КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Каменяр Светлана Ивановна

Познакомить детей с процессом формирования природных явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx67.45 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ

Опыт№1 «Делаем облако».

Цель:

- познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.

Оборудование: трехлитровая банка, горячая вода, кубики льда.

 Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облаков.

         Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт№2 «Понятие об электрических зарядах».

Цель:

- познакомить детей с  тем, что все предметы имеют электрический заряд.

Оборудование:  воздушный шар, кусочек шерстяной ткани.

 Надуйте небольшой воздушный шар. Потрите шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и вы увидите, как шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку.

         Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

 

Опыт№3 « Солнечная система».

Цель:

 - объяснить детям. Почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

Оборудование:  желтая деревянная палочка, нитки, 9 шариков.  

           Представьте, что желтая палочка- Солнца, а  9 шариков на ниточках- планеты

  Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?..

- Солнцу помогает вечное движение.

 - Правильно, если Солнышко не будет двигаться вся система развалится  и не будет действовать это вечное движение.  

Опыт№4 « Солнце и Земля».

Цель:

 -  объяснить  детям  соотношения размеров Солнца и Земли

Оборудование:  большой мяч и бусина.

Размеры нашего любимого светила по сравнению с другими звёздами невелики, но по земным меркам огромны. Диаметр Солнца превышает 1 миллион километров. Согласитесь, даже нам, взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры.   «Представьте себе, если нашу солнечную систему уменьшить так, чтобы Солнце стало размером с  этот мяч,  земля тогда бы вместе со всеми городами и странами, горами, реками и океанами, стала бы размером с эту  бусину.

 

Опыт№5 « День и ночь».

Цель:

-  объяснить детям, почему бывает день и ночь.

Оборудование:  фонарик, глобус.

  Лучше всего сделать это на модели Солнечной системы!  . Для нее понадобятся всего-то две вещи — глобус  и обычный фонарик. Включите в затемненной групповой комнате фонарик и направьте на глобус примерно на ваш город. Объясните детям: “Смотри; фонарик — это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Вот, еще немножко повернем — теперь оно как раз светит на наш город. Там, куда лучи Солнца не доходят, — у нас ночь.  Спросите у детей, как они думают, что происходит там, где граница света и темноты размыта. Уверен, любой малыш догадается, что это утро либо вечер

Опыт№6  «День и ночь №2 ».

Цель: -  объяснить детям, почему бывает день и ночь. 

Оборудование:  фонарик, глобус.

  создаём модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и  фонарик Расскажите детям, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребята сами убедятся, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите детям про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Опыт№7 «  Кто придумал лето?».

Цель:

-  объяснить детям, почему бывает зима и лето. Оборудование:  фонарик, глобус.

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с

 освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите детям  то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с детьми

определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юных астрономов, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Опыт№8 «   Затмение солнца».

Цель:

-  объяснить детям, почему бывает  затмение солнца. Оборудование:  фонарик, глобус.

Очень многие явления, происходящие вокруг нас, можно объяснить даже совсем маленькому ребенку просто и понятно. И делать это нужно обязательно! Солнечные затмения в наших широтах — большая редкость, но это не значит, что мы должны обойти такое явление стороной!

Самое интересное, что не Солнце делается черного цвета, как думают некоторые. Наблюдая через закопченное стекло затмение, мы смотрим все на ту же Луну, которая как раз расположилась напротив Солнца. Да... звучит непонятно. Нас выручат простые подручные средства.

Возьмите крупный мяч   (это, естественно, будет Луна). А Солнцем на этот - раз станет наш  фонарик. Весь опыт состоит в том, чтобы держать мяч напротив источника света — вот вам и черное Солнце... Как все просто, оказывается.


Опыт№ 9   « Вода в скафандре».

Цель: 

- Установить, что случается с водой, находящейся в закрытом пространстве, например, в скафандре.

-    Оборудование:   банка с крышкой.

ПРОЦЕСС:

 Налейте в банку воды — столько, чтобы закрыть дно.

 Закройте банку крышкой.

Поставьте банку под прямой солнечной свет на два часа.

ИТОГИ: На внутренней стороне банки скапливается жидкость.

ПОЧЕМУ? Тепло, идущее от Солнца, заставляет воду испариться (превратиться из жидкости в газ). Ударяясь о прохладную поверхность банки, газ конденсируется (превращается из газа в жидкость). Через поры кожи люди выделяют соленую жидкость — пот. Испаряющийся пот, а также пары воды, выделяемые людьми при дыхании, через некоторое время конденсируются на различных частях скафандра — так же, как и вода в банке, — пока внутренняя часть скафандра не намокнет. Чтобы этого не случилось, в одну часть скафандра прикрепили трубку, через которую поступает сухой воздух. Влажный воздух и избыток тепла, выделяемого человеческим телом, выходит через другую трубку в другой части скафандра. Циркуляция воздуха обеспечивает внутри скафандра прохладу и сухость.

