Весна-время перелетных птиц .
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
окружающий мир развитие речи
занятие направленное на - развитие интереса к представителям живой природы;
на развития внимания при решении игровых и творческих заданий
на развитие коммуникативных качеств дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
весна время перелетных птиц | 27.06 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Логинова Юлия Марковна
ГБДОУ №356 Московского района
г .Санкт-Петербурга
Конспект занятия в старшей группе
на тему "Весна-время перелетных птиц"
Цель – закрепление и расширение знаний детей о перелетных птицах и представлений детей о весенних изменениях в неживой природе.
Задачи:
*образовательная:
- уточнять и расширять кругозор детей о перелетных птицах;
-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- продолжать учить высказывать собственные суждения;
* развивающая:
- развивать интерес к представителям живой природы;
- расширять активный понятийный словарь воспитанников;
- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
- поощрять оригинальность образов воображения;
- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения.
*воспитательная:
-воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное
отношение к ним
- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.
Ход занятия.
Содержание
– Дети, послушайте пожалуйста стихотворение И.Никитина
Полюбуйся весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
– Дети, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне)
– Почему вы так решили? (журавли летят, ручьи шумят, птицы гнезда вьют)
– Давайте вспомним, какие приметы весны вы еще знаете? (тает снег, появляются сосульки, подснежники). Как называется место где уже видна земля, прошлогодняя трава? (проталина).
- На проталинах появляются первые перелетные птицы.
Давайте познакомимся с этими птицами .
Я вам буду загадывать загадки а вы попробуйте их отгадать
- Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)
Грач. Самые первые к нам прилетают черные грачи. Они первые вестники весны. Грачи крупные птицы, покрыты черными перьями. У них крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.
– Только у одних грачей клювы черные, а у других белые, как вы думаете почему? (ответы детей). Как птицы добывают себе корм? (долбят клювом землю). С белыми клювами – это старые грачи, они много поработали клювами добывая себе червей, поэтому клювы у них и побелели. Значит с черными клювами какие грачи? (молодые, потому что они мало еще рылись в земле).
Следующая загадка:
- Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
А вы знаете, как в народе скворцов называют? («егор», «егорка»).
Песня у скворца громкая и по-весеннему весёлая. К тому же они искусные пересмешники: в их песне можно услышать отрывки из песен других птиц, кваканье лягушек и даже лай собак. Подражают скворцы и человеческому голосу, а в неволе они легко обучаются произносить слова, а порой и целые фразы.
Скворцы охотно селятся в скворечники. Но если он занят воробьями , скворцы общими усилиями заставляют непрошеных квартирантов покинуть скворечник.
«Увидел скворца, знай – весна у крыльца»
Еще загадка
- В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
Кукушка подкладывает свои яйца в чужие гнезда, найдя подходящее гнездо, она следит за его хозяевами. Затем, улучив момент, когда хозяева улетают, подкладывает яйцо. На подложенное яйцо разные птицы реагируют по-разному: большинство птиц выбрасывают чужое яйцо из гнезда, другие бросают гнездо с полными кладками, а некоторые птицы не замечают подлога.
- Прилетает к нам с теплом путь проделав длинный,
Лепит домик над окном из травы и глины. (Ласточка)
Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.
Гнездо ласточка сооружает из глины или из земли, склеивая ее своей слюной. Внутри оно выслано мягкой растительной ветошью и перьями.
- Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней, кто же это?... (Соловей)
Соловей. Прилетает в первой половине мая, и вскоре можно слышать его замечательную звонкую трель. Пение соловья продолжается до конца июня. В конце мая — начале июня можно встретить гнезда с яйцами, а во второй половине этого месяца — с птенцами. Гнездо соловей строит обычно прямо на земле.
- Дети, о каких птицах были загадки (о перелетных). А каких перелетных птиц вы еще знаете? Почему их так называют
А теперь давайте немного отдохнем
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают. Дети прыгают,
Крошки птички собирают. «клюют»,
Перышки почистили, изображают,
Клювики почистили.
Птички летают, поют, машут руками,
Зернышки клюют. Приседают и клюют
Давайте ребята немножко поиграем я буду начинать а вы продолжайте
Лексическое упражнение “Назови ласково”
Птенец — птенчик
перо — перышко
голова — головка, головушка
соловей — соловушка
шея — шейка
жаворонок -- жаворонушек
крыло — крылышко
скворец — скворушка
гусь — гусек, гусенок
утка — уточка
лебедь — лебедушка
гнездо — гнездышко
журавль — журавушка, журка,
трясогузка — трясогузонька
аист — аистенок
цапля — цапелька.
– Как вы думаете, чем в первую очередь будут заниматься птицы, вернувшиеся на родину? (строить, вить гнезда).
Что им для этого понадобится? (сухая трава, кусочки ваты, веточки и т.д.)
А где строят, вьют гнезда птицы? (на деревьях, на кустах, под деревьями и т.д. – показ картинок).
А для чего птицам гнезда? (откладывают яйца, выводят птенцов). Птенцы появляются на свет беспомощными.
Как родители заботятся о них? (согревают своим теплом; прячут под крыло, защищая от непогоды; кормят их и т.д.)
Игра «Определи, чьё гнездо?»
– Дети, а какие правила нужно соблюдать придя в лес, по отношению к птицам? (не ловить, не уносить с собой птенцов; не брать в руки яйца, птицы могут покинуть свое гнездо; не разорять гнезда и т.д.)
Итог занятия.
О ком мы сегодня с вами говорили?
Какие птицы прилетают к нам весной из теплых стран?
Птицы приносят большую пользу в природе.
Они поедают вредных насекомых. Поэтому птиц нужно беречь.
Зимой мы птиц подкармливали. А летом птицы сами могут находить себе корм. Птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности логопеда с детьми старшего возраста по лексической теме " Перелетные птицы" . "Помоги птицам"
Конспект логопедического занятия с детьми старшеговозраста....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
Перелетные птицы. Рекомендации родителям по расширению и закреплению знаний детей о перелетных птицах.
Расскажите детям о перелетных птицах весной. На прогулках, по дороге в детский сад, послушайте пение птиц, проведите беседу, расскажите детям о их образе жизни, чем они питаются. Можно даже ...
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»
Календарно-тематическое планирование на тему: «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету»...
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа
НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира). Тема: «Перелетные птицы нашего края. Водоплавающие птицы. Подготовка к отлету и отлет птиц»
Конспект занятия по "Познавательному развитию"...