Интегрированная организованная образовательная деятельность "Избушка для лисички". Экспериментальная деятельность для детей второй младшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Дьячкова Наталья Владимировна

В данном материале представлен конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад №3 «Радуга»

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Муниципальный конкурс

«Лучший воспитатель года»

Интегрированная организованная образовательная деятельность 

«Избушка для лисички»

Экспериментальная деятельность для детей второй младшей группы.

Воспитатель младшей группы

Дьячкова Наталья Владимировна

(высшая категория)

ЗАТО п. Солнечный

2014 год

Цель:

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Формировать умение обследовать предметы, включая простейшие опыты.

Программное содержание:

Образовательная область « Познавательное развитие»:

Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань), их свойствами. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете, понятиях «один – много».  Развивать тактильную чувствительность. Дать представления о свойствах льда. Развивать память, речь, мышление.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать умение различать и называть материалы и их свойства. Способствовать эмоциональному раскрепощению детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающему. Воспитывать дружелюбие, желание помогать попавшим в беду.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки. Эмоционально точно повторять песенки героев сказки.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Развивать моторику речевого и двигательного аппарата, речевое дыхание.

Материал для занятия: 

Игрушка  – лиса; домики, сделанные из бумаги, ткани, дерева;  деревянные пластины, лоскутки ткани, листочки бумаги для опытов; леечки, подносы. Трафареты следов лисы, бусы изо льда, магнитная доска, разноцветные магниты по количеству детей. Фланелеграф, плоские геометрические фигуры для фланелеграфа (треугольник, квадрат, круг) желтого и синего цвета.

ИКТ-сопровождение: презентация «Ветер», аудиозапись.

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций к ней, проведение опытов в «Уголке экспериментирования», разучивание потешек о солнышке, ветре, игры на развитие мимики, жестикуляции.

Ход занятия:

(Дети вместе с воспитателем входят в группу.)

Воспитатель:

- Ребята, проходите, давайте поздороваемся с нашими гостями. (Дети здороваются.)

(Обращаю внимание на бусы, лежащие на полу.)

-Что это? (Бусы, украшение; индивидуальные ответы детей.)

(Дети трогают бусы.) 

-Из чего они? ( Изо льда.) А вы не знаете, чьи это бусы? Не твои, Таня? Не твои, Милана? И я такие не нашу. Положим-ка мы их в баночку и в корзиночку, вдруг найдётся хозяйка.

- Вот, только где же нам хозяйку бус искать? (Предположения детей.) Придется нам с вами отправиться в путешествие, согласны?

- Путешествие не простое, сказочное. А поможет нам в этом волшебный колокольчик.

Закройте глазки.

Колокольчик зазвени

В сказку нас перенеси. (Звенит колокольчик.)

Открывайте глаза, вот мы и попали в сказку.

Тише, дети, не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса -

Сказка спряталась пока.

Не грусти, улыбнись,

Сказка дарит вам сюрприз. 

(Звучит аудиозапись «звуки леса».

- Ой, дети, что-то у меня руки замёрзли, пока я трогала ледяные бусы? А у вас замерзли? Давайте их погреем, подышим на руки тёплым дыханием. (Дети дышат на руки, дыхательная гимнастика.)

- Вот, почти согрелись ручки, а почему они согрелись? (Потому что дыхание тёплое.)

- Ребята, а что ещё может согреть? (Солнышко.)

- А вот и солнышко, давайте погреем ручки. (На стене на уровне глаз детей прикреплено солнышко.)

Солнышко лучистое, выгляни скорей!

Солнышко, пожалуйста, пальчики согрей!

И на левой ручке, и на правой ручке!

(Дети протягивают руки к солнышку, прикреплённому на стене и рассказывают потешку).

- Солнышко, не твои бусы? (Нет.) Ой, жарко стало. Давайте подуем друг на друга, чтобы стало прохладней. Вдыхаем носиком и выдыхаем через рот, губы сложите трубочкой. (Дыхательная гимнастика.)

- Ребята, а что ещё нас может охладить? (Ветер).

(Подходим к телевизору.)

В жаркий солнечный денёк

Пусть подует ветерок

Вот так, вот так

Пусть подует ветерок.