Опыт № 10     «Вращение Луны».

Цель: 

-  показать, что Луна вращается вокруг своей оси.

    Оборудование:     два листа бумаги, клейкая лента, фломастер.

ПРОЦЕСС:

  Проведите круг в центре одного листа бумаги.

  Напишите слово «Земля» в круге и положите лист на пол.

  Фломастером изобразите большой крест на другом листе и лентой прикрепите его к стене.

  Встаньте возле лежащего на полу листа с надписью «Земля» и при этом стойте лицом к другому листу бумаги, где нарисован крест.

  Идите вокруг «Земли», продолжая оставаться лицом к кресту.

  Встаньте лицом к «Земле».

  Идите вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом.

ИТОГИ: Пока вы ходили вокруг «Земли» и при этом оставались лицом к кресту, висящему на стене, различные части вашего тела оказывались повернутыми к "Земле". Когда вы ходили вокруг «Земли», оставаясь к ней лицом, то были постоянно обращены к ней только передней частью тела.

ПОЧЕМУ? Вам приходилось постепенно поворачивать свое тело по мере вашего движения вокруг «Земли». И Луне тоже, поскольку она всегда обращена к Земле одной и той же стороной, приходится постепенно поворачиваться вокруг своей оси по мере движения по орбите вокруг Земли. Поскольку Луна совершает один оборот вокруг Земли за 28 дней, то и ее вращение вокруг своей оси занимает такое же время.

 

 

Опыт № 11     «Голубое небо».

Цель: 

- Установить, почему Землю называют голубой планетой.  

    Оборудование:    стакан, молоко, ложка, пипетка, фонарик.

ПРОЦЕСС:

   Наполните стакан водой.  Добавьте в воду каплю  молока и размешайте. Затемните комнату и установите фонарик так, чтобы луч света от него проходил сквозь центральную часть стакана с водой. Верните фонарик в прежнее положение.

  ИТОГИ: Луч света проходит только через чистую воду, а вода, разбавленная молоком, имеет голубовато-серый оттенок.

ПОЧЕМУ? Волны, составляющие белый свет, имеют различную длину в зависимости от цвета. Частицы молока выделяют и рассеивают короткие голубые волны, из-за чего вода кажется голубоватой. Находящиеся в земной атмосфере молекулы азота и кислорода, как и частицы молока, достаточно малы, чтобы также выделять из солнечного света голубые волны и рассеивать их по всей атмосфере. От этого с Земли небо кажется голубым, а Земля кажется голубой из космоса. Цвет воды в стакане бледный и не чисто голубой, потому что крупные частицы молока отражают и рассеивают не только голубой цвет. То же случается и с атмосферой, когда там скапливаются большие количества пыли или водяного пара. Чем чище и суше воздух, тем голубее небо, так как голубые волны рассеиваются больше всего.

Опыт № 12     «Далеко - близко».

Цель: 

-  Установить, как расстояние от Солнца влияет на температуру воздуха.

    Оборудование:  два термометра, настольная лампа, длинная линейка (метр).  

ПРОЦЕСС:

   Возьмите линейку и поместите один термометр на отметку 10 см, а второй термометр — на отметку 100 см.

Поставьте настольную лампу у нулевой отметки линейки.

Включите лампу.  Через 10 мин запишите показания обоих термометров.

ИТОГИ:  Ближний термометр показывает более высокую температуру.

ПОЧЕМУ? Термометр, который находится ближе к лампе, получает больше энергии и, следовательно, нагревается сильнее. Чем дальше распространяется свет от лампы, тем больше расходятся его лучи, и они уже не могут сильно нагреть дальний термометр. С планетами происходит то же самое. Меркурий —- ближайшая к Солнцу планета — получает больше всего энергии. Более отдаленные от Солнца планеты получают меньше энергии и их атмосферы холоднее. На Меркурии гораздо жарче, чем на Плутоне, который находится очень далеко от Солнца. Что же касается температуры атмосферы Планеты, то на нее оказывают влияние и другие факторы, такие как ее плотность и состав.

Опыт № 13     «Далеко ли до Луны?».

Цель: 

-   Узнать, как можно измерить расстояние до Луны.

    Оборудование:  два плоских зеркальца, клейкая лента, стол, листок из блокнота, фонарик.

