Открытого занятия «Мини-выставка «Коллекция ложек»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Тютюнникова Любовь Алексеевна

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами эксперементирования в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx100.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МБДОУ ЦРР - детский сад №5 «Солнышко»

 

КОНСПЕКТ

открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования

в подготовительной группе
      «Мини-выставка  «Коллекция ложек »

C:\Users\XXX\Desktop\любе\ложки\16 (2).jpg

                                                       

                                                                          подготовила :  воспитатель

                                                                   Тютюнникова Любовь Алексеевна

г. Рыльск  

Познавательно  - исследовательская деятельность:" Мини выставка - коллекция ложек".

Цель: развитие познавательно - исследовательского интереса детей к процессу
открытия    новых   необычных  знаний о знакомом предмете ложке и к культуре своего народа, используя исследовательский метод обучения .


Задачи:

Образовательные: Дать представление об истории и разнообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу)уметь применять ложку по  назначению как предмет быта игры театрализованного реквизита.

Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

Конкретизировать знания о свойствах разнообразных материалов (лёгкая-тяжёлая, плавает-тонет, гнется - не гнется, притягивается- не притягивается магнитом)учить видеть проблему и ставить вопрос уметь доказывать делать выводы высказывать предположения.

 

Развивающие: развивать эстетическое чувство вкуса, ритма, соразмерности; знания о традициях художественных промыслов; развивать познавательную мотивацию ,интерес  к приобретению новых знаний, умение изучать свойства материалов  путем опытов и самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей самостоятельное и добросовестное отношение к труду; чувство прекрасного;  гордости за глубокие исторические и духовные корни нашей страны; любовь к Родине, инициативность артистизм культуру общения со сверстниками.

  


 

          Предварительная работа:


Рассказы подобранные родителями об истории  возникновения  ложек и об основных видах с подбором иллюстраций.

Разучивание загадок, стихов, пословиц, примет посвященных ложкам.
Просмотр информации с интернета,  чтение книг, энциклопедии о  ложках,
рассматривание ложек в нашей коллекции, сравнение  и   применение .
Провели мастер класс по росписи деревянной ложки, узор мы придумывали сами,  
разучивание русских народных песен, игр о ложке .
Фотовыставка    "Хочу все знать ". Создание фотоальбома  " Ложечка точеная,

  .   .
Чтение народных сказок : " Жихарка" , " Маша и медведь". Три медведя
Посмотрели с ребятами мультфильмы
"Маша и волшебное варенье" и "Антошка" в которых ложка играет важную

 роль в жизни героев.
Фильм " Такие разные ложки ".


 Дидактические  игры : "Собери узор"," Узнай по запаху", " Определи на

ощупь ","Какой ложки не стало",  "Тонет не тонет".


Работа с родителями:Родители   с   детьми   из деревянных ложек сделали кукольный театр  где главные герои куклы ложки .

Словарь:  активный, металлический ,  деревянный, пассивный, шероховатый, шершавый, искажение, теплопроводность, электропроводность.


Материалы:
разные виды ложек, компьютер, ложки: городецкая, хохломская, гжель.
4таза с водой ,металлические ложки 26 шт., пластмассовые ложки 26шт.,
деревянные ложки 26шт. ,алюминиевые 12 шт., спиртовка, магнит .







1. Организационный момент (1 мин.):
Под аудиозапись р.н.м.: воспитатель с поклоном встречает гостей

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!
Всем гостям места приметные
В своей группе   отведём,
Ведь сегодня радость светлая
Вместе с Вами мы на выставку коллекция ложек идем
Но ещё не все гости собрались – жду я ребятишек – девчонок и мальчишек!

Под весёлую р.н.м. в зал входит дети.
Воспитатель: 
Поздоровайтесь вы и с гостями нашими!

 Дети здороваются с гостями.

2. Ход       непосредственно –образовательной деятельности

Воспитатель:    Сегодня , ребята,     мы с вами идем на выставку -  коллекция

 ложек,  экскурсоводом буду я ,а    вы   мои    помощники.  

Посмотрите, что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Что захватывает дух!
 

