Познавательно - исследовательский проект "Песочные фантазии"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект разработан для внедрения с детьми 5-6 лет, проект разрабатывался с детьми на основании их вопросов и интересов. По мере поступления вопросов от детей, я искала ответы, придумывала ситуации и игры, чтобы дети смогли самостоятельно сделать выводы. Дети совершенно замечательно справлялись с поставленными задачами, им очень нравилось, что все происходило в игровой форме. Дети и далее, по окончании проекта продолжали играть в игры, которым обучились, на момент внедрения проекта. Проект был реализован показом открытого мероприятия для молодых педагогов ДОУ. Педагоги взяли для себя умение создавать и внедрять краткосрочные проекты, дети получили удовольствие от новых знаний и игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно - исследовательский проект "Песочные фантазии" | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Песочные фантазии»
Разработала и внедрила воспитатель I квалификационной категории: Мистахова Наиля Заидовна, МАДОУ «Детский сад №384» г.Перми
Проблема: однообразие игровых действий детей с песком
Тип проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели
Задачи:
-расширить у детей представления о свойствах песка;
-способствовать развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности детей
Материалы и оборудование: песок, емкости с водой, воронки, лопатки, совки, формочки, бросовый материал (деревянные дощечки, крышки от пластиковых бутылок, шишки, веточки, игрушки для обыгрывания)
1 часть. Организационно- мотивационная
Введение в проблему
Беседа «Как можно играть с песком?»
Вопросы для обсуждения: Что такое песок? Откуда его берут?
2 часть. Основная
Проблемная ситуация 1
Можно ли строить из сухого песка?
Практическое экспериментирование с сухим песком: пересыпание через воронку, просеивание песка, пропускание песка через пальцы, трубочку.
Игра «Подул ветер»
• Цель: развитие зрительного восприятия, образного мышления, речи.
• Для игры понадобятся ламинированные изображения (например, овощей, мебели или героев сказок). Педагог засыпает картинку песком, рассказывает ребенку, что подул ветер и засыпал картинки песком. Ребенок с помощью кисточки очень осторожно должен раскапывать это изображение. Когда он раскопает половину, педагог спрашивает: « Не догадался ли ребенок, что изображено на картинке?»
Что же спрятано в песке?
• Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
• Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
• Всем известна пляжная игра «Мина». Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину», не дотрагиваясь до нее.
• «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками.
Песочные прятки
• Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
• Педагог говорит ребенку: - Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
• Чтобы разнообразить игру, педагог показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Вывод: сухой песок сыплется, строить и лепить из него невозможно
Проблемная ситуация 2.
Что нужно сделать с песком, чтобы можно было из него лепить и строить?
Практическое экспериментирование с песком: увлажнение песка водой, рыхление, распознавание свойств мокрого песка с помощью наполнения формочек
Игра «Отпечатки ваших рук»
• На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной.
• «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки)
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
• «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
Вывод: мокрый песок не сыпучий, из мокрого песка можно лепить, строить, на нем можно рисовать.
Проблемная ситуация 3.
Что можно построить из песка?
Практическое экспериментирование: строительство башен, тоннелей, арок, мостов, дорог.
Вывод: из мокрого песка можно строить.
Проблемная ситуация 4.
Что нужно для игры в песок?
Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя познания дорогу! (Т. Грабенко)
Практическое экспериментирование: доработка и оформление построек с использованием бросового материала ( веточки, дощечки для мостов, арок, перекрытий для укрепления, устойчивости, пробки для украшения башен, зданий и дорог)
Вывод: для интересных игр с песком нужны разные предметы
3 часть. Заключительная.
Создание детьми постройки из песка для участия в конкурсе «Песочные фантазии»
Литература:
• Интернет источники
• Грабенко Т.А., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д «Чудеса на песке»
• Эль Г.Н. «Человек, играющий в песок» - Динамичная песочная терапия.
• Грабенко Т.М. «Игры с песком или песочная терапия» «Дошкольная педагогика», 2004 № 5
• Некрасова Е. «Играем с песком, водой и глиной» Дошкольное воспитание – 2006 №6, стр. 41-43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности"Мыльные фантазии"
Мастер класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности...
Познавательно-исследовательский проект " Бумажные фантазии"
Как показывает история развития науки, часто темы исследований возникают спонтанно, и многие открытия были совершены неожиданно, даже случайно. Тема нашей работы тоже появилась нео...
Познавательно-исследовательский проект "Бумажные фантазии" для детей 3-4 лет.
Этот проект расширяет знания детей о бумаге, учит делать изделия из неё. В проекте активное участие приняли родители....
ОД по познавательно - исследовательской деятельности "Мыльные фантазии"
Знакомство детей со свойствами мыла....
«Песочные фантазии» познавательно-исследовательский проект
Познавательно- исследовательский проект...
конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"
Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...