ПРОЦЕСС:

  ВНИМАНИЕ: Эксперимент надо проводить в комнате, которую можно затемнить.

Склейте зеркала лентой так, чтобы они открывались и закрывались как книга.  Поставьте зеркала на стол.

  Прикрепите листок бумаги на груди. Положите фонарик на стол так, чтобы свет попадал на одно из зеркал под углом.

 Найдите для второго зеркала такое положение, чтобы оно отражало свет на листок бумаги у вас на груди.

ИТОГИ: На бумаге появляется кольцо света.

ПОЧЕМУ? Свет сначала был отражен одним зеркалом на другое, а затем уже на бумажный экран. Ретрорефлектор, оставленный на Луне, составлен из зеркал, похожих на те, которые мы использовали в этом эксперименте. Измерив время, за которое посланный с Земли лазерный луч отразился в ретрорефлекторе, установленном на Луне, и вернулся на Землю, ученые и вычислили расстояние от Земли до Луны.

Опыт № 14     «Далекое свечение ».

Цель:

 -Установить, почему сияет кольцо Юпитера.  

    Оборудование : фонарик, тальк в пластмассовой упаковке с дырочками.

ПРОЦЕСС:

  Затемните комнату и положите фонарик на край стола.

  Держите открытую емкость с тальком под лучом света.

  Резко сдавите емкость.

ИТОГИ: Луч света едва виден, пока в него не попадает порошок. Разлетевшиеся частицы талька начинают блестеть и световую дорожку можно рассмотреть.

ПОЧЕМУ? Свет нельзя увидеть, пока он не отразится

 от чего-нибудь и не попадет в ваши глаза. Частицы талька ведут себя так же, как и мелкие частицы, из которых состоит кольцо Юпитера: они отражают свет. Кольцо Юпитера находится в пятидесяти тысячах километров от облачного покрова планеты. Считается, что эти кольца состоят из вещества, попавшего туда с Ио, ближайшего из четырех больших спутников Юпитера. Ио — единственный известный нам спутник с действующими вулканами. Возможно, что кольцо Юпитера сформировалось из вулканического пепла.

Опыт № 15     « Дневные звезды».

Цель:

 - Показать, что звезды светят постоянно.

    Оборудование:    дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

ПРОЦЕСС:

   Пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий.

  Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую — фонарик.  Включите фонарик и с 5 см посветите им на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

ИТОГИ: Дырки в картонке не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

ПОЧЕМУ? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

Опыт № 16     « За горизонтом ».

Цель:

 -  Установить, почему Солнце можно видеть до того, как оно поднимается над горизонтом

    Оборудование:       чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

ПРОЦЕСС: 

  Наполняйте банку водой, пока она не начнет литься через край.  Плотно закройте банку крышкой.  Положите банку на стол в 30 см от края стола.  Сложите перед банкой книги так, чтобы осталась видна только четверть банки.  Слепите из пластилина шарик размером с грецкий орех.  Положите шарик на стол в 10 см от банки.  Встаньте на колени перед книгами.  Смотрите сквозь банку с водой, глядя поверх книг. Если пластилинового шарика не видно, подвиньте его.

  Оставшись в том же положении, уберите банку из поля своего зрения.

ИТОГИ:

Вы можете увидеть шарик только через банку с водой.

ПОЧЕМУ?

Банка с водой позволяет вам видеть шарик, находящийся за стопкой книг. Все, на что вы смотрите, можно видеть только потому, что излучаемый этим предметом свет доходит до ваших глаз. Свет, отразившийся от пластилинового шарика, проходит сквозь банку с водой и преломляется в ней. Свет, исходящий от небесных тел, проходит через земную атмосферу (сотни километров воздуха, окружающего Землю) прежде чем дойти до нас. Атмосфера Земли преломляет этот свет так же, как банка с водой. Из-за преломления света Солнце можно видеть за несколько минут до того, как оно поднимется над горизонтом, а также некоторое время после заката.

 

Опыт № 17     « Затмение и корона».

Цель:

 -   Продемонстрировать, как Луна помогает наблюдать солнечную корону.

    Оборудование:     настольная лампа, булавка, кусок не очень плотного картона.  

ПРОЦЕСС:   

  С помощью булавки проделайте в картоне дырку.

  Слегка расковыряйте отверстие, чтобы можно было смотреть сквозь него.  Включите лампу.  Закройте правый глаз.  Картонку поднесите к левому глазу.  Сквозь дырочку смотрите на включенную лампу.

ИТОГИ: Глядя сквозь отверстие, можно прочитать надпись на лампочке.  

