«Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе Тема: «Ю. А. Гагарин – первый космонавт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
НОД для детей подготовительной группы к Дню Космонавтики. Тематика: краткие сведения о Ю. А. Гагарине, о качествах космонавта, о профессиях, связанных с космосом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gagarin.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, познавательно - экспериментальная, коммуникативная, конструирование.
Участники проекта: дети и воспитатель подготовительной группы.
Цель: формировать представления детей о профессии космонавт.
Задачи:
- познакомить с профессиями, связанными с космосом;
- расширить представления о качествах космонавта;
- развивать любознательность, речь;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, одну из первых в освоении космоса;
- развивать конструктивные способности детей.
Целевые ориентиры дошкольного образования: развивать любознательность и познавательную мотивацию, развивать воображение и творческие способности детей, обогащение активного словаря, проявление инициативы и самостоятельности в конструировании, активно взаимодействовать со сверстниками.
Предварительная работа: индивидуальные беседы на тему «Что ты знаешь о космосе?», рассматривание иллюстраций на тему «Космос», чтение рассказа В. Бороздина «Первый в космосе», чтение рассказа Ю.А. Гагарина «Грустная история Найдёныша».
Словарная работа астрономы, телескоп, конструкторы, невесомость, трудоёмкий.
Материал и оборудование: иллюстрации космоса; профессий астронома, конструктора. Портрет и иллюстрации о Ю. А. Гагарине, В. Терешковой, К. Э. Циолковского, С. П. Королёва. Иллюстрации тренировок космонавтов. Иллюстрация космодрома Байконур, слайды о космосе, мультимедийная установка. Иллюстрации Белки и Стрелки, картинки с профессиями.
Напольный конструктор, шапочки космонавтов.
Организационный компонент
I. Дети сидят на стульях, расставленных полукругом на ковре. Идёт просмотр слайдов о космосе (2 мин). Воспитатель:
- Ребята, вы догадались о каком приближающемся празднике мы будем сегодня говорить? Кто знает, когда отмечают этот праздник? Что вы знаете о нём, о космосе? Какие знаете планеты?
- Издавна людей привлекал космос, Вселенная. Много разных было догадок. Лишь астрономы положили начало исследованию космоса. Астрономы, это кто? Какими приборами они пользуются?
Среди них был наш учёный К. Э. Циолковский (показ портрета). Он первым задумался об изобретении ракеты.
Потом и другие учёные, конструкторы (объяснить слово) стали много думать и стали изобретать спутники и ракеты. Но не все они прошли испытания.
- Почему? Какой должна быть ракета?
Она должна быть прочной, из специальной стали, чтобы ей были нипочём ни солнечные лучи, ни метеориты. Она должна пройти полосу притяжения, уметь приземляться, в ней должно быть удобно космонавтам, вместиться всё необходимое оборудование, специальное питание, ведь в космосе невесомость (объяснить слово) и всё предметы плавают. Ракета должна пройти испытания.
Но сначала в космос на спутниках летали мыши, кошки, собаки, морские свинки. Вот Белка и Стрелка (показ иллюстрации). Но животные не умеют говорить, поэтому для них изобретали специальное оборудование, которое улавливало бы сигналы их мозга, а на Земле учёные смогли бы их расшифровать.
- Как вы думаете удобны были эти космонавты? Это был очень трудоёмкий (объяснить) труд. Тогда учёные задумались о том, чтобы отправить в космос человека.
С. П. Королёв (показ портрета) - конструктор изобрёл ракету для человека. Выбор пал на Ю. А. Гагарина. Он был тогда лётчиком.
Его очень долго и тщательно готовили, тренировали, проверяли врачи, обучали, испытывали на разных тренажёрах (показ тренировок космонавтов).
И вот 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур (показ иллюстраций) стартовала ракета «Восток – 1» с первым в мире человеком на борту. На Гагарине был одет специальный скафандр, шлем, помогающие ему находиться в космосе. Его корабль сделал один оборот вокруг Земли за 108 минут.
Он летел в межпланетной мгле,
Совершив вокруг Земли виток.
А корабль назывался «Восток»,
Его знает и любит каждый
Был он юным, сильным, отважным.
Помним взгляд его добрый с прищуром,
Его звали Гагарин Юра!
