"Весна-красна"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тема: «Весна - красна»

 

Программные задачи: - познакомить детей с русским обрядом встречи весны;

                 - обобщить знания детей о жанрах русского фольклора: закличках, 

                    хороводах, веснянках, игровых песнях;

                 - уточнить характерные признаки весны;

                 - воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_vesna_-_krasna.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Весна - красна»

Программные задачи: - познакомить детей с русским обрядом встречи весны;

                 - обобщить знания детей о жанрах русского фольклора: закличках,  

                    хороводах, веснянках, игровых песнях;

                 - уточнить характерные признаки весны;

                 - воспитывать любовь и уважение ко всему окружающему.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

 - Воспитатель приглашает детей встать в круг.

                                  Собрались все дети в круг.  Я – твой друг и ты мой друг.

                                  Крепко за руки возьмёмся.  И друг другу улыбнемся.

- Ребята, а вы любите сказки? (ДА). Я так и знала, поэтому я вас приглашаю сегодня в сказку. Садитесь на стульчики и слушайте. (На экране появляются картинки, демонстрирующие  события сказки).

 Слайд – 1 «Жили – были 4 времени года. Вы их узнали? Поможете мне назвать? (Зима, весна, лето, осень). Времена года жили дружно и по очереди правили миром».

  Слайд – 2 Но однажды зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покровом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето.

  Слайд – 3  А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

 Слайд – 4  На экране появляются картинки: костер, лампочка, солнце.

  - Дети, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?  (Солнце).

 Слайд – 5 Солнце помогает Весне, и мир снова расцветает яркими красками.

 - А хотите поиграть с Солнышком? (Да!)

                                  Игра называется: «Продолжи»

- Тогда внимательно посмотрите на солнышко и скажите

- Солнце жёлтое, как …… (Одуванчик, цыпленок, лимон)

- Солнце круглое, как …… (мячик, апельсин, колобок)

- Солнце ласковое, как …… (бабушка, мама, ветерок, тёплое море)

- Солнце весёлое, как …… (песенка, клоун)

- Солнце теплое, как ……. (печка, рукавички, свитер)

- Солнце яркое, как ……. (лампочка, фонарь, звезда)

- Солнце жаркое, как ……. (огонь, костёр)

- Молодцы, много слов знаете о Солнце.

Весна – замечательное и прекрасное время года. Природа просыпается и оживает после долгого зимнего сна. Что же происходит весной? (тает снег, лед, зеленеют травка и листочки, птицы возвращаются, просыпаются звери и насекомые).

- С наступлением весны возвращаются на Родину птицы, зимующие в теплых краях. Как они называются (перелетные).

- Почему они улетают от нас осенью? (становиться холодно, нечего есть).

- Как называются птицы, которые зимовали у нас? (зимующие).

- Возвращение из дальних южных краёв птиц – несомненный признак наступления весны. Недаром говорят, что птицы приносят весну на своих крыльях. О птице, которая прилетает к нам раньше всех, в народе говорят: «Грач на дворе – весна, но горе!»

- К нам прилетели разные птицы. Давайте их рассадим на дереве. Помогите мне выбрать только перелетных птиц. (Дети проходят к столу и берут по 1 картинке). (грач, скворец, ласточка, стриж, жаворонок, иволга, дрозд, кукушка, зяблик, соловей).

- А теперь наша сказка продолжается, садитесь, закройте глазки и послушайте пение птиц. (звучит фонограмма – звуки весны).

- Ребята, а хотите ли вы узнать, как весну в старину встречали. Слушайте.

- Чтобы ускорить приход весны, её нужно было зазвать, пригласить. Для этого пели песенки – заклички. В России их называли веснянки. Вот в старину весну звали – закликали, веснянками, пели их, бегая по деревне. Фигурки птиц – жаворонков, куликов, грачиков всегда помогали в старину весну зазывать.

 Вот пример такой песни.  

Ой, весна, красна! Из-за темных лесов,

Из-за синих морей приходи, Солнцем нас озари.

Приходи к нам, весна, с радостью,С рожью зернистою,

С пшеницей золотистою…….

- Давайте и мы весну позовём!

Дети: - Ой, весна, весна! Ты приди в наши края, прогони зиму лютую.

Весна: - Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости дорогие. Слышала я, как вы меня звали – закликали, вои поспешила я к вам. Не хочет зима уходить, меня на землю пускать. Ну, ничего, мне помогут птички зиму прогнать.

Жаворонок, дуда, прилетай к нам сюда,    

Нам зима - то надоела, всю соломушку поела.

Прилети к нам сюда,

Принеси нам – лето тёплое,

Весну красную.

Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков.

Кулик, кулик, замыкай зиму,

Отпирай весну, лето тёплое.

Весна: Рада, я что вы меня любите, всегда в гости ждёте. А хотите поиграть?

 Игра с детьми (Проводит Весна)

Воспитатель: Хорошо вы поиграли. Весна – красна, а что у тебя в корзинке?

Весна: Я в неё загадки положила. Коли загадку разгадаете, отгадки из корзинки получите. (Картинки)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

(Ежик)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка)

Зимой лапу кто сосёт?

Очень сильно любит мёд.

Может сильно зареветь…

Как назвать его?

(Медведь)

Любит очень есть морковку,

Грызёт капусточку он ловко,

Белый, серый и косой,

Кто же это такой?

(Заяц)

Кто же осенью холодной

Ходит очень голодный?

Из куста зубами щёлк,

Это зубастый, серый…

(Волк)

Эта рыжая плутовка

Ловит мышек в поле ловко.
Хоть похожа на собаку,
Никогда не лезет в драку.
Нет хитрей её в лесу
И узнали мы…
(Лису)

Оленям брат. Рога – лопаты.

 Сам очень крупный. Нос горбатый.

 Хоть вид суровый, но не хмурый.

 Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

 (Лось)

Весна: С загадками вы справились, значит, поможете мне и зверей в лес весенний вернуть, а то зима лютая их всех распугала, разогнала, кого – то спать уложила, пусто стало в лесу, скучно.

Воспитатель приглашает детей помочь весне разбудить лесных жителей. (Помогают животным одеться в шубки, и отправляют в лес). (Дети собирают разрезные картинки диких животных).

Весна (оценивает красоту леса, новые яркие шубки зверей): Хорошо вы справились, лес обновили. Спасибо вам!

Воспитатель: Спасибо весна – красна!. Давайте весне пожелаем доброго пути, и пусть она будет полной хозяйкой в наших краях.

Воспитатель:  - ребята теперь вы много знаете о весне.

-  А зиму с весной не перепутаете?

- Давайте проверим

- Зима ушла, а весна …… (пришла)

- Зима холодная, а весна ….. (тёплая)

- Зимой солнце морозит, а весной ….. (греет)

- Зимой сугробы высокие, а весной….. (низкие)

- Зимой надевают шубы, а весной……(куртки)

- Вот мы и встретили весну, вспомнили её признаки, поиграли и даже потрудились. Теперь можно и отдохнуть. Понравилась ли вам сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе «Весна, весна красная»

Автор:Сабирова Инна Михайловнавоспитатель ГБДОУ № 5г. Пушкин...

Музыкальное фольклорное развлечение "Весна, весна красная, приди, весна ясная"

В этом музыкальном развлечении дети знакомятся с календарными фольклорными играми, танцами, песнями, закличками, припевками....

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами «Весна, Весна красная, Приди, Весна, с радостью»

Досуг с элементами фольклора с детьми средней и подготовительной группами«Весна, Весна красная,Приди, Весна, с радостью»...