Проект "Экологическая безопасность"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Проект "Экологическая безопасность". Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_bezopasnost.docx | 27.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Экологическая безопасность»
Формирование основ экологически грамотного, безопасного поведения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Аббазова М.Н.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Главная цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе.
Участники проекта:
- дети средней, старшей группы «Бельчата»
- воспитатели;
- родители;
Вид проекта: долгосрочный
Цель проекта:
Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы. Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к природе, формирование созидательного отношения к миру.
Задачи проекта:
• формирование представлений о безопасности жизнедеятельности, первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;
• развитие познавательного интереса к миру природы;
• воспитание гуманного, эмоционально положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
• учиться грамотно, защищать природу и бороться за её сохранение; показать роль охраняемой природной территории в сохранении биоразнообразия региона;
• определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва;
• воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
• формирование представления о сезонных явлениях в природе.
Продукты проекта:
Стенды, фотографии, выставка детских рисунков на тему «Безопасность, Природа, Ребенок», исследовательские работы, выставка методической литературы и презентаций: «Региональные компоненты», конкурс «Лучшая кормушка», цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, газеты экологические и по безопасности, экологические знаки, памятки для родителей «Правила безопасности друзей природы», фонотека дисков с познавательным материалом о природе, мультимедийные презентации, видеоролик «Безопасность в природе».
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
- постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
-сбор информации о состоянии экологического воспитания детей, диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- анкетирование родителей, сбор анализа.
Основной этап:
- проведение тематических, комплексных занятий;
- в повседневной жизни;
- изготовлении эколого-дидактических игр, экологических зон в группе; наглядности;
-целевые прогулки, экскурсии;
- работа с родителями.
Заключительный этап:
- обобщение результатов работы;
-закрепление полученных знаний;
- составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края, биоразнообразия региона.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретут свои собственные знаки.
4. Дети будут узнавать, и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
5. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.
6. Ребята узнают много интересного из жизни растений и животных.
7. Сформируется представление о том, что нельзя делить объекты природы ( растения, насекомых, животных, птиц) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
8. Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе.
9. Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
10. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
11. Повысится компетентность родителей в вопросах безопасности детей дошкольного возраста.
Ресурсы проекта:
1. Материал флоры и фауны ХМАО – Югра : иллюстрации, коллекции, проспекты, гербарии.
2. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников : Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», Рыжова « Экологическое развитие детей в детском саду» и другая методическая литература по экологическому развитию дошкольников в ДОУ.
3. Уголки природы в возрастной группе.
4. Цветник и огород группы для организации труда в природе.
5. Вся территория сада с природными объектами.
8. Опытническая зона в группе . Огород на окне в группе.
9. Видеотека с собранием дисков познавательного материала по разным направлениям объектов природы.
Содержание проекта. Деятельность с детьми в группе и дома.
1.Наблюдения в природе за живыми и неживыми объектами.
2. Походы и экскурсии на природу.
3.НОД
4.Чтение художественной литературы (Экологические сказки).
5.Знакомство с народными пословицами, приметами, календарём.
6.Изготовление поделок из природного материала. Изобразительная деятельность.
7.Придумывание и загадывание загадок.
8.Настольно-печатные и дидактические игры природоведческого характера.
9.Рассматривание сюжетных и пейзажных картин. Рассказы по серии картинок.
10.Природоведческие познавательные беседы.
11.Экспериментирование с природным материалом, исследования.
12.Коллекции природного материала.
13.Трудовая деятельность на природе: сбор урожая помощь в выращивании плодовых культур, сбор трав и листьев для гербария и поделок, окапывание клумб, уход за растениями.
14.Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
15.Просмотр дисков, мультимедийных презентаций, видеоролик .
16.Составление правил безопасного поведения в природе: с живыми и неживыми объектами.
17.Изготовление экологических знаков.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;.
- Беседы за круглым столом;
- Родительские собрания в нетрадиционной форме: деловые игры, бюро педагогических услуг;
- Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь «Интересные даты» – совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке;
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок - передвижек.
Результаты реализации проекта:
Повысилась компетентности родителей на 46%, обеспечила преемственность между семьёй и ОУ в вопросах организации безопасности жизнедеятельности старших дошкольников. Вовлеченность родителей в образовательный процесс увеличилось на 25%.
Разработали и апробировали перспективный план работы с детьми и родителями, критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами поведения в природе.
У воспитанников повысился уровень сформированности представлений о безопасности жизнедеятельности, представления о сезонных явлениях в природе.
У детей повысился интерес к объектам и явлениям природы. Ребята узнают особенности природы родного края. Стали бережно относиться к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к миру природы.
Список использованной литературы:
- Авдеева, Н., Князева, О., Стеркина, Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для ДОУ. / Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. -М.1998с.
- Гончарова,Е.В. Региональная программа. Экология для малышей[Текст]/ Гончарова Е.В. – Тюмень, 2000с.
- Гончарова,Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства./Гончарова Е.В. Монография. Ростов-на-Дону, 2001.
- Гончарова,Е.В Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования./ Гончарова Е.В. Монография.-М.2005.
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...
Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...