ПОЧЕМУ? Картонка перекрывает большую часть света, идущего от лампы, и дает возможность рассмотреть надпись. Во время солнечного затмения Луна заслоняет яркий солнечный свет и дает возможность изучить менее яркую внешнюю оболочку — солнечную корону.

 

Опыт № 18     « Звездные кольца ».

Цель: 

-Установить, почему, кажется, что звезды движутся по кругу.

    Оборудование:      ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

ПРОЦЕСС:     

  Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см.  Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек.

  Проткните круг карандашом по центру и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой.  Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

ИТОГИ: На вращающемся бумажном круге появляются светлые кольца.

ПОЧЕМУ? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в светлые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластинке длинный круговой след, как будто бы звезды двигались по кругу. На самом же деле, движется сама Земля, а звезды относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг своей оси Землей.


 Опыт № 19     « Звездные часы ».

Цель: 

- Узнать, почему звезды совершают круговое движение по ночному небу.

    Оборудование:   зонтик темного цвета, белый мелок.

ПРОЦЕСС:     

  Мелом нарисуйте созвездие Большой Медведицы на одном из сегментов внутренней части зонтика.  Поднимите зонтик над головой.  Медленно вращайте зонт против часовой стрелки.

ИТОГИ: Центр зонтика остается на одном месте, в то время как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы совершают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды — Полярной — как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки — 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажется, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде, и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.

КАРТОТЕКА СТИХОВ

- Всё,- сказал я твёрдо дома, -

Буду только астрономом!

Необыкновенная

Вокруг Земли Вселенная!

Как заманчиво

Стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать чёрные дыры

И трактат сочинить непременно -

"Изучайте глубины Вселенной!"

Автор: Ю.Синицын

Млечный Путь

Чёрный бархат неба

Звёздами расшит.

Светлая дорожка

По небу бежит.

От края и до края

Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

По небу молоко.

Но нет, конечно, в небе

Ни молока, ни соку,

Мы звёздную систему

Свою так видим сбоку.

Так видим мы Галактики

Родной далёкий свет -

Простор для космонавтики

 На много тысяч лет.

Звёзды

Что такое звёзды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскалённый газ.

И ещё добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор -

Каждая звезда!

Автор: Римма Алдонина

Созвездия

Звёзды, звёзды, с давних пор

Приковали вы навеки

Человека жадный взор.

И в звериной шкуре сидя

Возле красного костра,

Неотрывно в купол синий

Мог глядеть он до утра.

И глядел в молчании долгом

Человек в простор ночной -

То со страхом,

То с восторгом,

То с неясною мечтой.

И тогда с мечтою вместе

Сказка зрела на устах:

О загадочных созвездьях,

О неведомых мирах.

С той поры живут на небе,

Как в ночном краю чудес, -

Водолей,

Стрелец и Лебедь,

Лев, Пегас и Геркулес.

Автор: Василий Лепилов

Созвездия

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над Землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

Над Землёю ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Автор: неизвестен

Забавная астрономия для малышей

(фрагмент)

Встали в круг и славно пляшут

С Козерогом Водолей,

Рыбы плавниками машут,

Овен в круг спешит скорей.

И Телец с ним будет рядом,

Он чечётку лихо бьёт.

Будет пляска до упада,

Добрым будет хоровод.

Близнецы кружатся в танце,

Пятится за ними Рак:

"Это что ж за странный танец?

Круг иль пояс?" - Зодиак!

Лев и Дева подружились,

В хороводе закружились,

Прихватив с собой Весы

Удивительной красы.

Скорпион вприсядку пляшет

И Стрельцу клешнею машет.

Этот славный хоровод

Солнце обойдёт за год.

Их двенадцать в хороводе,

А на небе больше вроде?

"Сколько ж всех созвездий?" - спросим!

"Ровно восемьдесят восемь!"

Автор: Римма Алдонина

Созвездия Большой и Малой Медведиц.

Вот Медведица Большая

Кашу звёздную мешает

Большим ковшом

В котле большом.

А рядом тускло светится

Малая Медведица.

Маленьким ковшичком

Собирает крошечки.

Автор: Г.Сапгир

Мы слыхали: две Медведицы

По ночам на небе светятся.

Ночью вверх мы взглянули -

Увидали две кастрюли.

Автор: Леонид Ткачук

Большая Медведица

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды - и все подряд,

Как алмазные, горят!

Среди звёзд, больших и ярких,

Чуть видна ещё одна:

В середине рукоятки

Приютилася она.

Ты получше приглядись,

Видишь,

Две звезды слились?

Та, которая крупнее,

Называется Конём.

