КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Занятие проводилось с детьми подготовительного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие». Целью занятия было познакомить детей с физическими свойствами воды, ее назначением в природе; познакомить детей с глобусом; развивать навыки анализа и сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы; воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей среде
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
воспитателя с детьми подготовительного возраста
по реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»
Составлен
воспитателем 1-ой категории
5 группы ГБДОУ № 60 Невского района
Е.И.Андреевой
Санкт-Петербург
2015 г.
Программное содержание:
Формирование представлений детей о круговороте воды в природе через изучение физических свойств воды.
Цель:
- познакомить детей с физическими свойствами воды, ее назначением в
природе;
- познакомить детей с глобусом;
- развивать навыки анализа и сравнения, умение решать познавательные
задачи и делать выводы;
- воспитывать наблюдательность, внимание к окружающей среде;
- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, круговорот
воды.
- воспитывать бережное отношение к воде; вода – ценный природный дар,
воду надо беречь.
Материал: прозрачные стаканы, сок, молоко, чайные ложки, кусочки льда, термос с кипятком, зеркало, плакат с изображением круговорота воды в природе, разрезанные картинки с изображением разного состояния воды для игры «Собери пазлы».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приготовила вам сюрприз. Чтобы узнать, что же спрятано под салфеткой, я загадаю вам загадку, а вы должны хорошо подумать и отгадать ее.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды)
Воспитатель убирает салфетку, на столе стоит графин с водой.
Воспитатель: Дети, вода – это настоящее чудо природы, благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо на Земле не обходится без воды.
А как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?
Без пищи человек может прожить 49 дней.
А сколько дней человек может прожить без воды?
Без воды человек может прожить не больше 3-х дней!
Скажите, а где используется вода?
(ответы детей)
Воспитатель: (показывает глобус) Ребята, посмотрите, это глобус. А кто знает, что такое глобус?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это маленькая модель нашей Земли. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша.
Ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Почему на глобусе так много голубого цвета? Что обозначает голубой цвет?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, потому что большую часть Земли покрывает вода, а голубой цвет обозначает воду. На Земле много воды, она занимает большую часть нашей планеты. На Земле 4 океана и 30 морей.
А хотите узнать, какие свойства имеет вода?
Давайте превратимся в юных экспериментаторов и посетим нашу лабораторию. Оденьте шапочки.
(дети переодеваются)
Опыт 1.
Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к кувшину и понюхаем, чем же пахнет вода?
(дети нюхают воду, отвечают)
Правильно, вода ничем не пахнет.
Значит, делаем вывод:
вода не имеет запаха.
Опыт 2.
Воспитатель: Теперь познакомимся со следующим свойством воды. Посмотрите, я переливаю из кувшина воду в стакан. Какая она?
(ответы детей)
Верно, вода вытекает из кувшина в стакан.
Делаем вывод:
вода текучая.
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, если я насыплю сахар в кувшин с водой и размешаю, что произойдет?
(ответы детей)
Правильно, сахар должен раствориться. Давайте проведем этот опыт.
(дети наблюдают за действиями воспитателя)
Итак, что мы увидели?
(ответы детей)
Правильно, сахар растаял, он растворился в воде.
Значит, делаем вывод:
вода является растворителем.
Опыт 4.
У каждого ребенка стакан с водой и с соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус.
Какой он?
(ответы детей)
Правильно, сладкий.
Затем воспитатель предлагает детям попробовать воду.
Какая вода на вкус?
(ответы детей)
Правильно, у воды нет вкуса – она безвкусная.
Значит, мы делаем вывод:
вода не имеет вкуса.
Опыт 5.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком, чайные ложки.
Воспитатель: Дети, давайте опустим в молоко чайную ложку. Посмотрите, видим мы ложку в молоке?
(ответы детей)
Правильно, ложка в молоке не видна, потому что молоко не прозрачное.
Теперь опустим ложку в воду. Видна ложка в воде?
(ответы детей)
Правильно, в воде ложка видна, потому что вода какая…?
(ответы детей)
Верно, прозрачная. Значит, делаем вывод:
вода прозрачная.
Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояния одновременно: в жидком, твердом и газообразном.
Я хочу рассказать вам сказку о путешествии капельки.
«Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упали они на землю и образовали лужу. Теперь капелька со своими подружками стали купаться и веселиться в луже…»
Скажите, в каком состоянии находится капелька сейчас? В жидком или твердом?
