«Невидимка-воздух»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Березенская Елена Андреевна

 

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей  группе/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_avtosohranennyy.doc518.5 КБ

Предварительный просмотр:

НДОУ «Детский сад № 17 ОАО «РЖД»

Конспект занятия по познавательному развитию

с элементами экспериментирования в старшей  группе

«Невидимка-воздух»

Березенская Е.А.

г. Медвежьегорск

ТЕМА: "Невидимка-воздух".

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний и представлений детей о воздухе и его свойствах (невидим, не имеет запаха, цвета и др.) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности, расширению представлений о значимости воздуха в жизни человека, животных.

2. Формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность.

3. Развивать наблюдательность и любознательность детей, умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

4. Продолжать закреплять умение читать схемы, рисунки.

5. Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.

6. Воспитывать культуру общения.

7. Активизировать речевую деятельность детей, развивать связную и доказательную речь, формировать умение делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. резиновая груша;

2. веера;

3. бумажные бабочки;

4. пакеты полиэтиленовые;

5. воздушные шарики;

6. насос;

7. резиновые игрушки;

8. большой кусок ткани;

9. апельсин;

10. духи (пробник);

11. чеснок;

12. песочные часы;

13. стаканчики с водой;

14. трубочки коктейльные;

15. мыльные пузыри;

16. вертушки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

- Ребята, я сегодня хочу прочитать вам интересный рассказ.

Чтение рассказа  А.Низовой "Невидимка".

   

    "Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.

     Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу.

     Если вы видите, что листочки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава".

- Ребята, кто же этот Невидимка? (воздух)

- Правильно, это воздух.  Как вы думаете, что такое воздух? (ответы детей)

–  Как вы думаете, можно ли увидеть воздух? (ответы детей) А кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но  думаю, что он здесь есть. Давайте вместе попробуем обнаружить воздух. Для этого я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию и предлагаю стать учёными-исследователями.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Обнаружение воздуха осязанием:

- Как же нам с вами обнаружить воздух? (ответы детей)

- Прикоснитесь руками к краю стола, подержите в руках игрушки, опустите их, поднимите, прикоснитесь ими к щеке, руке и т.д.

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Все видимые предметы можно ощутить руками, поверхностью кожи, увидеть глазами, подержать в руке, поднять, уронить.

- А теперь возьмите в руки воздух, опустите  его, поднимите, бросьте. Был ли воздух у вас в руках? (ответы детей) Да, но мы его не ощущали. Однако воздух можно почувствовать поверхностью кожи. Давайте проведём несколько экспериментов.

1. Опыт с резиновой грушей.

Сжимая и разжимая резиновую грушу, направляем струю воздуха на ладонь каждому ребёнку.

- Ощущаете ветерок? Что это???  Это и есть воздух.

- Где находился воздух? Как мы его почувствовали? (ответы детей)

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Воздух находится внутри резиновой груши и заполняет всё пространство внутри неё, а при нажатии на грушу воздух выходит из неё, образуя лёгкий ветерок.

2. Опыт с веером.

– Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Возьмите, пожалуйста, в руку веер и помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? (ответы детей)

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Воздух невидим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок .

3. Опыт с бумажными бабочками (или другими лёгкими игрушками из бумаги).

- На столе у каждого из вас бабочки из бумаги. Подуйте на них, помашите веером. Что с ними происходит? (ответы детей) Вы привели их в движение с помощью воздуха.

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Воздух мы не видим, но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом.

Обнаружение воздуха при помощи зрения:

4. Опыт с полиэтиленовым пакетом.

- Чтобы увидеть воздух, давайте "поймаем" его в эти полиэтиленовые пакеты.

- Возьмите пакет в руки. Что в нем? (он пуст) Сложите пакет несколько раз, посмотрите какой он тоненький. А теперь давайте наберём воздух в пакет (показ) и закрутим его. Что вы увидели? (ответы детей) Наш пакет полон воздуха, он стал похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь давайте раскроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет вновь стал тоненьким. Почему? (ответы детей)

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Воздух прозрачный, бесцветный. Чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

– Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

5. Игра с воздухом «Парашют»

- У меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она какая? (Легкая, воздушная, воздуху послушная). Вы знаете кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно же, воздух. Встаньте в круг и возьмитесь за края ткани.

• Дружно мы все встали в круг,

• Будем делать – парашют.

