В гости к первоцветам
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Филимонова Зинаида Ивановна

Конспект экскурсии на луг для старших дошкольников"В гости к первоцветам"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «В гости к первоцветам»

Цель: развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты.

 Задачи:

1. Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках весны. Научить находить их, устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образом жизни животных.

2. Знакомить детей с объектами экологической тропы на остановке «лужок» в весенний период, создавая условия для формирования у ребенка гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

3. Продолжать учить различать по внешнему виду травы и насекомых, называть характерные особенности, иметь представление об их  полезности.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, соблюдать правила безопасного поведения в ней.

Словарная работа:  названия первоцветов: одуванчик, мать-и-мачеха.

Предварительная работа:

- Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов о весне, о насекомых, о первоцветах.

-Разучивание стихов о первоцветах

- Чтение художественной литературы (Л.Толстой «О муравьях»).

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

                               

   

                                       

                                       

                                              Ход НОД:

 (Дети стоят на улице возле центрального входа)

В.:   Ребята! Сегодня я предлагаю совершить путешествие на одну из остановок нашей экологической тропы – на луг и узнать, какие изменения произошли на лугу с наступлением  весны. Возьмем с собой  нашу карту-схему, где будем отмечать свои наблюдения. Но прежде чем отправимся в путь, давайте вспомним правила поведения в природе.

Дети хором: Не шуми, не губи, не ломай – ты не дома, а в гостях.

Хором: Мы шагаем друг за другом,

 Желаем стать природе другом.

Мы шагаем, не скучаем,

Все преграды преодолеваем.  (шагают)

Преодолеваем кочки,

(прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки,

(идут высоко поднимая колени)

-Вот и дошли мы  до луга.

Остановка «Весенний лужок» 

В.: Ребята, внимательно посмотрите и скажите, как изменился луг по сравнению с осенью и зимой?

Ответы детей: луг стал зеленым, появилась зеленая травка, зацвели цветы.

Чтение воспитателем стихотворения азербайджанского поэта С.  Вургун:

Давай пройдёмся медленно по лугу

И  «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того,  чтоб рвать или срезать,

А  чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

В.: Понравилось стихотворение?

Ответы детей.

В.: Чему учит стихотворение?

Ответы детей.

В.:  Давайте медленно пройдемся по лугу, посмотрим, какие цветы зацвели на весеннем лужке?

Ответы детей.

В.: А как бы вы  назвали одуванчики? Они желтые как… (как что?)

Ответы детей.

В.: А кто расскажет стихи про  одуванчик?

Чтение детьми стихотворений об одуванчике

1реб.: Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет! (О. Высоцкая)

2реб.: Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное (Е. Серова)

3реб.: Одуванчик молодой

 Был,  как солнце золотой,

Не боялся  никого,

Даже ветра самого!

Одуванчик золотой

Постарел и стал седой.

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел. (Александрова)

В.: Что вы знаете об одуванчике?

Ответы детей.

-Одуванчик может предсказывать погоду. Перед дождем он закрывает свои лепестки и опускает свою головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.

-Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.

-Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!

-Одуванчик — очень полезное растение. Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков».

В.: Ребята, где для такого варенья нужно собирать цветки одуванчика?

Ответы детей. Очень далеко от города и от дорог.

В.: Как ты думаешь, почему?

Ответы детей.

В.: Молодцы, ребята, вы много знаете об одуванчике.

А сейчас отгадайте  загадку:

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

-О каком растении идет речь?

Ответы детей.

В.: Ребята, как думаете, почему цветок получил такое название – мать-и-мачеха?

Ответы детей. Потому что нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосами: теплые, как мамины руки. Верхняя часть листа – гладкая, холодная, как мачеха.

В.: А еще что вы знаете про это растение?

Ответы детей.

-   Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. Настоящие крупные листья у этого растения появляются позже, в середине лета, когда уже цветов нет. Листья крупные, темно-зеленые.

- Это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

В.:  Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

В.: Ребята, одуванчик и мать-и-мачеха похожи между собой?