(Дети машут руками на лицо и проговаривают потешку, одновременно смотрят презентацию на телевизоре).

- Ветер, не знаешь, чьи бусы? (Нет, падает письмо, воспитатель читает письмо.)

Зайку выгнала лиса.

Плачет зайчик, вот беда.

Пес, медведь и петушок

Помогали зайке, вот!

Догадались, вы, друзья

Что это за сказка? ( Да!)

«Заюшкина избушка».

- О ком эта сказка? (Ответы детей.)

- Что в сказке произошло? (Ответы детей.)

- Из чего был домик лисы? (Ответы детей.)

- А домик зайца? (Ответы детей.)

Давайте мы составим домик для лисы и зайчика из геометрических фигур. Подойдите к фланелеграфу. Какие это фигуры? (Круг, квадрат, треугольник.) Какие фигуры нам понадобятся для домика? (Квадрат и треугольник.) А какая фигура лишняя? (Круг.)

Какого они цвета? (Синие, желтые.) 

Из синих фигур составим домик лисы, потому что он был ледяной, а из желтых – домик зайца, потому что он был лубяной, деревянный. (Дети выполняют задание.) Молодцы, у вас получились замечательные домики из геометрических фигур.

- А кто выгнал лису? (Петушок.)

- Как выгонял петушок лису? (Дети имитируют движения петушка и произносят слова.)

Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи,

Хочу лису посечи.

Иди, лиса, вон!

- Как лиса убегала? (Быстро.)

- Ребята, я поняла, чьи это бусы! Это бусы лисы. Она так быстро убегала, что потеряла их. Надо её найти и вернуть бусы, и попросить, чтобы она больше не обижала зайчика.

 Обращаем внимание не следы.)

- Ой, а кто это здесь наследил? Кто-то впереди нас уже пробежал. Вы никого не видели?

 (Идём дальше по следам и находим под ёлочкой лису.)

- Здравствуй лиса, что ты ищешь?

(Говорю от имени лисы):

Лиса:

- Ой – ой – ой, как же мне не плакать, я бусы потеряла.

Воспитатель:

- Мы их нашли и вернём тебе, если ты обещаешь зайчика больше не обижать.

Лиса:

- Не буду больше зайца обижать, мне и так стыдно!

Воспитатель:

- Сережа, доставай бусы из корзинки.

(Беру баночку с бусами.)

-Ой, здесь только вода и ниточка от бус. Куда же они могли подеваться? (Растаяли.)

- Почему растаяли бусы? (От тепла.) Почему нельзя носить ледяные бусы в теплом помещении? (Они растают.)

Лиса:

- Ой, ой, ой, что же мне теперь делать, как же я теперь без бус жить буду?

Воспитатель:

- Не плачь, лисичка, мы тебе сейчас другие бусы сделаем.

Возьмите, пожалуйста, по одному магнитику и прикрепите на веревочку.

(Дети берут магниты и крепят их на приклеенную к магнитной доске веревочку.)

- Ваня, ты сколько бусин прикрепил? (Одну.)

- А ты, Вика, сколько прикрепила бусин? (Тоже одну.)

- А сколько бусин на ниточке? (Много.)

- Лиля, ты прикрепила бусину какого цвета? (Ответ ребенка.)

- А ты, Сережа, какого цвета бусину прикрепил? (Ответ ребенка.)

- Вот, лисичка, посмотри, какие разноцветные бусы дарят тебе дети.

Лиса:

- Большое спасибо вам, ребятки, я обещаю никого не обижать, а домик я построю себе другой. Вот только из чего бы мне сделать новый дом, чтобы он был прочный, крепкий, не растаял бы? Может из бумаги?

Воспитатель:

- Давайте поможем лисе, подскажем, из чего домик лучше построить.

(Предлагаю детям подойти к столу, на котором стоит домик из бумаги.)

- Из чего сделан этот домик? Потрогайте. (Домик из бумаги.)

- Ребята, как вы думаете, домик из бумаги прочный или нет? (Ответы детей.)

- Возьмите листочки бумаги и потяните за концы листа. Что произошло с бумагой? (Бумага порвалась.)