 Эти прекрасные  ложки  в гости к нам пришли, чтобы поведать секреты

 древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть на свете чудо-люди – мастера!
Все эти ложки   не простые – их сделали народные мастера-умельцы. 

Проходите,     присаживайтесь    на     стульчики.
Рассказ        ребенка    (  история,      появления     ложки.)
 Воспитатель :   как вы понимаете     выражения       баклуши ...
Ребенок: заготовки для ложек. А выражения бить баклуши
 Ответы детей: бездельничать лениться
Воспитатель:
Какие вы знаете пословицы и поговорки о ложках ?
Дети: Дорога ложка к обеду .
Ложка не кошка рот не оцарапает.
Запасливый гость без ложки не ходит .
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой разгребешь.
Две чайные ложки на одном блюдце к свадьбе.  
Ложка забытая на столе к гостю.

 
Воспитатель: Какие виды ложек вы знаете ?
Дети:  столовые, кофейные,  чайные, десертные, лабораторные, мерные,

 сувенирные.
Воспитатель: Еще есть апостольские  с изображением святых .
Какие бывают ложки,  из какого материала?
Дети: деревянные, металлические, золотые, серебряные, фарфоровые,  

  керамические, пластмассовые,   стеклянные .


Воспитатель:   Что вы знаете о серебряной ложке?
Ребенок:  она обладает антибактериальным свойством

Дарят на крещения ребенка на  появление первого  зуба  
Воспитатель:   Где используют  ложки?  
Дети: кулинария,      украшения интерьера,     гадают,       как музыкальный

инструмент, в современных салонах красоты ложками делают массаж,  театр

 из  ложек .

          Воспитатель приглашает к волшебному экрану. (Видео)

Воспитатель:   Посмотрите, у нас на выставке есть театр ложек.
Разноцветные ложки:    гжель,   городецкая,    хохлома:

Дети:
1. Мы ложечки знатные, складные и ладные
мы повсюду славимся
мы и вам понравимся!

 

2.Мы весёлые сестрицы,
Играть в прятки мастерицы!
Мы   милы      и    круглолицы, 
мы    все   - расписные,
А улыбки у нас – озорные!

Городецкая:


Привезла я вам поклон
Городецкой песни звон,
Посмотрите на роспись -
Сочность красок манит -
Городецкая роспись
Душу всем веселит .

 
Хохлома :
Золотым и алым цветом
Моя  ложка расцвела
Солнцем, ягодами, летом
Вдруг наполнилась она!
Угадаешь, что за чудо?
Это чудо - ……… .
 
Дети: хохлома

 

 Гжель :

Я - ложечка гжельская
известна на Руси
Керамикой чудесною :
У каждого спроси
Голубизну сквозящую,
Что сердцу так мила
Кисть мастера на ложку
Легко перенесена .

Воспитатель :Все эти ложки расписаны   народной  росписью,
умело нарядно празднично и, глядя на узор мы убеждаемся, что красота

дорога и нужна всем.  
Дидактическая игра : " Выложи цифру "(из пластмассовых ложек).


Физминутка:    с  пластмассовыми ложками

Утром солнышко проснулось .
Нашим  ложкам  улыбнулось,
От  зари и до заката          
Веселятся     все    ребята,
На   качелях покататься   нашим    ложечкам   приятно
мы   на   улицу    пойдем  и   кататься  там  начнем  ?


А сейчас, мои ребятки ,
Поиграем с вами в прятки, 
Ты всем деткам покажись
И за спинку схоронись?

3.Экспериментальная деятельность.


Воспитатель :Жили ложки дружно, чем могли людям помогали ,
но однажды ложки заспорили кто из них важней? Кто из них нужней?

Для разрешения спора я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию 
"Хочу все знать" 
Посмотрите, на столе разложены ложки, сделанные из разных материалов.

Покажите металлическую, пластмассовую, деревянную :

использование магнита ,

 какие они на ощупь, какая поверхность у металлической ложки?  
(гладкая )
Какая поверхность у деревянной ложки ?
(шероховатая, шершавая)
Какая поверхность у пластмассовой ложки ?
(гладкая)

 А теперь все ложки приложите к щеке -
деревянная - теплая
металлическая - холодная (постучите металлическими ложками друг о друга) . 
деревянными  и т.д.
Какой звук?
(глухой, звонкий)
Возьмите каждую в руки ложку и попробуйте сломать -
металлическая - прочная
деревянная и пластмассовая  - хрупкая


Опыт. Показ воспитателя:
   (   вбить гвоздь в деревянную и металлическую ложку
вывод:  деревянная мягкая, металлическая твердая.   )        

 Массаж ложками металлическими.

