Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного возраста. Мною использовалось для детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie_nasekomye.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Росток»

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Тема: «Насекомые».

                                                                                               Составил:

                                                                                                воспитатель ОР                  

        Башаркина О.В.

Игрим 2012г

Занятие по ознакомлению с окружающим миром.

Для разновозрастной группы детей с ОВ, с низким уровнем развития.

Тема: «Насекомые» (бабочка, божья коровка, комар, пчела).

Цель: формировать целостное представление о насекомых.

Задачи:

1) углубить и закрепить знания детей о  насекомых с опорой на наглядность;

2) развивать память, внимание и логическое мышление;

3) закрепить порядковый счет;

4) развивать графические навыки и моторику кистей рук;

5) активировать познавательную  деятельность через игровую ситуацию.

Оборудование: иллюстрации бабочки, пчелы, комара, божьей коровки; карточки с изображением насекомых;  иллюстрации улья, воды, травы, цветка для игры «Кто, где живет?»; разрезанные картинки насекомых; карточки для игры «4 лишний»;  мяч;  нарисованный «волшебный цветок», свисток, карточки с изображением солнышка и тучки.

Ход занятия:

I. Организационный этап

− Ребята, посмотрите за окошко. Светит яркое солнышко. Как вы думаете, у солнышка хорошее настроение? А какое настроение у вас? У вас у каждого на столе лежат солнышко и тучка. Тот, у кого хорошее настроение, пусть поднимет солнышко. А тот, у кого настроение не очень хорошее, пусть поднимет тучку. Надеюсь, ваше настроение к концу занятия улучшится, так как нас сегодня ждет много интересного.

Уточнение временных рамок

− Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой сейчас месяц?

Какое время года будет? Какое самое теплое время года?

II. Мотивационный этап и сообщение темы занятия:

- Ребята давайте покатаемся  на веселом паровозике. Посмотрите сколько вагонов у этого паровозика.  Давайте посчитаем их.

- Ребята в этих вагонах вас ждут здания. И я предлагаю вам прямо сейчас отправиться в путешествие.  Мы погуляем по вагонам и узнаем много нового и интересного. Вы готовы? Тогда  отправляемся в путешествие и посмотрим, что же нас ждет в первом вагоне?

-  А в первом вагоне есть пассажиры, но чтобы  узнать кто они, нужно  отгадать загадки.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой

Похлопочет над цветком –

И поделится медком (Пчела).

Летит, пищит

Ножки длинные тащит.

Случай не упустит, сядет и укусит (Комар).

Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел (Бабочка).

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек? (Божья коровка).

С ветки на тропинку,

С травки на былинку

Прыгает пружинка-

Зелёненькая спинка? (Кузнечик).

- Ребята, наши новые друзья  – это пчела, комар, бабочки, божья коровка. А вы знаете, как их можно назвать одним словом? (Насекомые)

- Так вот, ребята, сегодня  мы поближе познакомимся с насекомыми и узнаем о них много нового. Продолжим наше путешествие и заглянем во второй вагон.

III. Основной этап

1) – Здесь нас ждет новое задание, но чтобы его выполнить выслушайте, сначала меня  (изучение нового материала).

- Ребята, у всех насекомых есть голова, грудь, брюшко. Брюшко у насекомых состоит из сегментов, со спинки они похожи на колечки. У большинства насекомых есть крылышки, 6 ножек и усики-антенны, которые являются органами чувств. Насекомые опыляют растения и являются кормом для птиц. Насекомых много и все они отличаются друг от друга.

- Пчелы живут в ульях. Они очень трудолюбивые насекомые. Пчелы делают мед из нектара цветов и опыляют растения. Брюшко у пчел полосатое. Одна полоска черная, другая светло-желтая. Питаются пчелы нектаром цветов, сладким соком растений и медом.

- Комар живет у воды. У комара длинный  носик-хоботок, которым он кусает людей и животных и пьет у них кровь. Но только самки питаются кровью, самцы же предпочитают сок растений

- Бабочки самые красивые насекомые. Они бывают разного цвета. Бабочки имеют 4 разноцветных крылышка. Они живут на цветочках и питаются нектаром цветов.

- Божья коровка живет в траве. Верхние жесткие крылышки красные с черными точками. Если прикоснуться к насекомому, то оно выделит оранжевую жидкость – «молочко», за которое его и прозвали коровкой. Божья коровка – хищник, поедает вредных насекомых – тлю.