А малышка рядом с нею -

Всадник,

Скачущий на нём.

Замечательный наездник,

Этот звёздный принц Алькор,

И несет его к созвездьям

Конь Мицар во весь опор.

В. Орлов

«Космонавт»

Когда последний закруглен

виток.

Так хорошо сойти на Землю

снова

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в свеченье звездных

трасс,

Нам на нее глядеть,

не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо,

всякий раз

Своей Земле мы оставляем

сердце.

 Летит, летит ракета

вокруг земного света,

а в ней сидит Гагарин-

простой советский парень!

ЛЕТИТ КОРАБЛЬ

Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть

и нас с тобой!

 Астрономическая считалка.

На Луне жил Звездочет

Он планетам вел подсчет.

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун.

Девять – дальше всех – Плутон.

Кто не видит – выйди вон.

КАРТОТЕКА ЗАГАДОК

Любопытная ракета

Облетела три планеты,

Отдохнула и опять –

Облетела целых пять.

Познакомилась со всеми

В нашей солнечной системе!

Ты же дай скорей ответ,

Сколько в ней всего планет?

В космосе

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный … (телескоп)

  Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (астроном)

Астроном — он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная … (Луна)

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая … (Ракета)

 

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (Космонавт)

Космонавт сидит в ракете,

Проклиная все на свете —

На орбите как назло

Появилось … (НЛО)

НЛО летит к соседу

Из созвездья Андромеды,

В нем от скуки волком воет

Злой зеленый … (Гуманоид)

Гуманоид с курса сбился,

В трех планетах заблудился,

Если звездной карты нету,

Не поможет скорость… (Света)

Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам — тепло, хвосты -… (Кометам)

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора — Это черная … (Дыра)

В черных дырах темнота

Чем-то черным занята.

Там окончил свой полет

Межпланетный … (Звездолёт)

Звездолет — стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные … (Галактики)

А галактики летят

В рассыпную как хотят.

Очень здоровенная

Эта вся вселенная!

 

Волчок,волчок

Покажи другой бочок,

Другой бок не покажу,

Я привязанный хожу.

(ответ: Луна)

Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Большая Медведица)

Желтая тарелка на небе висит.

Желтая тарелка всем тепло дарит.

                                     (солнце)

В дверь, в окно

Стучать не будет,

А взойдет

И всех разбудит.

(Солнце)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают, достать не могут.

(Месяц)

КОНСУЛЬТАЦИИ

 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Планеты и звезды».                               

 

       Расскажите детям о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням и, конечно, всем нам, его жителям. Наша  Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды – огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с детьми свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«День и ночь». 

     Любознательный ребенок рано или поздно задастся вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобятся глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа. Расскажите малышу, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае – к лампе/), - день, на противоположной – ночь.

Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существуют полярный день и полярная ночь.

 «ПОЧЕМУ ЗВЕЗДЫ ТАКИЕ КРАСИВЫЕ  ».  

Давайте как-нибудь ясным вечером, когда стемнеет, пойдём в поле или на берег моря, куда-нибудь на открытое место, где небо не загораживают ни дома, ни деревья. И чтобы там не было фонарей и не было рядом огней в домах. Чтобы было совсем-сов-сем темно.

Посмотрите на небо. Как много звёзд! Все остренькие-ост-ренькие, точно в тёмном куполе иглой прокололи крохотные ды-рочки, за которыми - голубой огонь.

И какие же звёзды разные! Среди них есть большие и ма-ленькие, голубые и желтоватые, одинокие и собравшиеся кучками, звёздочка со звёздочкой.

Про эти кучки говорят «созвездия».

Вот так же, как мы сегодня смотрим на ночное звёздное небо, смотрели на него люди и тысячи лет назад.

Небо заменяло тогда и компас, и часы, и календарь. По звёз-дам находили направление путники. У звёзд спрашивали, скоро ли утро. По звёздам определяли, когда придёт весна.

Небо было нужно человеку всегда, во всём. И люди смотрели на него подолгу, смотрели как зачарованные, любовались, удивля-лись и думали, думали, думали. Что такое звёзды? Как они появи-лись на небе? Почему они рассыпались по небу именно так, а не ина-че? Что означают созвездия?

Ночью тихо: успокаивается ветер, не шелестит листва на де-ревьях, затихает морс. Спят птицы и звери. Спят люди. И когда в этой тиши смотришь на звёзды, сами собой рождаются в голове всякие сказки, одна красивее другой.

Древние люди оставили нам много сказок про звёзды.

 

 

« Большая медведица  ».

Вон видите семь ярких звёзд? Мы нарисовали их. Похоже, что на небе точечками нарисована кастрюля.