Опыт "Легкий -  тяжелый ".
опустите все ложки в воду -дети опускают ложки в воду, что произошло,?

( размышление детей , вывод  дерево и пластмасса легкие   поэтому  они не

утонули , металл - тяжелый, он утонул.)
Опыт  "Горит не горит".
(зажечь спиртовку и поочередно нагревать металлическую пластмассовую

деревянную ложки . Дети наблюдают, что произошло ? (пластмассовая

плавится, деревянная

горит, металлическая нагревается).
Опыт   теплопроводимость
(ложки опустили в горячею воду, вывод металлическая ложка обладает

свойством – теплопроводимости)
опыт с детьми:  натереть ложки шерстяной салфеткой  и   приложить

  к мелким  кусочки бумаги- зашевелились.  
вывод : металлическая    ложка   проводит     электричество
Воспитатель: а сейчас мы побываем в комнате смеха. 
стихотворение "Свет мой ложечка скажи"

 держа в руках металлическую ложку смотримся в вогнутую и выпуклую

часть ложки вывод - искажение.
Воспитатель: как много вы сегодня рассказали  о ложках, узнали о

свойствах ложек. Итог экскурсии :  скажите пожалуйста, вам понравилась

наша экскурсия  Дети вокруг   обруча с лентами .  вытягивайте ленточку на себя
Игра" Лучики солнышка". Вопросы: назовите свойства металлической

ложки

Ребенок : твердая, тяжелая, холодная ,притягивает магнит, тепло проводит, электричество
Воспитатель : свойства деревянной ложки

Дети: легкая, теплая, мягкая, горит, красивая 
Воспитатель : свойства пластмассовой ложки

 Дети: хрупкая, легкая, прозрачная ,гнется, плавится, не тонет

4. Итог

Ребенок: 

  Наши деды на Руси -  у любого ты спроси ,

Эту ложку уважали,  из березы вырезали :

Расписная ложка –лаковая ножка .

Красной ягоды глазок,    золотистый завиток.
И для каши,  и для щей нету ложечки важней !                  

        Воспитатель:   Мы      трудились от души ,

                                         Ай да ложки хороши,

                                         А теперь пойдем  плясать,    

                                         Да на ложечках        играть!

                                        Эй ,ложкари, группы ромашка    выходи

Дети становятся в круг, двум ребятам в руки дают по ложке, включается фонограмма :»Ах вы сени» и дети под песню ,передовая ложки по кругу (одну ложку по часовой стрелке,другую против часовой стрелки).Игра повторяется 3-4 раза.

 Ты беги ,скорее ложка Быстро –быстро по рукам

У кого осталась ложка  

 Тот в кругу станцует нам

Воспитатель : я благодарю вас, вы были активными, любознательными, инициативными. У нас сегодня гости ,а мы гостеприимные хозяева, вот эти ложки мы подарим гостям. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (коммуникация) в средней группе "Рассматривание и сравнение ложек"

Программное содержание: Познакомить с видами ложек. Закрепить способы обследования, соответствующие качествам "гладкий","холодный","металлический".Дать детям представления для  чего нужна каждая ...

Создаем театр из ложек

Представлены фотографии на которых изображены театральные куклы из пластиковых ложек и кусочков фетра....

Кукольный театр из пластиковых ложек.

Cоздание кукольного театра, который изготавливается из необычного материала, пластиковых ложек. Делается такой театр быстро, но какая большая польза для развития детей. Кукольный театр создаёт хорошее...

Консультация "Моделирование при помощи деревянных ложек"

Консультация "Моделирование при помощи деревянных ложек"...

мастер--класс "Театр ложек своими руками"

Даетса описание. как можно создать своими руками совершенно необычный театр...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Театр ложек". "Колобок"

Конспект музыкального занятия в средней группе....