Творческий отчет
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.  

В ходе бесед, и проведения наблюдений выяснилось, что  дети мало интересуются природными явлениями, владеют недостаточным запасом знаний по экологической культуре, пассивно,  а зачастую безответственно относятся к состоянию окружающей среды, не знают правил поведения на природе.  У детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игра, поэтому я решила использовать дидактические игры для ознакомления детей с экологической культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchyot_shirgaevoy.doc209.5 КБ
Office presentation icon shirgaeva.ppt1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок» г. Советский»

Творческий отчёт

по теме: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры»

                                              Воспитатель Ширгаева Е. Г.

Г. Советский-2014г.

Пояснительная записка

"Мы не можем ждать милостей от природы.

 Взять их у нее - наша задача"

(И.В. Мичурин)

     В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на природу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Экологическое воспитание выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек - окружающая среда». Экологическое воспитание признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.  

Проблемы экологического образования были предметом исследований Е.И. Тихеевой, П.Т. Саморуковой, Л.И. Бажович, Г.И. Щукиной, Т.А. Куликовой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, М.М. Марковская и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического воспитания дошкольников.  

Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России – свои в каждом регионе.  Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности, способствует воспитанию у детей любви к природе, желания стать ее защитником, формирует умения бережно распоряжаться богатствами природы.

Цель экологического воспитания - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Актуальность

               В настоящее время особенно актуален вопрос экологического воспитания детей, в связи с экологической безответственностью и безграмотностью не только детей, но и взрослых.  Экологическое воспитание - целостная система, охватывающая всю жизнь человека, и должно начинаться с раннего детства, когда закладываются первые основы миропонимания и нравственно ценностного опыта взаимодействия с предметно - природной средой. Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения их с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями. Поэтому я выбрала данную тему для работы с старшими дошкольниками.  

Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.  

В ходе бесед, и проведения наблюдений выяснилось, что  дети мало интересуются природными явлениями, владеют недостаточным запасом знаний по экологической культуре, пассивно,  а зачастую безответственно относятся к состоянию окружающей среды, не знают правил поведения на природе.  У детей дошкольного возраста ведущая деятельность – игра, поэтому я решила использовать дидактические игры для ознакомления детей с экологической культурой.

Специфической чертой воспитания экологической культуры старших  дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Новый экологический подход в ознакомлении дошкольников с природой выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством научного поиска.

Поэтому целью своей педагогической деятельности по проблеме определила: воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры.

В соответствии с  целью поставлены следующие задачи:

Обучающие:

  • Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  •  Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязи в природе и учет в из практической деятельности.

Развивающие:

  • Развивать экологическую грамотность детей и чувства ответственности  за экологическую обстановку на Земле;
  • Обогатить и расширить представления детей о живой и неживой природе;
  • Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
  •  Воспитывать чувство сопереживания  и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным,  птицам, человеку.
  • Воспитывать любовь,  уважение и привязанность к окружающему миру.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами, детьми и  родителями, гуманное отношение к окружающему миру.

Новизна работы

Новизна состоит в том, что экологическое воспитание старших дошкольников осуществляю через инновационные технологии:

  •  проектный метод;
  •  применение ИКТ;
  •  интегрированный подход. (Экологическое образование дошкольников необходимо проводить на специальных занятиях. Однако элементы экологических знаний дети могут получать и на занятиях по математике, и на занятиях по музыке, по развитию речи, трудовому обучению, изобразительному искусству.)

Использование технологий проектирования и интеграций позволяет эффективно решать важные задачи развития детей дошкольного возраста.

Свою работу я построила в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • принцип системно - организованного подхода, который предполагает скоординированную целенаправленную работу всех педагогов ДОУ;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма. Он предусматривает использование форм и методов, в зависимости от возраста детей;
  • принцип интегративности,  включающий в себя взаимосвязь таких факторов воспитания, как дошкольное учреждение, семья, этнокультурная среда, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными особенностями, общество в целом;
  • принцип базирования на требованиях общеобразовательной программы;
  • принцип опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка предполагающий формирование у дошкольников умение вырастать в конструктивной, изобразительной, музыкальной деятельности свое отношение к действительности.