- Давайте посмотрим, что будет с домиком, если подует сильный ветер. Подуйте на домик.

(Дети дуют на домик.)

- Что произошло с домиком? (Домик перевернулся.)

- Давайте посмотрим, что будет с домиком, если польёт дождь.

Возьмите лейки, полейте на домик. Что произошло с домиком? (Промок.)

- Ребята мы проверяли бумагу на прочность - она порвалась, поливали ее из лейки - она промокла, дули на бумажный домик – он перевернулся. Можем мы, посоветовать лисичке построить бумажный домик? Почему? (Домик может порваться; может перевернуться, если подует ветер; может размокнуть от дождя. Домик из бумаги непрочный.)

(Подойдём к столу, на котором стоит домик из ткани.)

- Из чего сделан этот домик? Потрогайте его ручками. (Домик из ткани.)

- Давайте проверим и этот домик. Возьмите лоскутки ткани и потяните за концы.

Порвалась ткань или нет? (Ткань не порвалась.)

- Давайте посмотрим, выдержит ли домик сильный ветер? Подуйте на него.

- Что произошло с домиком? (Домик перевернулся.)

- Давайте посмотрим, что будет с домиком, если пойдет дождь? Возьмите лейки и полейте на домик. Что произошло с домиком? (Он намок.)

- Ребята, ткань не порвалась, но домик из ткани перевернулся от сильного ветра и промок от дождя. Можем ли мы посоветовать лисе домик из ткани?

- Почему лисоньке не подойдёт домик из ткани? (Он переворачивается во время сильного ветра и промокает от дождя.)

(Подходим к столу, на котором домики из дерева.)

- Ребята, а из какого материала сделан этот домик? Потрогайте его.

 (Этот домик деревянный.)

- Давайте проверим и этот дом, проведём опыт. Возьмите деревянные кирпичики и потяните за концы. Порвались ли деревянные кирпичики или нет? (Нет.)

- Давайте посмотрим, что будет с деревянным домиком, если подует сильный ветер. Подуем на домик.

(Дети дуют на домик.)

- Перевернулся домик из дерева? (Нет.)

- Давайте посмотрим, что будет с домиком, если польёт дождь. Польём на домик из лейки. Промок деревянный домик? (Не промок.)

- Ребята, мы увидели, что деревянный домик прочный, не промокает от дождя, сильный ветер его не перевернёт. Можем ли мы посоветовать лисе, построить деревянный домик? (Да, можем.)

- Почему? (Деревянный домик прочный; если подует сильный ветер, домик не перевернётся; он – надёжный не промокнет.)

Лиса:

- Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли мне выбрать прочный, надёжный материал для домика и в благодарность я хочу подарить вам мыльные пузыри. А мне пора домой.

Воспитатель:

- Давайте поблагодарим лисичку и попрощаемся с ней.

- Спасибо. До свидания, лиса.

- Нам с вами тоже пора возвращаться назад. Подойдите ко мне. Закройте глазки.

Колокольчик зазвени

Нас в детский сад скорей верни.

- Открывайте глаза, наше путешествие закончилось.

- Дети, вам понравилось путешествие в сказку?

-Ребята, мы много хороших дел сделали:

Составляли домики из геометрических фигур.

Подарили лисе бусы, рассказали ей, что ледяные бусы можно носить только в морозы, а в тепле они быстро растают.

Помогли лисе определить самый прочный материал для постройки домика.

Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в музыкальный зал.

После занятия дети играют с мыльными пузырями.


Используемая литература:

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
  4. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная НОД (познавательно – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) для детей второй младшей группы. «Стихотворение А. Барто «Кораблик». Элементы опытно-экспериментальной деятельность «Кораблик из бумаги».

Познакомить со стихотворением А. Барто «Кораблик». Совершенствовать выразительность речи. Формировать фонематический слух у детей младшего дошкольного возраста на основе правильного звукопроизношения....

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Как мы солнце спасали»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности для детей второй младшей группы "Как мы солнце спасали"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей второй младшей группы по речевому развитию на тему: «Снегурушка и лиса»

Образовательная область: развитие речиФорма занятия: игроваяЦель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса».Задачи:Образовательные: Познакомить детей с русской...