Познавательно-исследовательской деятельности «Ознакомление с окружающим миром»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Макарова Татьяна Петровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Познавательно-исследовательской деятельности

«Ознакомление с окружающим миром»

Тема: «Научные опыты»

Возрастная группа: подготовительная

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Научные опыты255 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Познавательно-исследовательской деятельности

«Ознакомление с окружающим миром»

Тема: «Научные опыты»

Возрастная группа: подготовительная

ПРОСТАЯ НАУКА / Simple-Science, или увлекательные опыты по х…

                                             Воспитатель:  

Макарова Татьяна Петровна

Энгельс

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Научные опыты».

Приоритетная образовательная область:  познавательное развитие

Цель: создание условий для проведения и объяснения простейших экспериментов с  воздухом, магнитом.

Задачи:  расширять осведомленность детей в сфере человеческой деятельности. Формировать представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятием «наука», о способе познания мира – эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о свойствах воздуха и магнита. Развивать познавательный интерес, устанавливать причинно-следственные связи, опираясь на проведенный опыт. Закрепить умение аккуратно работать с оборудованием, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. Развивать умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение товарищей. Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, мышление, любознательность.

Словарная работа: ученый, наука, эксперимент – опыт, магнетизм.

Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Материалы и оборудование: табличка «Детская лаборатория», указка, глобус, часы, календари, бинокль, лупы, увеличительные стекла, колбы, пробирки, водяная мельница, энциклопедии для детей: «Все обо всем», «Что такое? Кто такой?», «Почемучка», «По следам почемучки» и другое.

Материалы для опытов: стаканы с водой, трубочки, вееры-ладошки, пластилиновые зернышки на тарелочках, газированная вода, пустые стаканы, магниты, железные предметы (скрепки) и картон на каждого ребенка,  картонная коробка, две собачки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, рассказы детей о воздухе, чтение познавательных произведений.

Ход НОД

I. Вводная часть

Воспитатель обращает внимание детей на табличку «Детская лаборатория».

- Дети, как вы думаете, что это означает?  

- Хотите там побывать?

- Посещать лабораторию можно только в защитной одежде – белых халатах. (Дети надевают халаты).

- Ребята, в лаборатории работают ученые.

-  Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой).

- А что такое наука?

- Наука – это познание. Это изучение различных предметов и  явлений.  

     - Что могут изучать ученые? (Звезды, планеты, растения, явления в неживой природе и многое другое).

- Ученые много знают, потому что читают, работают, думают, стремятся узнать что-то новое и рассказать об этом всем. Ученые изучают наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них, проводят опыты и эксперименты.

- В лаборатории много книг. Это энциклопедии для детей «Все обо всем», «Что такое? Кто такой?», познавательные книги «Почемучка», «По следам почемучки» и другие.

- Здесь также находится различное оборудование и материалы.                      

-  С какими из них вы знакомы? (Дети рассматривают и называют выставочное оборудование - глобус, часы, календари, бинокль, лупы, увеличительные стекла, пробирки, колбы, магниты и другое).

- Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них и рассмотрим.

- Все это оборудование  необходимо ученым и вам для познания нового, для проведения опытов.

- Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире).

 - Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас органы чувств и для чего они нужны?

Дети показывают и отвечают. (Уши – слышать, узнавать различные звуки; глаза – смотреть, видеть; нос – определять запах; пальцы, кожа – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).  

- Все органы чувств нам нужны для проведения экспериментов (опытов).                                                                                                          

 - Я предлагаю вам стать юными  учеными и провести научные опыты.

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Дети отвечают).

Правила:

 1. Работать с предметами и материалами аккуратно.

 2. Говорить тихо, спокойно.

 3. Помогать друг другу, слушать внимательно, не перебивая.  

 4. Пользоваться оборудованием и приборами только во время опыта.          (Сажаю детей за столы).

II. Основная часть

 

- Ребята, отгадайте загадку:

«Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем».

                        (Воздух)

- Для чего нам с вами нужен воздух? (Ответы детей).

- Сделаем глубокий вдох и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать.

- Можно ли его увидеть? (Нет, он не видим).  

- Можно ли его почувствовать? Давайте проверим.

- Возьмем ладошку-веер и помашем около лица. (Мы его почувствовали).-

- Имеет ли воздух запах? (Нет).

- А можно ли воздух услышать?

- Для этого мы проведем опыт. Желаю вам новых открытий!

Опыт №1.

- Берем стакан с водой, ставим в воду трубочку, выдыхаем в нее воздух.

- Что происходит?

- Что вы увидели? (В стакане появляются пузырьки воздуха)

Вывод: воздух мы услышали и увидели в виде пузырьков.

- Следующий опыт.

Опыт (на столе воспитателя).

- Возьмем шар и надуем его (показываю).

- Почему шар надулся?

- Что у него внутри? (Воздух).                                                                    

- А теперь, внимание, тишина! (Отпускаю горлышко шара).                

- Что вы услышали? (Это выходит воздух).

Вывод: услышать воздух можно при надувании шара и, когда выпускаем воздух из него.  

Опыт (на столе воспитателя).

- А теперь скажите, ребята, если в воду положить пластилиновые зернышки, что произойдет?