В работе мною были применены следующие подходы в обучении детей:

  • использование игровых технологий;
  • технология проблемного обучения;
  • технология группового и индивидуального обучения;
  • экологическая сказка.

Знания и использование разнообразных методов, принципов, технологий, приемов позволяет грамотно реализовывать задачи экологического воспитания.

При составлении своей работы я опиралась на исследования Н.А. Рыжовой в области экологического образования дошкольников, исследования С.Н. Николаевой в области формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада И. Л. Саво.

Методы:

  •  информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстрированный) направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации. Заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов и объектов, рассматривании картин и иллюстраций;
  • репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, усвоение способов деятельности, суть которых уже известен;
  •  эвристический метод (частично-поисковый) направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности;
  •  исследовательский метод предполагает самостоятельное решение целостных задач, развитие творческого мышления.

Работа проводилась в три этапа:

  • первый этап подготовительный:  сентябрь 2012г. (анализ литературных источников, проведение первичного мониторинга, подборка демонстрационного и дидактического материала, разработка перспективного плана работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры);
  • второй этап основной: октябрь 2012 г. – май  2014г.(реализация перспективного плана, непосредственная работа с детьми и родителями по воспитанию экологической культуры)
  •  третий этап заключительный – май 2014 г. (повторный мониторинг ЗУН старших дошкольников по воспитанию экологической культуры)

Внедрение разработанного перспективного плана позволяет повысить уровень воспитания экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, дает возможность использовать его в качестве дополнительного пособия.

Содержание работы

Воспитание экологической культуры - новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

Работа  по формированию экологической культуры у старших дошкольников была построена в трех направлениях:

  • Работа с детьми;
  • Работа с педагогами ДОУ;
  • Работа с родителями воспитанников  (взаимодействие с родителями).

Работа с детьми

По формированию экологических знаний использовались следующие формы работы:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • экскурсии, наблюдение на прогулке;
  • экспериментально-поисковая деятельность;
  •  использование подвижных, настольно-печатных, дидактических, сюжетно-ролевых играх;
  • развлечения, конкурсы, викторины;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы
  • реализация проектов.

Работа с педагогами ДОУ

                   Взаимосвязь с педагогами осуществлялась  следующим образом:

  • Разработка единого тематического планирования
  • Участие в реализации проектов
  • Проведение интегрированных занятий
  • Обмен опытом.

          Для успешной реализации проблемы «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры» необходимы следующие условия:

  • Обогащенная предметно-развивающая среда,
  • Взаимодействие с социумом,
  • Интегративный подход к взаимодействию педагогов и родителей.

Работа с родителями

Работа с родителями велась в двух направлениях:

  1. Педагогическое просвещение родителей (консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, папки передвижки, семинар, круглый стол).
  2. Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс группы (участие в проектах, в проведении экскурсий, посещение открытых мероприятий, участие в выставках, в оформлении альбомов).

         Организовывала для родителей консультации и беседы экологического содержания, например «Экологическое воспитание в семье», «О чем говорят растения», «Наши меньшие друзья», «Позаботится о птицах», «Осенние листья нужны природе» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подобрала соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Родители воспитанников проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформила «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

        Рекомендовала родителям занимательные задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр для их применения дома. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

         Богатая информация в родительском уголке, позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение и активное взаимодействие с педагогами. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Покормите птиц», конкурсе «Огород на окне», всероссийском конкурсе плакатов «Сохраним мир», районной природоохранной акции «Марш парков», участвовали в конкурсе «Волшебная книга», где были написаны стихотворения и рассказы, которые дети сочинили сами и так далее).  

