НОД по окружающему миру "Маленькие соседи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
НОД по окруающему миру "Маленькие соседи" для дете старшего дошкольного возраста об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 «Искорка»
Конспект НОД
по окружающему миру
«Маленькие соседи»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель Тарасова С.Н |
НОД ПО окружающему миру
«Маленькие соседи»
Задачи:
Образовательные: Расширять представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Закрепить навык согласования прилагательных с существительными в родительном падеже (зелёного кузнечика).
Развивающие: развивать мышление, наблюдательность, познавательный интерес.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, вы любите путешествовать? Воспитатель предлагает детям отправиться в лес отдохнуть на полянке. Включение аудиозаписи звуков леса. Дети представляют, что очутились на полянке.
-Кого мы можем тут встретить? Я вам загадаю загадку, а вы попробуете мне ответить одним словом.
-Ребята, какие жители в лесу, которые не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они находятся повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые)
Назовите, каких вы знаете насекомых? (Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, пчела, комар, муха). – Это все это насекомые.
Воспитатель находит модели существенных признаков насекомых и выставляя их на магнитную доску, объясняет, что у них тело состоит из члеников, шести ног, крыльев, усиков. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, по цвету.
Насекомые - древнейшие, самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились на ней примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на Земле.
-Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые? (Ответы детей).
-Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.
-Вспомните, как передвигаются насекомые. (Червяк ползет, бабочка летает, кузнечик прыгает, водомерка плавает.)
Ребята, у меня есть волшебная коробочка, давайте посмотрим, кто там находится? - Отгадайте, кто это? (воспитатель достает насекомого)
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у мошки,
Ножки - у блошки. (Кузнечик.)
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел - он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Ростом мал, но работящий,
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей.)
Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит - пищит,
Сядет - молчит. (Комар.)
На ромашку у ворот опустился вертолет.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)
Над цветками я жужжу,
целый день в заботах -
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела.)
Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял,
Сколько дел он натворил,
Даже муху разбудил. (Шмель.)
Физкультминутка.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко. (дети показывают движения из стихотворения)
- Ребята, а чем питаются насекомые? (Ответы детей.) У каждого насекомого - свой корм.
Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды - древесину и кору деревьев, дождевые черви любят прелые листья, комары питаются соком растений и кровью животных, бабочки и пчелы – цветочным нектаром. А есть насекомые - хищники, которые охотятся на других насекомых, например божья коровка поедает тлю.
- Ребята, а вы знаете, кто на Земле самый сильный? (Ответы детей.)
Нет не слон, не бегемот, нет, нет. Самый сильный на земле - муравей! Да, да, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. А еще муравьи отличные строители. Какие прекрасные терема-муравейники они строят. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Правит в муравейнике муравьиная королева. В молодости у нее были небольшие крылышки и она любила полетать и порезвиться. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с тех пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи, они кормят личинок, ухаживают за ними. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют "санитарами леса". Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
- Ребята, а вы знаете, в природе существуют вредные и полезные насекомые. Вредные насекомые - переносчики болезней животных и человека, а полезные - опыляют растения, дают продукты и сырье.
Например, пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле. Муравьи в огромных количествах уничтожают разнообразных гусениц, жуков и прочих вредителей. Так что их можно назвать лесными санитарами.
А вот ребята, мухи приносят вред человеку, потому что являются переносчиками заразных болезней. Что, касаясь другого представителя насекомых – вредителей тли, то они часто наносят довольно значительный вред фруктовым деревьям, овощам и зерновым культурам. Они высасывают, все соки из растения и впоследствии оно увядает и, в большинстве случаев, погибает.
Воспитатель: Давайте мы сейчас с вами закрепим наши знания в игре. (Проводится игра).
Дидактическая Игра «Полезные и вредные насекомые»
Слева и справа в ряд стоят стульчики, на полу лежат карточки с изображением насекомых по количеству детей. Воспитатель предлагает каждому ребенку взять по одной карточке. Ребята, Наши насекомые заблудились и ищут дорогу домой. Давайте мы им поможем. Каждый возьмет по одному насекомому и отведет их к своим домикам. А теперь будьте внимательны! Слева от меня расположены домики для полезных насекомых, а с правой стороны для вредных. Приступайте к заданию (под веселую музыку). Проводится итог задания, ведется опрос 3-4 детей о вреде или пользе своего насекомого.
Речевая Игра «Насекомые-малютки»
Ребята, давайте сейчас представим, что мы с вами оказались в лесу (Звучит музыка «Звуки природы») и встретили очень маленьких насекомых – малюток. Давайте назовем их ласково.
Это не комар, а комарик.
Это не пчела, а пчелка.
Это не жук, а жучок.
Это не муравей, а муравьишка.
Это не паук, а паучок.
Это не муха, а мушка.
Это не стрекоза, а стрекозка.
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Что нового вы сегодня узнали? А кому мы сегодня помогли найти свои домики? Какую пользу приносят насекомые? А какой вред приносят насекомые? Чем питаются? Где живут?
Литература:
1. Воронкович О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Арбекова Н.Е, Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Планирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе / Н.Е. Арбекова. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 96с. ISBN 978-5-91928-064-4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наши соседи - насекомые"
Дети очень любят наблюдать, рассматривать насекомых. Но знают о них, к сожалению, мало. Данный проект даёт возможность не только поддержать...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Педагогический проект " Наши соседи - насекомые "
Для педагогов ДОУ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим во второй младшей группе "Наши соседи - насекомые"
Продолжать знакомить детей с насекомыми; установить отличия и сходство у бабочки и жука....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Мои соседи- насекомые"
Узнавали, расширяли знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни, о пользе, приносимой ими природе....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Кошка и собака - наши соседи».
НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе позволяет сформировать правила поведения с бездомными животными, развить навыки оказания первой медицинской помощи....
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Наши соседи-насекомые"
Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему "Наши соседи-насекомые"...