Ответы детей: Они желтенькие, похожие на солнышко, первоцветы, лекарственные растения.

В.: А чем отличаются эти луговые цветы?

Ответы детей:

-Цветок у мать-и-мачехи меньше, чем у одуванчика.

-У мать-и-мачехи вначале появляется  цветок, а лишь потом листочки, а у одуванчика наоборот.

-У одуванчика стебелек гладенький, а у мать-и-мачехи покрыт лепесточками,

В.: Ребята, скажите, пожалуйста, а еще живет на лугу, кроме трав ?

Дети: Кроты, дождевые черви, мыши, птицы, насекомые.

В.: Отгадайте загадки и узнаете, кто еще живет на лугу.

На пне ягодка ползет,

Платье красное в горошек

И летать умеет ловко, это …(божья коровка).

В.: Расскажите, что вы знаете про нее?

Ответы детей: Это маленький жучок. У него на спинке крылья, может летать, ножки тонкие, маленькие. Она никогда не прячется от врагов. Наоборот - ярко одета, видно ее издалека, хотя очень маленькая. Никого не боится, знает, что ее съесть нельзя. При опасности жучок выделяет молочко, которая плохо пахнет. Оно то и отпугивает его врагов. Любимая еда божьих коровок – тли.

В.: Осенью и зимой мы их не видели. А где же они были?

Ответы детей: Они прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев.

В.:  Вы знаете скороговорку: «Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного иль белого, только не горелого!» Надо загадать желание и говорить скороговорку, если успеешь сказать стишок полностью, то желание исполнится. Давайте вместе скажем!

(Дети повторяют).

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.               (бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.                    (пчела)

Самого не видно,

А песню слышно.                            (комар)

Модница крылатая

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо.                      (оса)

Кто над нами вверх ногами.              (муха)

 

В.: Почему эти насекомые живут на лугу?

Ответы детей: Пчелы, шмели, осы …питаются соком, нектаром луговых цветущих растений.

В.: А какую пользу приносят сами насекомые?

Ответы детей: опыляют растения, поедают тлю.

П/и «Превращения»

Воспитатель чередует в любом порядке слова: «кузнечики» — дети прыгают; «травы» — дети приседают; «бабочки» — дети летают, размахивая ручками; «цветы» — дети складывают ладони, как чашечки цветов,  и т.п.

Итог НОД:

 В.:  Какие же изменения произошли на лугу весной, что мы отметим на своей карте-схеме?

Ответы детей:  На карте-схеме отметим, что на лугу  цветут одуванчик и мать- и- мачеха. Проснулись насекомые. Луг стал зеленым, красивым, похожим на ковер.

В.: Ребята, вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся со всеми жителями луга до новой встречи.

 Хором: Мы шагаем друг за другом,

 Желаем стать природе другом.

Мы шагаем, не скучаем,

Все преграды преодолеваем.  (шагают)

Преодолеваем кочки,

(прыгают с кочки на кочку)

Корявые пенечки,

(идут высоко поднимая колени)

В.: Вот мы опять в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гости к первоцветам"

Занятие по экологическому воспитанию  детей подготовительной группы компенсирующей направленности...

«В гости к первоцветам»

Детям о первоцветах...

Конспект занятия в старшей группе «В гости к первоцветам».

Закрепить представления детей о первоцветах, научить определять их по описанию, познакомить с ландышем.   Продолжить работу по обогащению словаря (мать-и-мачеха, ландыш, ядовитый, охраняемый, пер...

Конспект развлечения «В гости к первоцветам». Подготовительная к школе группа.

Материал будет полезен для педагогов ДОУ при организации работы по игровой деятельности, при проведении вечера развлечения. В данном материале представлен опыт работы по лексической теме «Первоцветы»....

Интегрированное занятие в средней группе "В гости к первоцветам"

Непосредственно образовательная деятельность в средней группеТема:  «В гости к первоцветам» Приоритет: образовательная деятельность «Познавательное развитие»Интеграция: образовательная облас...

В гостях у первоцветов

экологическая викторина для подготовительной группы....