            Родители воспитанников активно участвуют в конкурсах проводимых в ДОУ, таких как: «Поделки из природных материалов», «Осенний вернисаж». Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

        Именно мы,  взрослые,  должны всесторонне развивать детей: расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечать разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать жизнь природы, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Развивающая среда

Создание предметной среды осуществлялось на основе следующих принципов:

  • Приоритетность регионального компонента.  В соответствии с этим подобран материал о растительном и животном мире нашего края. Содержание отражено в альбомах и специальной литературе (справочно-информационной). Имеются буклеты для ознакомления детей с живой и неживой природой нашего края. Подобран материал о растительном и животном мире ХМАО, материал из Красной книги ХМАО-Югры.
  • Принцип деятельности. Развитие ребенка осуществляется через разные виды деятельности. В соответствии с этим создана мастерская художественно-творческого труда, где дети занимаются разными видами художественно-творческой деятельности, подобран материал для поиского-исследовательской деятельности.
  • Принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание материалов соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);

  •  Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;

Для развития познавательного интереса подобраны дидактические игры по экологическому воспитанию, которые систематизированы в соответствии с блочно-тематическим подходом.

           Этот подход выражается в том, что содержание экологического материала концентрируется в четырех блоках: «Осень», «Зима», «Весна»,  «Лето». Каждый из которых представлен следующими темами:

  • Знакомство с неживой природой (сезонные изменения в природе, погода, ветер, осадки).
  • Знакомство с растительным миром (деревья,  кустарники,  цветы, лекарственные растения,  овощи,  фрукты, грибы, ягоды, злаки).
  • Знакомство с животным миром (дикие и домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).
  • Знакомство  человека с природой («Уголок природы», «Труд детей на участке и в группе», «Календарь природы», «Правила поведения на природе»).

Взаимодействие с социумом

         Для расширения кругозора и совершенствования знаний детей осуществлялось тесное взаимодействие с социумом. Знакомя старших дошкольников с родной природой, проводились экскурсии в музей- заповедник «Малая Сосьва», в мини-зоопарк, в детскую библиотеку, в Советское Лесничество.

Интегративный подход к взаимодействию педагогов и родителей

           В интеграции принимают участие следующие специалисты: воспитатель группы, воспитатель по изобразительному искусству, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учитель-логопед. Родители принимали участие в проведении экскурсий, к подготовке  конкурсам,  создание развивающей среды в группе.

Содержание образовательной деятельности по

 «Воспитанию экологической культуры старших дошкольников через

 дидактические игры »

       Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, полученных ребенком, наиболее доступные ему: жизнь животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, труд людей в природе в разное время года.  Поэтому, начиная работу по воспитанию экологической культуры старших дошкольников, я решила пополнить знания о природе родного края. Изучив множество методической и художественной литературы,  я оформила библиотечку для детей  – это помогло мне определить объем содержания образовательной деятельности по воспитанию экологической культуры. Весь программный материал   сгруппировала по разделам:

  • о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах;
  • о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы);
  • о человеке как части природы;
  • о культуре поведения в природе.

            Работа по данной проблеме рассчитана на два года: старшая и подготовительная к школе группы. Содержание образовательной деятельности и задачи по воспитанию экологической культуры усложняются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Образовательный процесс в старшей группе

          В старшей группе знакомлю детей с  понятиями о том, какое  место занимает человек в природе; расширяю знания детей о сезонных изменениях в природе, о пользе лиственного покрова для лесных обитателей; показываю результаты воздействия человека на природу; даю понятие детям, о том, что природа – наш общий дом и   для растений, и для животных, и для человека; продолжаю заниматься с детьми исследовательской деятельностью; формирую умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы; воспитываю нормы поведения в природе; учу детей практически защищать «братьев наших меньших» и зеленые насаждения; воспитываю желание – беречь землю, очищать от мусора и украшать деревьями и цветами.  Расширяю представления дошкольников о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знакомлю с понятиями «лес», «луг» и «сад», с комнатными растениями,      способами ухаживания за ними в уголке природы.  Расширяю представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Расширяю представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Знакомлю с птицами. Формирую представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. Использую в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Образовательный процесс в подготовительной группе

    Данный образовательный процесс базируется на знаниях полученных детьми в старшей группе.

