Познавательно-исследовательской деятельности «Ознакомление с окружающим миром»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Познавательно-исследовательской деятельности
«Ознакомление с окружающим миром»
Тема: «Научные опыты»
Возрастная группа: подготовительная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Научные опыты | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №68»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Познавательно-исследовательской деятельности
«Ознакомление с окружающим миром»
Тема: «Научные опыты»
Возрастная группа: подготовительная
Воспитатель:
Макарова Татьяна Петровна
Энгельс
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема НОД: «Научные опыты».
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: создание условий для проведения и объяснения простейших экспериментов с воздухом, магнитом.
Задачи: расширять осведомленность детей в сфере человеческой деятельности. Формировать представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о свойствах воздуха и магнита. Развивать познавательный интерес, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на проведенный опыт. Закрепить умение аккуратно работать с оборудованием, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Развивать умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, мышление, любознательность.
Словарная работа: ученый, наука, эксперимент – опыт, магнетизм.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Материалы и оборудование: табличка «Детская лаборатория», указка, глобус, часы, календари, бинокль, лупы, увеличительные стекла, колбы, пробирки, водяная мельница, энциклопедии для детей: «Все обо всем», «Что такое? Кто такой?», «Почемучка», «По следам почемучки» и другое.
Материалы для опытов: стаканы с водой, трубочки, вееры-ладошки, пластилиновые зернышки на тарелочках, газированная вода, пустые стаканы, магниты, железные предметы (скрепки) и картон на каждого ребенка, картонная коробка, две собачки.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказы детей о воздухе, чтение познавательных произведений.
Ход НОД
I. Вводная часть
Воспитатель обращает внимание детей на табличку «Детская лаборатория».
- Дети, как вы думаете, что это означает?
- Хотите там побывать?
- Посещать лабораторию можно только в защитной одежде – белых халатах. (Дети надевают халаты).
- Ребята, в лаборатории работают ученые.
- Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой).
- А что такое наука?
- Наука – это познание. Это изучение различных предметов и явлений.
- Что могут изучать ученые? (Звезды, планеты, растения, явления в неживой природе и многое другое).
- Ученые много знают, потому что читают, работают, думают, стремятся узнать что-то новое и рассказать об этом всем. Ученые изучают наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них, проводят опыты и эксперименты.
- В лаборатории много книг. Это энциклопедии для детей «Все обо всем», «Что такое? Кто такой?», познавательные книги «Почемучка», «По следам почемучки» и другие.
- Здесь также находится различное оборудование и материалы.
- С какими из них вы знакомы? (Дети рассматривают и называют выставочное оборудование - глобус, часы, календари, бинокль, лупы, увеличительные стекла, пробирки, колбы, магниты и другое).
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и рассмотрим.
- Все это оборудование необходимо ученым и вам для познания нового, для проведения опытов.
- Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире).
- Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас органы чувств и для чего они нужны?
Дети показывают и отвечают. (Уши – слышать, узнавать различные звуки; глаза – смотреть, видеть; нос – определять запах; пальцы, кожа – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
- Все органы чувств нам нужны для проведения экспериментов (опытов).
- Я предлагаю вам стать юными учеными и провести научные опыты.
- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Дети отвечают).
Правила:
1. Работать с предметами и материалами аккуратно.
2. Говорить тихо, спокойно.
3. Помогать друг другу, слушать внимательно, не перебивая.
4. Пользоваться оборудованием и приборами только во время опыта. (Сажаю детей за столы).
II. Основная часть
- Ребята, отгадайте загадку:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем».
(Воздух)
- Для чего нам с вами нужен воздух? (Ответы детей).
- Сделаем глубокий вдох и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать.
- Можно ли его увидеть? (Нет, он не видим).
- Можно ли его почувствовать? Давайте проверим.
- Возьмем ладошку-веер и помашем около лица. (Мы его почувствовали).-
- Имеет ли воздух запах? (Нет).
- А можно ли воздух услышать?
- Для этого мы проведем опыт. Желаю вам новых открытий!
Опыт №1.
- Берем стакан с водой, ставим в воду трубочку, выдыхаем в нее воздух.
- Что происходит?
- Что вы увидели? (В стакане появляются пузырьки воздуха)
Вывод: воздух мы услышали и увидели в виде пузырьков.
- Следующий опыт.
Опыт (на столе воспитателя).
- Возьмем шар и надуем его (показываю).
- Почему шар надулся?
- Что у него внутри? (Воздух).
- А теперь, внимание, тишина! (Отпускаю горлышко шара).
- Что вы услышали? (Это выходит воздух).
Вывод: услышать воздух можно при надувании шара и, когда выпускаем воздух из него.
Опыт (на столе воспитателя).
