Мини- музей.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мини- музей.
Название мини –музея. «Народные промыслы».
Цели создания. Расширять и углублять у детей знания о русском народном промысле. Познакомить с историей дымковской игрушки, хохломской и городецкой росписи. Формировать знания об особенностях колорита, основных элементах узоров изделий.
Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Обратить внимание на тесную связь народных традиций, декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества. Создать условия для развития детского творчества на основе полученных знаний.
Расположение и оформление композиций. Экспозиция мини- музея находится в кабинете изодеятельности и разделена на несколько зон, каждая из которых имеет определенное направление:
*дымковская игрушка;
*городецкая роспись,
*хохломская роспись.
*творчество детей и взрослых.
Разделы и экспонаты в них.
*Раздел «Дымковская игрушка».
-разные варианты глиняных игрушек:
городские и сельские барышни;
кони, олени, козлики;
петухи, индюки, уточки.
-настольные игры, книжки-раскраски, иллюстрации, художественная литература.
*Раздел «Городецкая роспись».
-изделия из дерева: посуда, игрушки, разделочные доски;
-изделия из глины: свистульки;
-настольные игры, художественная литература, иллюстрации.
*Раздел «Хохломская роспись».
-изделия из дерева: посуда, игрушки, доски;
-настольные игры, открытки, альбомы, художественная литература.
*Раздел « Творчество детей и взрослых»
-изделия из глины по мотивам дымковской игрушки,
-папье-маше и роспись изделий городецкой и хохломской росписью,
-роспись досок по мотивам народных промыслов;
-изделия из бумаги – аппликация, художественный труд.
-рисунки детей.
Формы и методы использования мини-музея.
Организованная деятельность (старший возраст)
Перечень форм и методов работы. | Содержание |
Тематика бесед, экскурсий. | «Волшебная Дымка». «Игрушки на ярмарку». «Золотая хохлома». «Хохломской букет». «Веселый Городец» «В гостях у мастеров Городца». |
Занятия с использованием экспонатов мини-музея. | Занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: - чтение В. Крупинин «В Дымковской слободе»; -Л.Яхнин «Веселое слово Хохлома»; -разучивание стихов, потешек, прибауток, загадок; -сочинение сказок «Чудо-конь», «Жар-птица». Занятия по изодеятельности: - рисование по мотивам городецкой и хохломской росписи. - лепка из пластилина и глины по мотивам дымковской игрушки и роспись изделий. - аппликация коллективная в технике мозаики «Золотая рыбка»,панно «Городецкие мотивы». |
Мини-выставки одного экспоната. | «Дымковские барышни- городские и сельские» «Птицы хохломские и городецкие » |
Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми по созданию и оформлению экспозиций, изготовление экспонатов для разделов мини-музея. | -Изготовление из папье-маше тарелок, блюд и роспись готовых изделий по мотивам хохломской и городецкой росписи; - лепка из глины и роспись готовых изделий по мотивам дымковской игрушки. |
Результаты детского творчества в экспозиции мини-музея. | -Роспись деревянных досок. -Лепка из соленого теста «Чудо-пряники», роспись изделий элементами дымковской росписи. -Лепка из глины «Дымковские игрушки», «Пасхальные яйца». |
Экспресс-выставки семейных композиций, проектов. | - Оформление альбома «Народные промыслы». - Изготовление игры «Найди пару» (дымка) - Панно «Золотая хохлома» (папье-маше) |
Музейные праздники. | «Веселая ярмарка». «Где живет перо Жар-птицы». «Путешествие в Городец». КВН «Знатоки народных промыслов» (совместно с родителями) |
Подготовка сообщений об экспонатах детьми вместе с родителями. | Выставка-презентация детских работ, выполненных с родителями, с использованием разного изобразительного материала (домашнее задание) «Золотая рыбка» |
Приглашение родителям посетить мини-музей | Дорогие мамы и папы! Приходите в гости к нам, Рады мы всегда гостям. На полках расписная посуда – Посмотрите на это чудо! Игрушки, вазы и бочата Нравятся и взрослым и ребятам! Приходите, не стесняйтесь, От души повеселитесь! Дети группы. |
Уголок вопросов для детей и их родителей по коллекции мини- музея. | Игрушечный сундучек, в который можно бросать рисунки-вопросы детей и записки родителей. |
Самостоятельная деятельность детей.
Игротека. | «Чудо-узоры» (хохлома), «Узнай элементы узора», «Составь узор» (городец), «Найди пару» (дымка), «Трафареты» (дымка), пазлы, фланелераф. |
Лаборатория. | Эксперименты с краской, глиной. |
Творческая студия «Сделай сам» | Книжки-раскраски. Альбом самоделок. Схемы этапов работы. Художественный и практический материал для иэготовления поделок, рисунков. |
Читальный зал. | Н. Бедник. « Хохлома». Л. Яхнин. «Веселое слово хохлома» В. Крупн. «В Дымковской слободе». Альбомы, набор открыток. |
Методический материал.
Сказочный герой, представляющий мини-музей. | Сестрица-мастерица. |
Архив музея. | Альбомы, иллюстрации с изображением изделий народного промысла. Конспекты экскурсий, бесед, занятий. Схемы, образцы. Картотека стихов,потешек. |
Библиотека. | *Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка»; *Шпикалова Т. Я.,Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» .Рабочая тетрадь по основам народного искуства.; *Блинов Г.М. «Чудо-кони, чудо-птицы»; *Орлова Л.В. «Знакомство с хохломской росписью»; *Матвеева Т.А. «Резьба и роспись по дереву». *Соломенникова О. А. «Радость творчества» Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством» |
Название мини-музея. «Русская горница».