Расширяю и уточняю представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизирую представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомлю с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширяю и систематизирую знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Продолжаю знакомить детей с дикими животными. Расширяю представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Расширяю знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомлю с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.). Расширяю представления о насекомых, знакомлю с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в дуплах, ульях).  Развиваю интерес к родному краю. Учу обобщать и систематизировать представления о временах года. Закрепляю умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.  Подвожу детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепляю умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники, не шуметь в лесу и др.).

Формы работы

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Воспитание экологической культуры старших дошкольников осуществляю во всех видах образовательной деятельности: НОД, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.  

Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, ловкость, дисциплинированность, умение находить и принимать решения. В становлении экологического сознания особенное место принадлежит дидактическим играм, в которых сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме:

  • накапливать сенсорный опыт;
  • уточнять представления и знания о свойствах окружающих    

        предметов;

  • развивать умение, выделять сходства и различия;
  • совершенствовать восприятие, внимание, память.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения, является дидактической игрой. Если дидактическая игра включена в познавательный процесс, то она увеличивает его привлекательность для детей, способствует развитию, совершенствованию, развивает детское творчество.

При использовании дидактических игр я придерживалась определенных принципов:

  • следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в тоже время доступна детям;
  • постоянно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко определять правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению, материалу и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) я применяю при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев» и др., организую их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Также я использую игры на подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре — нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: по форме, цвету и др.

В своей работе по экологическому воспитанию я использую  словесные игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, явлениях окружающего мира, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, природные явления, выделяя их характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам и признакам.

Дети очень любят игры на описание, рассказ по картине с показом действий, движений. В таких играх я ставлю обучающую задачу: развивать не только экологическую грамотность и речь детей, но и воображение, и творчество. Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали задуманный объект, прибегает к имитации движений или подражанию движениям животного, его голосу. Например, в «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха и др.). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Данные дидактические игры проводила во всех возрастных группах, но особенно они актуальны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы:

  • игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Да — нет» и др.
  • игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож — не похож», «Кто больше заметит ошибок?».
  • игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом» и др.
  • игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Летает — не летает» и др.

На прогулках широко применяю игры детей с естественным материалом. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камушками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Так, например,  дети узнают, что вода – это жидкость, бывает холодной и теплой, разливается, в ней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки;  что сухой снег рассыпается, а из мокрого можно лепить и т. д.  В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком), беседуя с детьми, помогаю им усвоить некоторые свойства материала. Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, дети знакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд факторов, которые в дальнейшем помогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде, движение воздуха и др.).

Гуляя с детьми обращаю их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности и воображения.

Я стараюсь, чтобы дети принимали непосредственное участие в изготовлении дидактических игр, это им очень интересно. А также в процессе изготовления игр дети закрепляют полученные ранее знания, да и желание поиграть в новую игру, изготовленную с их помощью, очень велико.

После проведения непосредственно — образовательной деятельности по теме  «Как мы можем помочь Матушке-Земле» мы изготовили вместе с ребятами дидактическую игру «О чем говорят экологические знаки?», в этой игре не только запрещающие, но и разрешающие (предписывающие) знаки.

 После проведения непосредственно — образовательной деятельности по теме «Развитие растения и его строение» мы изготовили игры «Путешествие божьей коровки», «Собери одуванчик», «Составь целое», «Что сначала. Что потом».