В древнем Китае это созвездие так и называли «ПЕ-ТЕУ», что значит «кастрюля» или «ковш». В Средней Азии, где было много лошадей, про эти звёзды говорили: «Конь на привязи». А в наших местах назвали эти звёзды Большой Медведицей.

Конечно, медведь и ковш мало похожи друг на друга. Но это только потому, что у медведя короткий хвост. В сказке всё можно сделать. И древние греки придумали такую сказку.

Правил некогда страной Аркадией царь Лаокоон. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете. Рядом с ней померкла даже красота прекраснейшей из богинь, Геры. И тогда богиня Гера рассердилась на соперницу. Гера могла, как волшебница, сделать всё, что захочет. И задумала она превратить пре-красную Каллисто в безобразную медведицу. Хотел заступиться за беззащитную девушку муж Геры - всемогущий бог Зевс, да не успел. Видит - Каллисто уже нет. Ходит вместо неё, понурив голову, мохнатый противный зверь.

Жалко стало Зевсу красавицу. Взял он медведицу за хвост и потащил на небо.

Тащил долго, изо всей силы. И поэтому хвост у медведицы вытянулся.

Дотащив до неба, Зевс превратил уродливую длиннохвостую медведицу в яркое созвездие. Люди с тех пор любуются им каждую ночь и, любуясь, вспоминают прекрасную юную Каллисто.

Недалеко от Медведицы горит в небе Полярная звезда. Найти её нетрудно. 

     Представьте себе на небе черту, проведённую через две крайние звезды Медведицы, как у нас нарисовано. А потом на этой черте отмерьте пять «шагов», таких, как расстояние между звёздами Медведицы. Попадёте как раз на Полярную звезду. Она не такал уж и яркая. Но знать её надо. Она показывает направление на север.

В другой стороне неба есть горстка крохотных звёздочек. Называют их Плеяды. Точно напуганные беспомощные утята на пруду, собрались они вместе.

Их шесть. И вот про Плеяды, Полярную звезду и Медведицу сложили люди в древности такую сказку.

Жили на свете семь братьев-разбойников. Услыхали они, что далеко-далеко, на краю земли, живут семь девушек, семь дружных сестёр, красивых и скромных. Решили братья взять их себе в жёны. Сели на коней и прискакали на край земли. Спрятались. А когда сестры вышли вечером погулять, бросились на них. Одну успели схватить, а остальные разбежались.

Увезли разбойники девушку, но были строго наказаны за это. Превратили их боги в звёзды, те самые, которые мы называет созвездием Большой Медведицы, и заставили сторожить Полярную звезду.

Если ночь тёмная и небо чистое, то около средней звезды «хвоста» Медведицы видна совсем рядом крохотная звёздочка. Это похищенная девушка.

А Плеяды - это оставшиеся шесть девушек. Напуганные, жмутся они одна к другой и каждую ночь робко поднимаются на небо, ища свою сестрёнку.

На другой стороне неба несколько звёздочек рассыпались полукругом, точно половинка венка блестит огоньками. Это созвездие Северная Корона.

Древние греки рассказывали, что жила некогда на острове Крит смелая красивая девушка, дочь царя, по имени Ариадна. Полюбила она отважного воина Тесея и уехала с ним, не побоявшись гнева отца. Но в пути приснился Тесею сон. Снилось ему, что боги приказывают ему оставить Ариадну. Тесей не посмел ослушаться веления богов. С грустью оставил он плачущую Ариадну на берегу моря и поехал дальше один.

Услышал плач Ариадны бог Бахус, взял ее себе в жены и сделал богиней. А чтобы увековечить красоту Ариадны, он снял с ее головы венок из цветов и бросил его на небо.

Пока летел венок, цветы превратились в драгоценные камни, а долетев до неба, заблестели звёздочками.

И люди, глядя на этот венчик из звёзд, вспоминают прекрасную Ариадну.

 

«Почему Луна превращается в месяц?»

        Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»).

 Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

 

 «Почему в дневное время на небе не видны звезды?».

        Днем воздух так же прозрачен, как и ночью, однако звезды не видны. Для объяснения данного явления можно предложить детям вечером из хорошо освещенной комнаты посмотреть на улицу. Сквозь оконное стекло яркие фонари, расположенные снаружи, видны хорошо, а слабо освещенные предметы разглядеть почти невозможно. Но стоит выключить свет, как стекло перестанет служить препятствием для зрения. Похожее происходит и при наблюдении неба: днем атмосфера ярко освещена и сквозь нее видно Солнце, однако не может пробиться слабый свет далеких звезд. Но после того, как Солнце погружается за горизонт, «выключается свет» и можно наблюдать звезды.

