Экологическая викторина "Умники и умницы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Уточнить, расширить и закрепить знания детей о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина :« Умники и умницы »
Камаева Наталья Николаевна
Воспитатель МБДОУ д/с «Теремок» комбинированного вида
Г.Ардатов, Республика Мордовия
Цель: уточнить, расширить и закрепить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, развивать логическое мышление, память, находчивость, внимание, речь, быстроту реакции. Воспитывать чувство товарищества , уважения к партнёрам и соперникам по игре.
Дети делятся на две команды : мальчики – команда «Звери» ( 6 человек),
Девочки – команда «Птицы) (6 человек)
Жюри оценивает команды так : если команда сделала всё быстро и дала правильный ответ, то получает 3 балла. 1 балл от общих очков отнимается в случае неправильного ответа. Ещё 1 балл отнимается за, то если команда прибежала последней.
Ход занятия:
1 ТУР – ЗАГАДАЛКИ (домашнее задание- выучить загадки ). Каждый ребёнок загадывает своему сопернику загадку о диком животном или птице, отгадавший получает лепесток-картинку с отгадкой. Оценка 3 балла.
Команда «Звери» (мальчики) загадывают команде «Птицы» (девочкам)
Загадки о птицах:
1 Что за птица над рекой резвится,
В воду кидается, рыбой питается? (Чайка)
2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат. (Цапля)
3.Серосиний, красногрудый.
В зимних рощах обитает,
С первым снегом прилетает. (Снегирь)
4. Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло – спать летит в дупло. (Сова)
5.Хоть я и не молоток – по дереву стучу,
В нём каждый уголок обследовать хочу,
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
6.Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет – крошки собирает,
В полях ночует – зерно ворует (Воробей)
Команда «Птицы» загадывает загадки о диких животных команде «Звери»:
- Кто зимой холодной ходит злой голодный? (волк)
2.Зимой спит, летом улья ворошит? (медведь)
3.Не мышь, не птица, - в лесу резвится,
На деревьях живёт и орешки грызёт? ( Белка)
4.Нам нужны иголки для шитья,
А кому нужны иголки для житья ? (ежу)
5.Угадай-ка, кто такая : вся горит ,как золотая,
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой? (Лиса)
6.Под пятачком торчат клыки, страшнее нет клыков
И смогут только смельчаки сказать, кто он таков? ( Кабан)
2 ТУР – РАССУЖДАЛКИ. Д.И. Кому что по вкусу?»
Каждая команда получает карточку-круг с заданием – подобрать каждому животному/птице корм по вкусу. Оценка 3 балла – за скорость + 3 балла за безошибочные ответы.
Команда «Птицы» составляет пищевые цепочки : Чайка питается рыбой, цапля питается лягушками, снегирь – рябиной, воробей – зерном, сова ловит мышей, дятел питается жуками-короедами.
Команда «Звери» составляет пищевые цепочки: Медведь питается малиной, белка – орешками\. Кабан – желудями, Лиса ловит мышей, волк ловит зайцев, ёж питается жучками.
3 ТУР – ДОГАДАЛКИ. Игра «Выбери правильно дорожку»
Ведущий: Прошла половина нашей игры, я прошу Вас не переживать тем кто проигрывает. А сейчас давайте встанем в колонны по одному и продолжим игру. Представьте , перед вами лес и чтобы пройти в этот лес впереди находятся 4 тропинки. Определите по какой тропинке мы должны пройти и обоснуйте свой выбор. Жюри оценивает правильность ответа – 3 балла.
- Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьёв.
2.По узкой тропинке тоже нельзя идти – между деревьями паук сплёл свою паутину.
3.Возле третьей тропинки растёт кустарник, а на нём – гнездо с птенцами. Здесь можно пройти, но очень тихо и не трогать птенцов.
4.На четвёртой – большой костёр.
Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по четвёртой тропинке, но сначала нужно потушить костёр ( водой или засыпать песком, землёй)
Ведущий: Молодцы, ребята, Костер мы потушили и теперь я могу назвать следующий тур нашей игры:
4 ТУР – ДОГОНЯЛКИ. Д.И.»Живая и неживая природа» Жюри оценивает скорость – 3 балла + 3 балла если вся команда выполнила без ошибок задание.
Команды встают в колонны по одному и получают задания:
«Звери» – найти и принести картинки с объектами неживой природы,
«Птицы» - найти и принести картинки с объектами живой природы.
Дети бегут по одному к столу, находят нужную карточку и убегают в конец своей колонны.
5 ТУР – НАЗЫВАЛКИ (для капитанов команд) Д.И. «Кто последний?» Оценка 3 балла.
Капитаны соревнуются в назывании животных (Диких или домашних), побеждает тот, кто последний назвал животного. Допускается один раз помощь команды и один раз помощь зала.
6 ТУР – ОБГОНЯЛКИ. Жюри не прибавляет баллы, а отнимает от общего набранного количества баллов за каждый неправильный ответ отнимает 1 балл .
Каждая команда отвечает на вопросы ведущего. Хоровые ответы детей.
