                                                                           Воспитатель

                                                                                           Белозерцева Т.А

                                                  Санкт– Петербург

                                                           2014г.

Цель : вспомнить основные правила поведения на природе; воспитывать  у детей умение видеть , понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Задачи:  

- образовательная область «социализация»:содействовать  формированию целостнойкартины мира, расширять кругозор детей в процессе знакомства с природой;

- образовательная область «познание»: закреплять знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидности грибов;

- формировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.

- формировать представление о разнообразии насекомых, учить детей правильно вести себя при встрече с ними;

- закрепить правила тушения костра в лесу.

Используемые материалы к совместной непосредственно образовательной деятельности:

 иллюстрации с изображением ягод, грибов, насекомых; изображение «Старичка-Лесовичка», рисунки с изображением «лесных правил»,корзинка, угощение для детей

предварительная работа в течении учебного года: рассматривание изображений грибов, растений, насекомых; беседы: о правилах поведения в лесу; о грибах ,насекомых и растениях; чтение художественной литературы ,  разучивание стихов; художественно-эстетическая деятельность по темам.

Непосредственно образовательная деятельность.

Воспитатель:  Ребята, скоро лето и вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодами и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Рассказать о них нам решил наш знакомый. Кто он вы догадаетесь, отгадав загадку:

Он живёт в глуши лесной.

Дружит с белкой и лисой.

Лес охраняет

И зверушек защищает.

(дети:Старичок-лесовичёк)

Воспитатель: Правильно. Это наш старый знакомый – Старичок-лесовичок.(показывает изображение сказочного героя Старичка-лесовичка). Чтобы ваше путешествие в лес было безопасным, Лесовичок хочет проверить ваши знания. Для этого он прислал нам конверт с заданиями. Давайте откроем его и начнем выполнять.

1задание. Прежде , чем войдёте в лес , вспомните «лесные правила», как нужно вести себя на природе. (дети называют «лесные правила» по рисункам).

- Не рви и не топчи полевые цветы

- Не лови диких животных и их детёнышей, и не уноси их домой.

- Не разоряй птичьи гнёзда.

- Не ломай ветки деревьев и кустарников.

- Не лови бабочек и других насекомых.

- Не убивай лягушек и жаб.

- Не мучай ящериц.

- Уступи дорогу змее.

- Не разводи костёр.

2 задание:  Посмотрите какую картинку нам прислал Лесовичок.(дети рассказывают, что изображено на картине). Правильно, на картине изображена грибная поляна. Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы грибы. Для этого он приготовил для вас загадки .

1. Летом он в лесу живёт. Сам в корзинку не идёт. Ему  нужно поклониться. Ножку срезать, не лениться. Шляпку снимет он тогда. Из него вкусна еда.

2. Крепкий, плотный, очень статный. В шляпке бурой и нарядной. Это гордость всех лесов! Настоящий царь грибов!

3. Я – важнее всех грибов. В юшке вкусный – нет слов! И в  картошке то же, я отменный, всё же! Хвойный лес и лиственный, я считаю близкими. Гриб из рода  Моховик. А зовусь я…(боровик)

4. Волнистый гриб волнуется. Под деревом красуется. Похож он на ракушку. А зовётся он …(волнушка)

5. Он растёт, где есть берёзы. Любит дождь, туман и росы.  Сверху шляпки есть ворсинки. Снизу белые пластинки. Для  засолки лучший он с незапамятных времён. Кто же будет он такой в славной армии грибной? Грибники все наизусть скажут вам, что это…(груздь)

6. Бегать вовсе не умеют. Огоньки в траве желтеют.                                                                                                                                     Без  хвостов они с сестричкой. Хоть зовутся и …(лисички)

7. Словно в масле их головки. И укрыться могут ловко. Очень славные ребята – золотистые …(маслята)

8. Гриб в красной шляпке в белых точках ваш сразу привлекает взор. Порой красуется на кочке. Он ядовитый …(мухомор)

9. Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой…(опята)

10. Среди лесов, полей, болот ядовитый гриб растёт, в бледной шляпке с тонкой ножкой. Класть нельзя его в лукошко. Гриб опасный, гриб обманка. Это бледная …(поганка)

11. В красной шляпке под осиной. К шляпке жёлтый лист прилип. Полезай  скорей в корзинку. Ты съедобный, вкусный гриб. (подберёзовик)

12. Вот и модные сестрички. И у них свои привычки. Шляпки есть любого цвета. Ты проверить можешь это сам.(сыроежки)

(дети отгадывают загадки и показывают их на полянке)

Физминутка «Соберём грибы на суп»

Воспитатель. У  нас получилась полная корзина грибов. Лесовичок спрашивает у вас:

- Какие ядовитые грибы вы знаете?  (мухомор, бледная поганка, ложные грибы)

- Можно ли есть сырые грибы? (Нужно жарить, варить, солить, мариновать)

- Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? ( Нет, ими лечатся некоторые животные)

-Можно ли рвать грибы с корнем? (Нет. Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти не будут. Необходимо грибы срезать ножом.)