 

«Планеты и звезды».

        Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

«Рассказы педагога о планетах». 

Рассказ педагога о Меркурии.

Меркурий легче увидеть в южных широтах: он появляется на небе то вечером (в первых два часа после захода Солнца), то ранним утром (за 2 часа до рассвета). Меркурий, как и Луна, светит отраженным светом. На обращенном к Солнцу полушарии очень высокая температура: Меркурий лишен атмосферы. Возможна ли на нем жизнь человека? Почему? (Высокая температура, нечем дышать).

 Поверхность Меркурия покрыта кратерами.  

Рассказ педагога о Венере

Венера окружена очень плотной атмосферой и мощным слоем облаков. В атмосфере Венеры содержатся опасные для человека газы: метан, аммиак. Венера покрыта равнинами, на ней имеются горы. На горных вершинах есть следы лавы. На Венере наблюдаются сильные ветры, молнии.  

Рассказ педагога о Марсе

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую пламенную звезду и назвали ее в честь бога войны – Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смена времен года. Поверхность Марса состоит из высокогорий и равнин. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры. Кислорода и водяного пара в атмосфере мало, много углекислого газа. На Марсе очень часто образуются очень сильные пыльные бури. На планете есть огромные горы, на которых лежит снег и лед. Но лед не похож на земной. Это сухой лед, который образуется тогда, когда замерзает углекислый газ. Люди на Земле специально создают такой лед, а на Марсе его очень много.

 

«Созвездия».

        Многие созвездия носят свои имена с давних времен. Древние люди вглядывались в ночное время, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи.

 У древних греков существовало такая легенда о созвездиях Большая и Малая Медведица. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку – в малую и взял их на небо…

 Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хорошо виден. Млечный путь (а именно так называется наша галактика) – это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек, и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упали и превратились в звезды, образовав на небе Млечный Путь…  

Рассказ педагога о Юпитере

Юпитер – это планета-гигант: она в 1300 раз больше Земли. Вокруг него клубятся белые облака с запахом аммиака, весьма неприятного для человека. Космические корабли, которые подлетали к Юпитеру, зафиксировали очень сильные разряды молний.

 У Юпитера 16 спутников. Каждый из них — это интереснейший мир со своей историей и своими загадками.

 Приземлиться космическому аппарату на Юпитере невозможно, так как он состоит из газов.

 

Рассказ педагога о Сатурне

        Сатурн – это планета светло-желтого цвета. Планета сплющена у полюсов, так как очень быстро вращается вокруг своей оси. Она имеет газообразную структуру. У Сатурна есть кольца, которых нет у других планет. Колец всего семь. Все они вращаются вокруг планеты. А еще у Сатурна есть спутники. Их 22 и названы они в честь героев античных мифов. Титан, Прометей, Пандора и др.

Дидактические игры

"КОСМОС"

 (дидактическая игра для детей 4-5 лет)

 Цель:

 • учить детей плоскостному конструированию по образцу,

 • развивать мышление, творческое воображение, память

 Количество игроков 1-12.

 Игра состоит из 12 больших карточек с изображением  какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.

 Варианты игры:

 Вариант 1: дети накладывают детали на образец.

 Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.

 Вариант 3: дети конструируют по памяти.

 

 " Угадай по тени" (космическая техника).

Цель:

- К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.

 В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.

 Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.

Варианты игр могут быть такими:

 - взрослый показывает и называет изображение, ребенок рассматривает цветную картинку и находит соответствующий силуэт;

 - взрослый показывает, но не называет изображение, ребенок сравнивает, находит, называет картинку и получает карточку.

 

 

 «Разрезные картинки».

 На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)

 Для начала лучше делать картинки покрупнее.

 Картинки разрезаете на восемь частей.

 Задача ребенка: сложить  все половинки в одно целое.

 На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.  

 Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно     брать сюжетные картинки.

  хвост. В процессе игры вы выучите с ребенком названия животных, проговорите кто как «разговаривает», выучите части тела животного и т.д.

  « Мы изучаем космос».

1-ый вариант игры

Цель: развивать память детей ,внимание, воображение, коммуникативные способности, конкретизировать знания детей о профессии   космонавта, условиями работы в  космосе, космическими обитателями.

Ход игры: (Постройка космического корабля и путешествие на нем.)

Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривает устройство космического корабля. Сверяясь с чертежами, дети строят корабль(выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап.) Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается  смысл этой профессии. Затем  дети занимают места  в космическом корабле и воображают себя  в открытом космосе.