Вопросы для команды «Звери»:
1.У какого животного есть иголки? ( у ежа)
2.Кто в лесу всю зиму спит? (медведь,ёж)
3.В какое время года на деревьях распускаются листья ? (весной)
4.Лев – дикое или домашнее животное? (дикое)
5. Какое животное можно назвать длинноухим -? (зайца)
6.Какого цвета листья на деревьях осенью? (желтого)
7.Чем покрыто тело птицы? (перьями)
8.Сколько ног у жука? (6)
9.Назовите детёныша коровы. (теленок)
10.Что растёт в огороде? (овощи)
11.Назовите домашних птиц, которые умеют плавать . (утки,гуси)
12.Где живёт рыба? ( в воде)
13.Назовите время года, идущее после осени ? ( зима)
14.Какое дерево летом и зимой остаётся зелёным ? (ель, сосна)
15.Каким цветом белка зимой? (серым)
16. Назовите съедобный гриб.
17. Кто строит гнездо? (птица)
18.Назовите любое насекомое.
19. В какое время года птицы улетают на юг? (осенью)
20.Береза – это растение или животное? (растение)
21.Назовите детёныша овцы. (ягнёнок)
22.Назовите хищную птицу.
23. Лось – это хищное или травоядное животное? (травоядное)
Вопросы для команды «Птицы» :
1.У какого дерева есть иголки ? (ели,сосны)
2.Каким цветом заяц зимой? (белым)
3.Сколько ног у птицы? (две)
4.В какое время года собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
5.Назовите любое лекарственное растение.
6.Кто живёт в норе? (лиса)
7.Назовите ядовитый гриб .
8.У каких животных есть рога и копыта? (корова, лошадь, лось, олень и др.)
9.Слон – это хищное или травоядное животное? (травоядное)
10.Как называется красненький жучок с черными точками? (Божья коровка)
11.Назовите время года, идущее после весны? (лето)
12.Назовите детёныша собаки. (щенок)
13.Кто живёт в берлоге? (медведь)
14.Где живёт белка? (в дупле)
15. Назовите лиственное дерево с белой корой . (береза)
16.Назовите зимующую птицу.
17.Чем покрыто тело рыбы? (чешуёй)
18.Назовите животного грызуна (белка,заяц, мышь)
19.Где растут овощи? ( в огороде)
20.Как ещё называют нос у птицы? (клюв)
21.Какого цвета листья на деревьях летом? (зелёного)
22.В какое время года птицы прилетают к нам с юга? (весной)
23.Назовите птицу, которая не высиживает свои яйца, а подкладывает их в чужие гнезда?
(появляется кукушка)
Ведущий:Кукушка, а ты что тут делаешь?
Кукушка: А я услышала, что вы меня зовёте, вот и прилетела к вам, принесла я вам ,ребята,
Яички да не простые а с сюрпризами.
Ведущий: Молодец, кукушка, это ты хорошо сделала. Наши ребята это заслужили.
Кукушка: Но, я их вам не отдам, пока не услышу песню
Ведущий: Ребята, споём кукушке нашу песню «Просьба»
Ведуший: А пока мы песню поём, жюри должно подсчитать очки и определить команду-победителя нашей игры-викторины «Умники и умницы»,
Далее дети читают стихи:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету,
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей!
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами ,цветами,
Такая планета нужна нам с Вами.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним, тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Все: Мы обращаемся к народу – берегите ВЫ природу!!
Кукушка: Ребята, как вы хорошо сказали, я с вами согласна, что надо беречь всех живых существ и растения и животных, и жить только в согласии с природой. И за это я хочу вам раздать яички, они не простые, а с сюрпризом.
Далее жюри объявляет команду – победителя.
Ведущий: Ребята, сегодня на нашей игре вы показали свои лучшие знания и умения и оправдали название нашего занятия «Умники и Умницы». Скоро вы пойдете в школу и я хочу пожелать, чтобы вы оставались такими же умными и знающими, добрыми и милосердными ко всему тому, что вас окружает, берегите и охраняйте братьев наших меньших.
Запомните, ребята, будущее нашей Земли зависит только от наших с вами поступков!
Берегите эти Земли, эти воды
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Евтушенко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"
Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...
Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"
Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....
Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».
Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....
Экологическая викторина "Умники и умницы" для детей старшего дошкольного возраста
Викторина поможет закрепить у детей знания о весенних приметах, расширить представление о первых весенних цветах....
Экологическое развлечение для подготовительной группы «Умники и умницы»
Экологическое развлечение для подготовительной группы«Умники и умницы»Цель: вызвать интерес к познанию экологии.Программные задачи:v Сформировать необходимые экологические...
Экологическая викторина «Умники и умницы»
Цель: сформировать знания о родной природе.Задачи: вызвать интерес к познанию, закрепить знания о животных,растениях, птицах, записанных в Красную Книгу Российской области;выявить знание детей о худож...
Экологическая сказка «Как Умница, Ёлочка, Тихоня и Шалун лес спасли и детей уму разуму научили». Автор-Ушакова М.А.
Все дети любят сказки. Прочитайте им экологическую сказку. Это позволит им не только послушать интересную историю, но и углубить знания экологической направленности....