(ответы детей)
Правильно, в жидком.
Вода в виде дождя из туч падает на землю.
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с капелькой изобразим дождик. Встаньте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам!
Действия: Шаги на месте, притопывая.
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек.
Действия: Прыжки на месте
Дождь! Дождь! Мочит нас,
Все под крышами сидят.
Действия: Присели, хлопки в ладоши над головой
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
Действия: Шаги на месте.
Воспитатель: Итак, продолжаем слушать сказку о путешествии капельки.
«…После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла и капелька превратилась в льдинку. Ее подружки нарядились в красивые платьица и падали на землю уже снежинками. Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться..»
Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, на реках образуется лед и когда выпадает много снега?
(ответы детей)
Правильно, конечно мы не скучаем, ведь зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.
Все это можно делать только зимой. Почему?
(ответы детей)
Конечно, потому что зимой есть снег и лед.
А в каком состоянии находится капелька зимой? В жидком или твердом?
(ответы детей)
Верно, в твердом состоянии.
Опыт 6.
«Лед – это твердая вода»
Воспитатель предлагает детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают и превращаются в воду.
Дети, что осталось на ладошке?
(ответы детей)
Да, лед растаял, и на ладошке осталась вода.
Значит, мы можем сделать вывод: лед и снег, это тоже вода, только в твердом (замерзшем) состоянии.
Воспитатель: Продолжаем слушать нашу сказку.
«…Становилось теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко… Капелька сидела на своем облачке и мечтала снова вернуться на землю».
В каком состоянии находится капелька теперь? В жидком, твердом или газообразном?
(ответы детей)
Правильно, в газообразном.
Давайте с вами посмотрим, как вода превращается в пар.
Опыт 7.
«Пар – это тоже вода».
Воспитатель берет термос с кипятком. Открывает его и показывает детям пар. Над паром поставить зеркало или стекло – пар оседает на стекле, когда стекло поднимают, то с него стекают капельки воды.
Во что превратился пар?
(ответы детей)
Правильно, пар превратился в воду.
Значит пар – это тоже вода, но в газообразном состоянии.
Воспитатель: Молодцы! А теперь сделаем выводы:
- Вода бывает в каких 3-х состояниях?
(ответы детей)
Правильно, в жидком, твердом и газообразном состояниях.
- Что такое лед?
(ответы детей)
Правильно, лед – это вода в твердом (замерзшем) состоянии.
- Что такое пар?
(ответы детей)
Правильно – пар – это вода в газообразном состоянии.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – ВОДА!
Воспитатель: Ребята, я вам рассказала сказку про путешествие капельки – ее путешествие – это круговорот воды в природе.
(Воспитатель показывает большой плакат)
Дети, посмотрите на рисунок.
- Когда солнце нагревает поверхность водоемов или суши, крошечные капельки воды превращаются в пар и поднимаются высоко в воздух, там пар охлаждается, и капельки снова соединяются и образуются облака и тучи. С помощью ветра облака и тучи передвигаются в воздухе
- Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя летом, и в виде снежинок зимой.
Так происходит круговорот воды в природе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (игровая)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем. Давайте превратимся в капельки воды и побываем в разных состояниях.
Вспомним, когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие частички очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
Когда вода находится в жидком состоянии, то ее частички берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кругу и змейкой, так, как ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее частички отпускают ручки друг друга и разлетаются. Мы так же разомкнем наши руки и побегаем свободно, как легкие капельки пара.
Молодцы! Хорошо отдохнули!
Воспитатель: Ребята, я приготовила разрезанные картинки. Сложите их, пожалуйста, и скажите, что у вас получилось.
(дети складывают картинки и называют, что получилось)
Воспитатель: Ребята, скажите, в каком состоянии изображена вода на ваших картинках?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. А теперь вспомните, что мы сегодня делали? Что узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Все хорошо справились с заданиями. Вы все очень хорошо работали сегодня, ставили опыты, отвечали на вопросы. Всем вам большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Интересное занятие по Экспериментированию с детьми. На заметку воспитателям....
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».
...
«ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ...
«Круговорот воды в природе. Свойство воды».Конспект НОД по исследованию обьектов живой и неживой природы; с применением ИКТ-технологии
Развивать представления детей о разнообразных свойствах воды...