 А когда дети закрепляли знания о диких и домашних животных, мы придумали игры «Кто где живет», «Найди по описанию», «расскажи, что было бы, если…» (корова оказалась в лесу зимой, медведь очутился зимой на домашнем подворье и т. д.), «Волшебный мешочек» (дети на ощупь узнают животное, попутно рассказывают о нем: где живет, чем питается, о его характерных особенностях). Игры можно проводить на различные темы: «Птицы», «Растения» (садовые, луговые, лесные). Говоря о растениях, дети могут сообщать друг другу об их семенах, частях растения, листьях, о местах, где растут эти растения; большое дерево или маленький куст, кто на нем (в нем) может жить, кто (что) ему приносит пользу или наносит вред, как растения помогают людям (и чем). Участвуя в этих играх, дети понимают, что природа — это не только лес, животные, но и солнце, ветер, небо, камни, земля, вода и все это взаимосвязано. Необходимо, чтобы дети привыкли и приучались заботиться об всем, что видят вокруг себя, беречь не только свою любимую игрушку, но и все, что их окружает — в природе все красивое и интересное. Природа помогает нам жить и радует нас. В детях необходимо воспитывать экокультуру, умение вести себя в природе — в окружающей среде.

Во время ознакомления с блоком «весенних» тем дети знакомятся с комнатными лекарственными растениями. Их применением в повседневной жизни. Особенно важной, на наш взгляд, является тема «Как растут растения». Здесь дети не только знакомятся с частями растения, но и сами сеют семена и выращивают растение. Происходящие этапы развития растения зарисовывались в альбомах. Каждое выращенное самостоятельно растение дети могут высадить в клумбу на участке, на грядку в огороде детского сада, либо забирают домой. Это позволяет воспитывать у ребенка чувство ответственности за посаженное семечко, а в дальнейшем и за выращенное растение.

Также в нашей группе есть «копилка бросового материала». Ребята приносят из дома чисто вымытые баночки из-под йогурта, крышки, пакеты и бутылочки из-под сока, пластиковые бутылки, и мы придумываем им применение. Из этого материала мы изготавливаем пособия для театральной деятельности и сюжетно-ролевых игр, мастерим поделки и сувениры, очень много изготовили выносного физкультурного оборудования для игр на прогулке, даже участвовали в дефиле костюмов из бросового материала. Ребята с радостью помогают мне в этом. Для углубления и закрепления знаний детей нужно использовать любые режимные моменты. Очень много возможностей дает нам прогулка. Воспитатель всегда должен иметь в карманах разноцветные фишки. Ведь игра может начаться спонтанно. Предметом игры во время наблюдений могут быть опавшие листья, деревья, природные явления, насекомые, птицы, времена года: «Когда это бывает?», «Что это такое?», «Назови одним словом», «Что бывает в природе такого же цвета?», «Что было до, что станет после». И даже во время трудовой деятельности можно провести игру — соревнование «Кто больше соберет кучу опавших листьев» и т. д. в этих играх формируется интерес к труду взрослых, желание помочь им, мечты о будущей профессии и начало формирования личности ребенка.

Дидактические игры чаще всего бывают совместные и требуют двух — трех и более участников. Все совместные игры развивают в детях общительность, коммуникабельность, умение строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняться установленным правилам игры.

Конечно, большая помощь и работа в экологическом воспитании требуется и от родителей. Ведь они — образец для подражания. Если родители на глазах ребенка равнодушно пройдут мимо выпавшего из гнезда птенца, ударом топора срубят красавицу — березку, чтобы развести костер, то вряд ли работа воспитателя даст положительный результат. Поэтому воспитатель должен обязательно вести работу с родителями. Проводить консультации, беседы, тематические собрания, викторины и КВНы экологического содержания. А еще каждому ребенку нравятся игры в семейном кругу. А участие взрослых в игре помогает проникнуть им в мир интересов ребенка, и родителям стоит предложить воспользоваться этой возможностью.

Нередко бывает, что взрослые заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться. Я советую  родителям поиграть с ними. Можно поиграть во «вкусные загадки». Ребенок закрывает глаза, а мама кладет ему в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Ребенок хрустит ею, улыбается и отгадывает. А потом называет ее признаки: твердая, хрустит, сладкая. Так и с другими овощами и фруктами. Также можно отгадывать фрукты и овощи на ощупь, называя уже другие признаки: гладкий, круглый, большой и т. д.  