 - Как вы думаете?

Провожу опыт на своем столе. Дети убеждаются, что пластилин пошел ко дну.

 - Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды.

      - А сейчас, юные ученые, этот же опыт проведем с газированной водой, и проверим, что произойдет с пластилином.

Опыт №2.

 - Наливаем в пустой стакан  газированной воды и сразу же бросаем пластилиновые зернышки. Наблюдаем, что происходит. Объясните, полученные результаты.

     Результат: пластилин с пузырьками воздуха поднялся на поверхность.          

      - Какие же мы можем сделать выводы?

Вывод:    Газировка содержит углекислый газ, который образует пузырьки воздуха.  Эти пузырьки воздуха (газа) облепили пластилин и

подняли его наверх. Затем они лопаются на поверхности и пластилин  

идет ко дну, где снова прилипает большое количество пузырьков. Воздух легче воды и имеет силу, способную выталкивать пластилин из воды.

Физминутка.

- А сейчас у нас разминка!

«Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно руки мы подняли

И руками помахали.

Руки в стороны потом

Мы по шире  разведем.

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу.

Вот окончен дальний путь,

Можно сесть и отдохнуть».                                                                        

(Дети садятся).                                                                                                                                                                                                                  

Воспитатель показывает детям  два магнитных шарика и слегка подбрасывает вверх, шарики со звоном соединяются.

- Почему шарики прилипли друг к другу? (Это магниты).

- Магниты бывают разной формы – прямоугольной, круглой, в виде подковы. (Показываю).

- Магниты притягивают к себе некоторые предметы.

 - Это явление называется магнетизмом.

 - Давайте повторим это новое трудное слово: магнетизм.

(Воспитатель берет два прямоугольных магнита и рассказывает о них).  

- У любого магнита есть два полюса: северный (синий) и южный (красный).                                                  

Опыт №3.

 - Ребята, возьмите два магнита прямоугольной формы из коробочки.

      - Проверим, притягиваются ли они друг к другу разными полюсами (сторонами)?

       - Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу).

   - Поднесем магниты друг к другу одинаковыми полюсами.                                                        

  - Что видим?

   - Магниты притягиваются?

   - Нет, а притягиваются только разными полюсами «красным» и «синим».

Вывод: разные полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются.

- Где в жизни встречаются магниты и как они помогают людям? ( Фигурки на холодильниках, «магнитная азбука и цифры», игра «Рыболов», «Бакуган» и др.)

Воспитатель показывает детям игрушечных собачек и говорит детям:

-Ребята, могут ли эти собачки сами двигаться, играть? (Нет).

- Почему? (Потому что они игрушечные и не заводные).

- Давайте проверим.

Опыт (на столе воспитателя).

 Воспитатель ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки.

- Почему животные стали двигаться, в чем тут секрет? (Ответы детей).

Затем воспитатель раскрывает секрет:                                                      

 - Внизу у собачек железная основа.                                                        

 - Магниты обладают свойством притягивать железные предметы,        поэтому,  при движении магнита собачки стали двигаться.

- Проверим, могут ли притягиваться магниты через картон?

Опыт №4.

- Перед каждым из вас лежат по два цветных магнита круглой формы в тарелочках и картон.

 - Возьмите один магнит и положите на картон сверху, второй магнит поднесите к картону снизу и подвигайте рукой.

 - Что вы увидели?

 - Что произошло?

-  Почему магниты стали двигаться вместе? (Магниты притянулись друг к другу).

Вывод: магниты могут притягиваться друг к другу через картон.

Далее воспитатель ставит стакан с водой и кладет железный предмет в воду (ложка или брелок).

- Ребята, как можно достать железный предмет из воды, не замочив руки? (Ответы детей).                                                      

- А я предлагаю достать его с помощью магнита.

Опыт. Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные железные предметы.

Вывод: проделав опыты с магнитом, мы убедились, что магнит притягивает все железные предметы даже через картон и стеклянный стакан с водой.

- Молодцы, юные ученые, спасибо вам за работу.

III. Заключительная часть

 - Наше посещение лаборатории заканчивается.

- Скажите, чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что узнали нового, необычного?

- Молодцы, сегодня все хорошо потрудились. Рабочий день окончен. До новых встреч!

   

                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: «Семья».

Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любв...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Наша планета. Знакомство с произведением Д. Мамина – Сибиряка «Медведко».

Программное содержание: дать представление о форме планеты Земля; воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран; познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка; ...

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром с элементами ручного труда. Тема занятия: «Белая ромашка».

Программное содержание:Продолжать учить создавать предметные изображения с помощью различных материалов (бумаги, картона, пластмассовых трубочек);Закрепить умение делать разметку с помощью шабло...

Сценарий музыкально-театрализованного досуга в старшей группе (Познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром, музыкальное занятие)

Цель занятия приобщить дошкольников к русским народным праздникам через различные виды деятельности...

Листопад. Интегрированное занятие. Познавательно-исследовательская деятельность (Ознакомление с окружающим миром)

Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный, холодный ветер, с деревьев опали листья; развивать слуховое и зрительное  внимание. Воспитывать и...