- Кузнечик приспособился к жизни на растениях, зеленая окраска скрывает прыгуна среди листьев. На лапках у кузнечика есть крючки, которые позволяют ему удерживаться на травинках и стебельках. Кузнечик тоже хищник, питается другими насекомыми.

2) Игра «Четвертый лишний»

-  Ну вот, а теперь постараемся выполнить задание из второго вагончика.

-Ребята нам нужно найти наших знакомых среди других животных.

-  Все ли наши знакомые нашлись? ( Правильно нет божьей коровки, она отправилась спасть растения от вредителей.)

3) Все молодцы, справились с заданием. А теперь давайте узнаем, что нас ждет в третьем вагоне. А там нас ждет небольшой отдых.

Физкультминутка:

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Видишь, бабочка летает, 
На лугу цветы считает.
— Раз, два, три, четыре, пять.
Ох, считать не сосчитать! 
Задень, за два и за месяц... 
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Даже мудрая пчела 
Сосчитать бы не смогла!

Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком
Хлопки в ладоши
Прыжки на месте
Шагаем на месте
Хлопки в ладоши
Машем руками-крылышками
Считаем пальчиком

IV. Закрепление материала, изученного на занятии.

- Мы с вами отдохнули. А теперь продолжим наше путешествие.

1) Игра «Где, чья тень»

- А теперь я предлагаю вам заглянуть в 4 вагон и посмотреть, что же там есть интересного. А там нас ждет новое задание. Насекомые решили с нами поиграть и спрятались от нас. От них осталась одна только тень. Давайте узнаем, где, чья тень.

- Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием. Но это еще не все.

2) – Ребята,  в 5 вагоне фотографии  наших друзей-насекомых. Недотепа фотограф хотел разослать насекомым их фотографии, но они не помещались в конверт и он их разрезал, а конверты в спешке перепутал. Поэтому нам нужно сложить фотографии, чтобы узнать, кто на них изображен иположить в нужный конверт. Игра «Разрезанные картинки».

- Молодцы, ребята!

3) Игра «Кто, где живет»

- В шестом вагоне нас ждет новое задание. Наши друзья заблудились нужно помочь им отыскать их домики. Для этого нужно посадить насекомых туда где они по живут? (Разложить карточки на изображения: бабочка на цветке, комар у воды, пчела в улье, божья коровка и кузнечик в траве).

- Молодцы, ребята с этим заданием вы справились.  Насекомые вас благодарят.

4) Игра «Кто, что ест»

- Наши друзья проголодались и в седьмом вагоне нам нужно накормить насекомых. Давайте вспомним, чем они питаются. (Игра по типу съедобное – несъедобное воспитатель бросает мяч ребенку называет насекомое , ребенок бросает мяч обратно и говорит чем оно питается).

5)Игра «Найди бабочку»

- Ребята,  скажите, какое насекомое самое красивое. – Бабочка. – Бабочки бывают разных цветов – красные, желтые, оранжевые, синие, зеленые, фиолетовые, розовые. Летом дети любят их ловить, но этого делать нельзя. Ведь крылышки бабочек очень легко повредить и тогда бабочка погибнет. Поэтому в восьмом вагоне мы с вами будем ловить нарисованных бабочек, но чтобы их поймать, нужно сначала найти их среди других насекомых Я раздам вам картинки. Вам необходимо зачеркнуть только бабочек на этом рисунке.  Поторопитесь ведь время у вас немного, как только паровозик просвистит, нужно закончить ловить бабочек. А потом посчитаем, кто, сколько бабочек поймал.

- Молодцы, ребята.  Я вами очень довольна и предлагаю заглянуть в 9  вагон.

V. Повторение пройденного

 - Это последний вагон и наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, с кем мы сегодня подружились?

- А в последнем вагоне нас ждет «волшебный цветок». Насекомые очень любят цветы. Давайте посадим насекомых на этот цветок и вспомним, что нового вы узнали о них?

VI. Подведение итогов

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какое у вас сейчас настроение? Оно стало лучше?

 - Вы сегодня хорошо занимались.  Я  говорю вам большое спасибо за работу. Занятие окончено.

Используемая литература:

1).О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» (Санкт-Петербург, «Детство пресс», 2004);

2).М.В. Лахтина «Я познаю мир» (Москва, ООО «Издательство Астрель», 2004);

3).Что такое. Кто такой» (Москва, Педагогика-Пресс, «Современная педагогика», 2001)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...