Цель создания. Знакомство детей с богатством культурного наследия, с самобытностью и своеобразием русской народной культуры, которые выражаются через народные обряды, фольклор, быт, традиции. Организация доброжелательного, непринужденного, содержательного общения детей, родителей и педагогов.
Расположение и оформление экспозиций. Небольшая комната, обставленная старинной мебелью, которую помогли собрать родители, педагоги и местные жители: стол с резными ножками, комод, сундуки, трюмо, лавки, имитация печки, бытовая утварь.
Разделы и экспонаты в них.
*Раздел «Народные промыслы»
-рукотворные предметы декоративного искусства: роспись, чеканка, вязание, вышивка;
*Раздел «Русские народные музыкальные инструменты»
-ложки, трещетки, бубны, гусли;
*Раздел «Народные праздники, обычаи, обряды».
-русские народные костюмы, украшения.
*Раздел «Русская кухня. Традиции русской трапезы»
-бытовая утварь, муляжи.
*Раздел «Фольклор»
-альбомы, сборники песен, стихов, потешек, прибауток.
Формы и методы использования мини-музея.
Организованная деятельность (старший возраст).
Перечень форм методов работы. | Содержание. |
Тематика бесед и экскурсий. | «Бабушкин сундук» «Как жили на Руси», «Русские ремесла», «Русская кухня», «Как встречали весну на Руси», «В гостях у Матрены», «В гости к хозяюшке». |
Занятия с использованием музейных экспонатов. | *Занятие по ознакомлению с окружающим «Хлеб всему голова». *Занятия по развитию речи- разучивание прибауток, закличек, потешек, пословиц, приговорок. *Занятия по ознакомлению с художественной литературой- чтение русских народных сказок, былин. *Художественный труд- аппликация на ткани «Петушок –Золотой гребешок», *Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия». *Лепка из глины «Дымковские игрушки». *Рисование «Красный молодец и девица-красавица» *Музыкальное занятие «Звончатые гусли» |
Мини выставки одного зкспоната. | «Русский народный сарафан». «Народная вышивка» «Дымковская барышня» |
Совместная деятельность педагога с детьми и родителями.
Совместная деятельность педагога с детьми по созданию и оформлению экспозиций. | *Аппликация на ткани «На лугу», «Уточки на озере»,»Мухоморы», «Весенний букет». *Изготовление и украшение кокошника. *Лепка из глины и роспись готовых изделий «Чудо-пряники», по мотивам дымковской росписи. |
Результаты детского творчества в экспозиции мини- музея. | Лепка из теста «Калачи, баранки, пряники», «Каравай». Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок.
|
Экспресс-выставки семейных композиций, проектов. | Вышивка на ткани «Русские мотивы». Поделки из дерева. Панно по мотивам хохломской росписи Вернисаж |
Вечер общения с родителями | «Посиделки» «Имянины» |
Музейные праздники. | «Свистунья» «Масленица», |
Подготовка сообщений об экспонатах детьми вместе с родителями. | «Русская вышивка», «Волшебные кружева» |
Приглашение родителям посетить мини-музей с ребенком и советы о том, как это сделать. | Ох, Россия, ты Россия, Славы не убавилось. Рукоделием своим На весь мир прославилась. Приходите, посмотрите, За русским хлебосольным столом посидите. Свое умение и мастерство покажите. Дети группы |
Самостоятельная деятельность детей.
Игротека. | м/д игра «Угадай на чем играю», муз. шумовые инструменты, дид. Игра «Найди лишний», мозаика «Русский орнамент», пазлы, разрезные картинки |
Лаборатория. | Экспериментирование с краской, глиной, тестом, бумагой. |
Творческая студия «Сделай сам». | Трафареты, печати, альбомы-самоделки, книжки-раскраски, разнообразный изобразительный материал |
Читальный зал. | Русские народные сказки, потешки, приговорки, загадки репродукции картин, иллюстрации. |
Методический материал.
Сказочный герой. | Домовенок Родя и его друзья: Сестрица-Мастерица, Веселый Карандаш. |
Архив музея. | Картотека загадок, пестушек, закличек, приговорок. Подборка русских народных сказок. Сборка народных традиций, праздников, обрядов. |
Библиотека. | М. А. Викулина «элементы русской народной культуры» А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Э. П. Костина «Родина моя – Россия». И.Е. Шевчук «Дети и народное творчество». И. Я. Богуславская «Дымковская игрушка» О.А. Соломенникова «Радость творчества». |
Перспективы развития мини-музея:
Коллективное оформление книги «Русские народные потешки».
Изготовление муляжей, кукол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»
В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители и сами оказались активными помощниками в создании ми...
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Музеи и мини-музеи в детском саду»
Расширить знания детей об окружающем мире....
Мини-музей "Музей русского быта"
Музей создан для ознакомления дошкольников с условиями жизни русского народа в старину....
Мини-музей «Музей сказки» в первой младшей группе №6
Цель проекта:-приобщение к словесному искусству; формирование интереса к потребности в чтении. Задачи:Для детей:- ознакомить детей с фольклором;-способствовать развитию речи, расширению кругозора...