2-ой вариант игры

Цель: развивать внимание, память, воображение; продолжить знакомство с условиями  работы в космосе и планетами.

Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы.

Ход игры:  Педагог предлагает детям занять место в воображаемом   звездолете (предварительно обыгрывается старт звездолета) и отправиться в путешествие  к планетам Солнечной системы. Используя фотографии, рисунки детей, педагог дает характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми ее форма, цвет. Расположение в пространстве .В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия.

     

 «Геометрия в космосе».

В космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы:

- Какие геометрические фигуры вы видите?

- Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?

Чего больше: кружков или треугольников? Квадратов или кружков?

    Игра «Помоги расселить Лунатиков по планетам»

На доске вывешиваются планеты ( Марс, Венера, Сатурн….), на которых записаны числа. Под планетами расположились Лунатик, на обороте которых записаны примеры. Надо решить пример и поселить Лунатика на планету с номером ответа.

  Игра «Найди ракету».

Цель:

-учить ориентироваться в замкнутом пространстве (помещении кабинета), находить и располагать игрушки по инструкциям  педагога;

- Развивать зрительный поиск в макропространстве, закреплять знание основных предлогов, характеризующих местоположение предметом.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти 4 ракеты, расположенные в разных местах кабинета и рассказать, где находятся ракеты, используя пространственные предлоги.

  «Космическая пыль».

Цель:

- учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.

- формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.

Ход игры:

1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:

– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.

- Найдите большую голубую звезду.

- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая?  и т.д.

  «Космическое поле».

Цель:

 - формировать умение детей ориентироваться в макропространстве (на листе бумаги).

- учить показывать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны листа бумаги (по инструкции тифлопедагога).

Ход игры: 

Педагог раздает детям конверты, в которых находятся 5 маленьких изображений и 1-2 большие. Предлагает выложить на доске космическое поле. По инструкции педагога дети выкладывают большие предметные картинки на доске.

Далее садятся за столы и раскладывают картинки, следуя инструкции педагога: - В центр космического поля положи солнце, справа от солнца звезду

и т.д.

 

 

  «Маршрут ракеты».

Цель: 

- развивать у детей зрительное восприятие;

- активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;

- формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.

 Ход игры:

Дети, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:

- Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т.п.

Один ребенок выполняет задание у доски.

 

     «Семейка    слов».

Цель:

- словообразование родственных слов.

Ход игры: 

        Давайте  поиграем  и  образуем  слова одной    семейки  к  слову «звезда».

• Как  можно  ласково  назвать Звезду? (звездочка)

• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

• Как  в  сказках называют волшебника, который  предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

 

                           Космический  обед.

Цель:

Ход игры: 

Продукты питания на космическом корабле хранятся в  тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером  побольше. Из них еду выдавливают.  Все продукты находятся в вакуумной упаковке или консервной банке, а пить можно только через трубочку. Перед использованием консервы и тюбики разогревают, а пакеты с первым и вторым блюдами, разводят водой.

 

«Космическое путешествие».

На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.

 Ход игры: 

Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры:

1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга

2) Игра повторяется несколько раз.

Варианты:

1) Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.

 

 

«Космические разведчики».

Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.

Ход игры:

        Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».

        В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.

После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.

«Что изменилось?»

Цели:

- тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.

Ход игры:

        Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.

        Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.

 

 

 

«Дверная  скважина».

Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.

Ход игры:

        Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игро­ков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.

«Звук  потерялся».

Цель: 

-развитие внимания, развитие фонематического слуха.

Ход игры:

 Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.

 Подвижная игра « Космический полет».

(Дети передвигаются по залу под музыку, на полу разложены обручи из расчета на 1 меньше, чем детей. Музыка замолкает, и дети занимают свободный обруч… не успевший выбывает из игры, воспитатели убирают обруч после каждой остановки музыки. Играют до последнего оставшегося ребенка, который считается победителем.)

  «Кто быстрее до Луны».

 Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл.  Проводится 3-4 раза.

  «Назови ласково».

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с  изображениями

 большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого предмета, например,  звезды и спрашивает,

как он называется. Затем объясняет: «Это  звезда большая. А

как ты назовешь ласково маленькую. Демонстрирует картинку

  Аналогично рассматриваются другие предметы:

Солнце – солнышко

Дождь – дождик

колесо  

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные

множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:  

Планета – планеты

Ракета – ракеты

Космонавт – космонавты

Луноход - луноходы

  «Чего не стало?»

Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование:  предметные картинки

Ход. Взрослый  выкладывает предметные картинки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из них. Ребенок должен отгадать, какая картинка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...