Дыхательная гимнастика « В лесу»

Здесь в залослях лесных.

Где всё для сердца мило.

Где чистым воздухом

Так сладко дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

-Ребята, посмотрите какая чудесная полянка.( картинка с изображением цветущего луга) Лесовичок задаёт нам следующее задание.

3 задание.  Ребята, лесовичок,  спрашивает   знаете ли вы, что растения бывают лекарственными? Почему эти растения называют лекарственными?   ( они помогают людям лечить разные болезни)

-Какие лекарственные травы вы знаете? ( подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива и др.)

Дети читают стихи о лекарственных растениях

Ромашка.

Эта ромашка знакома нам с детства

Её мы лекарственным другом зовём.

 И если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Подорожник.

Путника друг, подорожник

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткой лёг.

 Путника друг, подорожник

Многим из нас невдомёк

Как ты человеку помог.

Тут же на тропке у ног.

Воспитатель:-Молодцы, какие красивые стихи вы прочитали о травах. В лесу встречаются не только лекарственные растения, но и ядовитые. Какие  ядовитые растения вы знаете? (вороний глаз, ландыш, волчье лыко) Перед вами картинки с изображением разных растений, выберите ядовитые.

- Что надо сделать, придя домой из леса? (вымыть руки)

- Можно ли брать в рот незнакомые растения? (Нельзя.Можно отравиться)

-Стоит ли врать луговые и лесные травы? ( Нет.Они дома быстро завянут)

Ребёнок читает стихотворение

Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок.

Если все – я и ты.

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель. – Отгадайте загадки:

  1. Расцветаю , чтоб тебе сказать:

         «Я – цветок, умеющий летать».

  1. В ярком платье модница –

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает.

Утомится – отдыхает.

- Правильно, это бабочки. Это ещё одно задание Лесовичка.

4 задание.                                                                                                                   - Бабочки – это кто? (насекомые)

- Каких ещё насекомых вы знаете? (комары, мухи, пчёлы, жуки, божьи коровки, осы, кузнечик, стрекозы, шмель, муравьи и др.)

- Где можно встретить насекомых? (везде: на земле, в воздухе, на воде (водомерки), на растениях и т.д.)

- Можно ли трогать руками насекомых?

- Для чего нужны насекомые? (ими питаются птицы и некоторые животные)

- Можно ли ловить бабочек, кузнечиков, стрекоз, различных жучков? (нет, лучше любоваться их красотой)

- Ребята, Лесовичок спрашивает, что надо делать если вы встретите на пути муравьёв? (можно понаблюдать за этими удивительными тружениками)

- Как защититься от комаров и мошек? ( пользоваться мазями,отпугивающими насекомых)

- Что делать, если около вас летает пчела? ( нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками)

- Какой вред приносят мухи? (они разносят микробы)

Воспитатель:-Вот ещё одно задание Лесовичка. Посмотрите , что изображено на картинке, которую прислал нам Лесовичок. ( нарисован костёр).

5 задание.

- Чем опасен в лесу костёр, оставленный без присмотра? ( может возникнуть пожар и пострадают растения и животные).

- Как можно потушить огонь в лесу? (залить водой, закидать песком, землёй)

Воспитатель:-Ребята, вы просто молодцы. Так хорошо отвечаете на все вопросы Лесовичка. Мы выполнили все задания Лесовичка. Теперь мы можем спокойно летом идти в лес. Там мы будем вести себя правильно и будем внимательны к лесным жителям.

Воспитатель:-Ребята здесь ещё записка.

« Ребята спасибо за ваши ответы на мои задания. Помните, что лес легко раним, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости.

Наша планета Земля очень щедра и богата.

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

Беречь надо птиц, насекомых и зверей. Давайте будем добрей!

- Я приготовил  для вас гостинец за ваши ответы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста (о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)

КВН «Путешествие по реке» для детей старшего дошкольного возраста(о влиянии природы на здоровье детей и безопасность на природе)...

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.

Формирование бережного отношения к природе, безопасность в природе.Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкре...

Раздел «Формирование основ безопасности» Тема: «Безопасность в природе»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «музыка&raq...

Презентация по формированию основ безопасности на тему "Безопасность в природе"

Презентация на тему "Безопасность в природе" может быть использована воспитателем в ходе организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию....

Квест-игра для детей дошкольного возраста «Дружи с природой аккуратно!» (безопасность в природе).

Цель: Закрепление знаний по безопасного поведения в лесу, в природе детей дошкольного возраста.Участники: дети дошкольного возраста, педагоги.Задачи:– Закрепление знаний дете...

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе"

Инструктаж "Сбережëм природу вместе","Безопасность на природе" Подготовительная группа. Ребята группы закрепили знания о правилах безопасности на природе, провели беседу о животных, деревьях и раст...