- А теперь скажите, ребята, если в воду положить пластилиновые зернышки, что произойдет?
- Как вы думаете?
Провожу опыт на своем столе. Дети убеждаются, что пластилин пошел ко дну.
- Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды.
- А сейчас, юные ученые, этот же опыт проведем с газированной водой, и проверим, что произойдет с пластилином.
Опыт №2.
- Наливаем в пустой стакан газированной воды и сразу же бросаем пластилиновые зернышки. Наблюдаем, что происходит. Объясните, полученные результаты.
Результат: пластилин с пузырьками воздуха поднялся на поверхность.
- Какие же мы можем сделать выводы?
Вывод: Газировка содержит углекислый газ, который образует пузырьки воздуха. Эти пузырьки воздуха (газа) облепили пластилин и
подняли его наверх. Затем они лопаются на поверхности и пластилин
идет ко дну, где снова прилипает большое количество пузырьков. Воздух легче воды и имеет силу, способную выталкивать пластилин из воды.
Физминутка.
- А сейчас у нас разминка!
«Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно руки мы подняли
И руками помахали.
Руки в стороны потом
Мы по шире разведем.
А сейчас идем по кругу,
Улыбаемся друг другу.
Вот окончен дальний путь,
Можно сесть и отдохнуть».
(Дети садятся).
Воспитатель показывает детям два магнитных шарика и слегка подбрасывает вверх, шарики со звоном соединяются.
- Почему шарики прилипли друг к другу? (Это магниты).
- Магниты бывают разной формы – прямоугольной, круглой, в виде подковы. (Показываю).
- Магниты притягивают к себе некоторые предметы.
- Это явление называется магнетизмом.
- Давайте повторим это новое трудное слово: магнетизм.
(Воспитатель берет два прямоугольных магнита и рассказывает о них).
- У любого магнита есть два полюса: северный (синий) и южный (красный).
Опыт №3.
- Ребята, возьмите два магнита прямоугольной формы из коробочки.
- Проверим, притягиваются ли они друг к другу разными полюсами (сторонами)?
- Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).
- Поднесем магниты друг к другу одинаковыми полюсами.
- Что видим?
- Магниты притягиваются?
- Нет, а притягиваются только разными полюсами «красным» и «синим».
Вывод: разные полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются.
- Где в жизни встречаются магниты и как они помогают людям? ( Фигурки на холодильниках, «магнитная азбука и цифры», игра «Рыболов», «Бакуган» и др.)
Воспитатель показывает детям игрушечных собачек и говорит детям:
-Ребята, могут ли эти собачки сами двигаться, играть? (Нет).
- Почему? (Потому что они игрушечные и не заводные).
- Давайте проверим.
Опыт (на столе воспитателя).
Воспитатель ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки.
- Почему животные стали двигаться, в чем тут секрет? (Ответы детей).
Затем воспитатель раскрывает секрет:
- Внизу у собачек железная основа.
- Магниты обладают свойством притягивать железные предметы, поэтому, при движении магнита собачки стали двигаться.
- Проверим, могут ли притягиваться магниты через картон?
Опыт №4.
- Перед каждым из вас лежат по два цветных магнита круглой формы в тарелочках и картон.
- Возьмите один магнит и положите на картон сверху, второй магнит поднесите к картону снизу и подвигайте рукой.
- Что вы увидели?
- Что произошло?
- Почему магниты стали двигаться вместе? (Магниты притянулись друг к другу).
Вывод: магниты могут притягиваться друг к другу через картон.
Далее воспитатель ставит стакан с водой и кладет железный предмет в воду (ложка или брелок).
- Ребята, как можно достать железный предмет из воды, не замочив руки? (Ответы детей).
- А я предлагаю достать его с помощью магнита.
Опыт. Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные железные предметы.
Вывод: проделав опыты с магнитом, мы убедились, что магнит притягивает все железные предметы даже через картон и стеклянный стакан с водой.
- Молодцы, юные ученые, спасибо вам за работу.
III. Заключительная часть
- Наше посещение лаборатории заканчивается.
- Скажите, чем мы сегодня занимались?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что узнали нового, необычного?
- Молодцы, сегодня все хорошо потрудились. Рабочий день окончен. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ознакомление с окружающим миром.
Вторая младшая группа...
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».
Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».
Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».
Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...
Сценарий музыкально-театрализованного досуга в старшей группе (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром, музыкальное занятие)
Цель занятия приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности...
Листопад. Интегрированное занятие. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим миром)
Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный, холодный ветер, с деревьев опали листья; развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать и...
Познавательное развитие (Познавательно-исследовательская деятельность/Ознакомление с окружающим миром природы) Тема. Человек. Части тела»
Учить правильно называть, запоминать и правильно показывать части тела....