Познавательно - исследовательский проект "Песочные фантазии"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мистахова Наиля Заидовна

Проект разработан для внедрения с детьми 5-6 лет, проект разрабатывался с детьми на основании их вопросов и интересов. По мере поступления вопросов от детей, я искала ответы, придумывала ситуации и игры, чтобы дети смогли самостоятельно сделать выводы. Дети совершенно замечательно справлялись с поставленными задачами, им очень нравилось, что все происходило в игровой форме. Дети и далее, по окончании проекта продолжали играть в игры, которым обучились, на момент внедрения проекта. Проект был реализован показом открытого мероприятия для молодых педагогов ДОУ. Педагоги взяли для себя умение создавать и внедрять краткосрочные проекты, дети получили удовольствие от новых знаний и игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Песочные фантазии»

Разработала и внедрила воспитатель I квалификационной категории: Мистахова Наиля Заидовна,  МАДОУ «Детский сад №384» г.Перми

Проблема: однообразие игровых действий детей с песком


Тип проекта:  краткосрочный, познавательно – исследовательский

 
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели

Задачи:

-расширить у детей  представления о свойствах   песка;

-способствовать развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей

Материалы и оборудование: песок,  емкости с водой, воронки, лопатки, совки, формочки, бросовый материал  (деревянные дощечки, крышки от пластиковых бутылок, шишки, веточки, игрушки для обыгрывания)

1 часть.  Организационно- мотивационная  

Введение в проблему  

Беседа «Как  можно играть с  песком?»

Вопросы для обсуждения: Что такое песок? Откуда его берут?  

2 часть. Основная

Проблемная ситуация 1

Можно ли строить из сухого песка?

Практическое экспериментирование с сухим  песком: пересыпание через воронку, просеивание песка, пропускание песка через пальцы, трубочку.

Игра «Подул ветер»
• Цель: развитие зрительного восприятия, образного мышления, речи.
• Для игры понадобятся ламинированные изображения (например, овощей, мебели или героев сказок). Педагог засыпает картинку песком, рассказывает ребенку, что подул ветер и засыпал картинки песком. Ребенок с помощью кисточки очень осторожно должен раскапывать это изображение. Когда он раскопает половину, педагог спрашивает: « Не догадался ли ребенок, что изображено на картинке?»
Что же спрятано в песке?
• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.

Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
• Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
• Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.
• «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.

Песочные прятки
• Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
• Педагог говорит ребенку: - Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
• Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Вывод: сухой песок сыплется, строить и лепить из него невозможно

Проблемная ситуация 2.

Что нужно сделать с  песком, чтобы можно было из него лепить и строить?

Практическое экспериментирование с песком: увлажнение песка водой, рыхление, распознавание свойств  мокрого песка с помощью наполнения формочек

Игра «Отпечатки ваших рук»
• На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
•  «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки)
•  выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
•  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
•  «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
Вывод:  мокрый песок не сыпучий,   из мокрого песка можно лепить, строить, на нем можно рисовать.

 

Проблемная ситуация 3.

Что можно построить из песка?

Практическое экспериментирование: строительство башен, тоннелей, арок, мостов, дорог.

Вывод: из мокрого песка можно строить.

Проблемная ситуация 4.

Что нужно для игры в песок?   
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя  познания  дорогу!
(Т. Грабенко)
Практическое экспериментирование: доработка и оформление построек с использованием бросового материала  ( веточки, дощечки для мостов, арок, перекрытий для укрепления, устойчивости, пробки для украшения башен, зданий и дорог)
Вывод: для интересных игр с песком нужны разные предметы

3 часть. Заключительная.
Создание детьми постройки из песка для  участия в конкурсе «Песочные фантазии»

Литература:
• Интернет источники
• Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д «Чудеса на песке»
• Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.
• Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия»  «Дошкольная педагогика», 2004 № 5
• Некрасова Е. «Играем с песком, водой и глиной»  Дошкольное воспитание – 2006 №6,  стр. 41-43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"

Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...

Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"

   Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...

Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.

Этот проект  расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....

«Песочные фантазии» познавательно-исследовательский проект

Познавательно- исследовательский проект...

конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...