• Друг за другом мы идем,

• Парашют в руках несем.

• Руки вверх все поднимаем,

• Парашют наш надуваем.

• Вот какой наш парашют

• Легким воздухом надут.

- Здорово мы поиграли с воздухом. Вам понравилось? И мне очень понравилось играть с вами.

Обнаружение воздуха с помощью слуха:

6. Опыт с воздушными шариками и резиновыми игрушками.

- Внутри каких предметов есть воздух? (мяч, автомобильные шины и пр. - ответы детей)… Подтвердите…

- Ребята, а как вы думаете можно ли услышать воздух? (ответы детей)

- Давайте надуем воздушный шарик, а затем выпустим из него воздух. Что вы услышали? (ответы детей)

- Как вы думаете, есть ли воздух в резиновых игрушках? (ответы детей) Возьмите игрушку в руку, приложите к уху, нажмите на неё и послушайте, как  из неё со звуком выходит воздух.

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Воздух не увидели, но услышали.

7. Игра "Узнай по запаху".

- Ребята, а как вы думаете, есть ли свой запах у воздуха? (ответы детей)

- У меня для вас есть небольшой сюрприз. Вы сейчас закроете глаза, и отгадаете, чем пахнет воздух в нашей лаборатории (детям предлагается почувствовать запах апельсина, духов, чеснока и пр.)  Запах чего вы почувствовали?

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Если в помещении ели апельсин, чеснок, использовали духи  или  ещё что-то, то воздух приобретает запах этого вещества или продукта.

Воздух в человеке.

8. Опыт «Не дышу».

- Ребята, вы знаете, для чего людям и животным нужен воздух (чтобы дышать). Как вы думаете, может ли человек обходиться без воздуха? (ответы детей) Давайте поставим песочные часы, зажмём нос и постараемся не дышать.
- Вот видите, ещё не весь песок пересыпался в песочных часах, а вы не смогли прожить без воздуха  даже одной минуты!  

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) – Воздух необходим и людям, и животным, чтобы дышать. Без воздуха они погибнут!

9. Опыт "Воздух в человеке".

– Убедиться в том, что воздух есть в каждом из нас можно, если провести ещё один эксперимент. Для этого нам понадобятся стаканчики с водой и соломинки (коктейльные трубочки).

- Возьмите стакан с водой и соломинку. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? (ответы детей)

-  Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде прозрачных пузырьков. Его мы увидели глазами. Он легче воды, т.к. поднимается вверх. Имеет ли воздух цвет? (ответы детей) Он бесцветен и прозрачен.

Вывод: Какой можно сделать вывод? (ответы детей) - Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

- А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

- Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух)

Возможна ИГРА с мыльными пузырями.

- В какие игры с воздухом вы любите играть? (мыльные пузыри, вертушки, воздушный змей и пр.)

III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

- Что вы сегодня узнали о воздухе? (ответы детей)

- Воздух окружает нас повсюду, но мы его не видим. Воздух заполняет все промежутки, щёлки в предметах, он всюду вокруг нас.

• Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

• Воздух невидим, прозрачен.

• Воздух нельзя потрогать, но можно ощутить его движение.

• Воздух может двигаться.

• Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи, когда движется.

• Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Какой из опытов вам больше всего понравился, о каком свойстве воздуха он нам рассказал?

- Мы с вами сегодня узнали о некоторых свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с ним. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать  о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

- Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться. Приглашаю вас на улицу поиграть с воздухом.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Рыжова Л.В. "Методика детского экспериментирования".

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста".

3. http://www.maam.ru/detskijsad/isledovatelskii-proekt-vozduh-nevidimka.html

                                   

                                         

http://www.raskraska.com/catalog0001/686.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

«Невидимка воздух».

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Невидимка воздух

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста....

"НЕВИДИМКА - ВОЗДУХ"

Задачи:1. Формировать представления детей о свойствах воздуха путем опытов и экспериментов.2. Продолжать   развивать   познавательную   активность   в...

Конспект занятия "Невидимка - воздух"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Невидимка - воздух". Для детей дошкольного возраста очень трудная для восприятия тема "Воздух", так как мы не можем увидеть воздух; поэтому не...

Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром для детей с ОНР в подготовительной к школе группе детского сада. Тема: « Невидимка-воздух.»

Занятие направлено на формирование представления детей о воздухе его свойствах и его значении для всего живого планеты....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...