Я — воспитатель! И это требует от меня большой ответственности, я должна пробудить у детей интерес к природе, любознательность, ведь знания и впечатления, полученные в детстве, запомнятся на всю жизнь. Цель моей работы — научить детей правильно вести себя в природе, понять, ценить, любить и оберегать ее. И дидактические игры экологического содержания помогают мне в этом.

Перспектива

  • Изучение воспитания экологической культуры.
  • Создание методического пособия по данной теме.

Мониторинг результативности экологического воспитания старших дошкольников

Мониторинг усвоения детьми материала по экологическому воспитанию проводился в начале работы над проблемой и в завершении реализации перспективного плана по воспитанию экологической культуры старших дошкольников.

Периоды: сентябрь 2012г. – выявление уровня знаний экологической культуры

                   май 2014 год. – выявление уровня знаний экологической культуры

Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы «Капелька».

Диагностический материал: О.Соломенниковой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного образования института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области и С. Н. Николаевой, доктора педагогических наук, доцента НИИ семьи и воспитания РАО, главного научного сотрудника Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков проводилась в форме диагностических занятий, дидактических игр, бесед. При проведении диагностики детям предлагаются картинки, фотографии, дидактические игры.

Результативность.

Проанализировав результаты обследования можно сделать вывод, что из года в год имеется тенденция роста качественного усвоения программы.

В соответствии с возрастными требованиями дети:

В старшей группе – дети имеют представление о том, какое  место занимает человек в природе; расширились  знания о сезонных изменениях в природе, о пользе лиственного покрова для лесных обитателей; сформировано  умение анализировать поступки людей и свои, делают экологические выводы; знают о норме поведения в природе.   Расширились представления дошкольников о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Знакомы  с понятиями «лес», «луг» и «сад». Имеют представление о  комнатных растениях,      способами ухаживания за ними в уголке природы.  Расширились представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Имеют  представления о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге). Знакомы с птицами. сформированы представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках. 

В подготовительной к школе группе – имеют представления о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизированы представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомы с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). Расширились и систематизировались знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.  Расширились представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Имеют представления о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомы с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (например, уж отпугивает врагов шипением и т. п.). Расширились представления о насекомых. Знакомы с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи – в муравейниках, пчелы – в дуплах, ульях).  Развит интерес к родному краю. Научились обобщать и систематизировать представления о временах года. Закрепилось умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.  Имеют представление того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закрепилось умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

Лучше всего детьми усвоены темы:

Старшая и подготовительная к школе группы: мир животных, растительный мир, неживая природа. Это было достигнуто за счет того, что работа по данным темам велась в течении всего года как на занятиях, так и в свободной деятельности.

В результате работы над заявленной проблемой, можно сделать вывод, что   у детей сформирована экологическая культура.

Ширгаева Елена Гиффатовна

Образование : средне-специальное.

В 2014 году закончила Ханты-Мансийский педагогический колледж.

Квалифиционная категория: соответствие занимаемой должностью март 2014 года.

   С 2011 года работаю в МАДОУ д/с «Светлячок» воспитателем.

Повышение квалификации: на базе ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет» в ноябре 2012 году по теме «Модернизация дошкольного образования в контексте ФГТ к структуре ООП» 72 часа.

С 2012 года работаю над проблемой «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ширгаева Елена Гиффатовна Воспитатель МАДОУ детский сад «Светлячок» Педагогический стаж: 3 года Образование: среднее - спецальное

Слайд 2

ТЕМА: «Воспитание экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры »

Слайд 3

Актуальность: В наши дни проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Слайд 4

Новизна проектный метод; применение ИКТ; интегрированный подход.

Слайд 5

Цель педагогической деятельности по проблеме : Создание условий для воспитания экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры.

Слайд 6

Задачи: Обучающие: Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. Познакомить с правилами поведения на природе; Формировать осознанное понимание взаимосвязи в природе и учет в из практической деятельности.

Слайд 7

Развивающие: Развивать экологическую грамотность детей и чувства ответственности за экологическую обстановку на Земле; Обогатить и расширить представления детей о живой и неживой природе; Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Слайд 8

Воспитательные: Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку. Воспитывать любовь, уважение и привязанность к окружающему миру. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопонимание и взаимоуважение между педагогами, детьми и родителями, гуманное отношение к окружающему миру.

Слайд 9

Методы работы с детьми : информационно-рецептивный метод (объяснительно-иллюстрированный) направлен на организацию и обеспечение восприятия, запоминания дошкольниками готовой информации. Заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов и объектов, рассматривании картин и иллюстраций; репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, усвоение способов деятельности, суть которых уже известен; эвристический метод (частично-поисковый) направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам творческой деятельности; исследовательский метод предполагает самостоятельное решение целостных задач, развитие творческого мышления.

Слайд 10

Этапы работы первый этап - подготовительный : анализ литературных источников, проведение первичного мониторинга, подборка демонстрационного и дидактического материала, разработка перспективного плана работы по воспитанию экологической культуры старших дошкольников через дидактические игры; второй этап - основной : реализация перспективного плана, непосредственная работа с детьми и родителями по воспитанию экологической культуры; третий этап - заключительный – итоговый мониторинг достижений старших дошкольников по воспитанию экологической культуры.

Слайд 11

Направления работы по формированию экологической культуры у старших дошкольников : Работа с детьми; Работа с педагогами ДОУ; Работа с родителями воспитанников.

Слайд 12

Формы работы с детьми непосредственно образовательная деятельность; экскурсии, наблюдение на прогулке; экспериментально-поисковая деятельность; использование подвижных, настольно-печатных, дидактических, сюжетно-ролевых игр; развлечения, конкурсы, викторины; чтение художественной литературы; беседы; реализация проектов.

Слайд 14

Формы работы с педагогами Разработка единого тематического планирования Участие в реализации проектов Проведение интегрированных занятий Обмен опытом.

Слайд 16

Условия реализации проблемы : Обогащенная предметно-развивающая среда, Взаимодействие с социумом, Интегративный подход к взаимодействию педагогов и родителей.

Слайд 17

Направления работы с родителями: Педагогическое просвещение родителей (консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы, папки передвижки, семинар, круглый стол). Вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс группы (участие в проектах, в проведении экскурсий, посещение открытых мероприятий, участие в выставках, в оформлении альбомов).

Слайд 18

Основные принципы создания предметной среды : Приоритетность регионального компонента. Принцип деятельности. Принципы научной обоснованности и практической применимости. Принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;

Слайд 19

Содержание материала по блокам осень зима весна лето Знакомство с неживой природой. Знакомство с растительным. Знакомство с животным миром. Знакомство с трудом в природе.

Слайд 20

Взаимодействие с социумом экскурсии в музей- заповедник «Малая Сосьва», в мини-зоопарк, в детскую библиотеку, в Советское Лесничество.

Слайд 22

Программный материал сгруппирован по разделам: о многообразии и разнообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах; о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе (между неживой и живой природой, между объектами живой природы) ; о человеке как части природы; о культуре поведения в природе. Книга о многообразии и разнообразии природных объектов Книга о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе Книга о человеке как части природы Книга о культуре поведения в природе

Слайд 23

Игры с природным материалом

Слайд 24

Настольно-печатные игры

Слайд 25

Игры на прогулках

Слайд 26

Материалы к дидактическим играм руками детей

Слайд 27

Знакомство с растениями

Слайд 28

Поделки из бросового материала

Слайд 29

Участие родителей

Слайд 30

Мониторинг результативности 2012 год

Слайд 31

Мониторинг результативности 2014год

Слайд 32

Наши достижения

Слайд 33

Вывод В результате работы над заявленной педагогической проблемой, можно сделать вывод, что у детей сформирована экологическая культура.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»

Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Творческий отчет "Психолого-педагогическая поддержка семьи в творческом развитии дошкольников"

Психолого-педагогической поддержки семьи в развитии творческого потенциала ребенка очевидна в современных условиях и должна эффективно решаться в условиях образовательных учреждений, в том числе, в ус...

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...