Возвращение Гагарина ждала вся планета, его встречали на Красной площади (показ иллюстрации), о нём писали в газетах и журналах, показывали по всем каналам телевидения. За этот подвиг Ю. А. Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза, он был награждён наградами. Это было важное событие во всём мире.
- Давайте и мы разомнёмся.
Физминутка:
Мы ногами – топ, топ, топ,
Мы руками – хлоп, хлоп, хлоп,
Мы глазами – миг, миг, миг,
Мы плечами – чик, чик, чик.
Раз - сюда, два – туда, поднимать и опускать плечи
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели, встали,
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч:
Раз – два, раз – два.
II. Воспитатель продолжает беседу:
В одном из полётов на самолёте во время учения случилась беда, управление самолётом сломалось. Ю. А. Гагарин, прыгая на парашюте, не смог правильно приземлиться и погиб. Но весь мир будет помнить о нём.
Сейчас в мире известно много космонавтов.
- Кого из космонавтов знаете вы? Это В. Терешкова – первая женщина, С. Савицкая, А. Леонов, В. Комаров, А. Гречко и другие (показ портретов). Есть целый Звёздный городок, в котором живут и работают космонавты, конструкторы, учёные. Там создана школа космонавтов. Наши космонавты дружат с космонавтами других стран, обмениваются опытом, совершают стыковки кораблей в космосе.
Дид/игра «Найти профессию, связанную с космосом» (космонавт, астроном, конструктор среди других)
- А каким по вашему мнению должен быть космонавт? (ответы детей)
Чтобы стать космонавтом нужно с детства стремиться к этому. Космонавт должен быть: добрым, смелым, отзывчивым, решительным, настойчивым, выносливым. Он должен любить свою Родину, природу и свой народ. Нужно хорошо учиться в школе и заботиться о своём здоровье – чистить зубы, делать зарядку, заниматься спортом, любить физкультуру. Защищать маленьких и слабых. И, конечно же, много знать и всем интересоваться.
- Интересно вам было сегодня? Что нового вы узнали?
III.
- Я предлагаю вам стать конструкторами и построить свою ракету, а потом мы все вместе полетим в космос.
Воспитатель предлагает детям договориться, кто что будет строить из большого конструктора, распределить обязанности между собой. Назначает двух главных конструкторов, которые будут отвечать за ракету и направлять детей. Сам воспитатель наблюдает со стороны, подсказывает, незаметно направляет и руководить детьми. Когда ракета построена воспитатель предлагает детям занять свободное пространство группы, раздаёт шапочки и все вместе выполняют подготовку к полёту:
Удобно ли сидит шлем – повороты, наклоны головы;
Проверка скафандра – ощупывают себя;
В открытом космосе космонавт может двигаться с помощью специального устройства в ранце, который у него на спине – проверяем крепко ли держится ранец: поднятие и опускание плеч, круговые движения;
Хорошо ли застёгнуты молнии и пряжки – повороты и наклоны корпуса, круговые движения туловища;
Плотно ли прилегают перчатки к рукам – вращательные движения кистей рук, махи руками, вытягивание рук вперёд, вверх;
Как работает радио, не барахлит – полуприседания, прыжки на двух ногах на месте;
Сапоги не жмут – подниматься на носки и пятки;
В порядке ли «отопительная система» скафандра? Легко ли в нём дышать? – вдох – руки вверх, выдох – руки вниз.
- Готовы к полёту?
(обговорить правила игры и распределить роли)
- Прошу занять места космонавтов девочек, а теперь пройдут мальчики. На старт, внимание, вверх….
Далее дети играют сами столько, сколько захотят. Воспитатель со стороны наблюдает за тем, как разворачивается сюжет, подсказывает, незаметно выводит из игры тех, кто наигрался. В конце можно отметить лучших космонавтов, в чём они проявили себя и предложить вместе убрать или оставить ракету на вечернее время.
Рефлексивный компонент
Целью данной образовательной деятельности явилось: расширить представления детей о профессии космонавт, о том, какими качествами должен он обладать. Сообщить элементарные сведения о других профессиях, связанных с космосом. Для достижения этой цели были поставлены несколько важных задач, которые были успешно решены. Детям были интересны сведения, многие делились своими знаниями. В этом мне помогла ситуация сотрудничества, в которой дети слушали и дополняли, а также наглядные пособия, слайды и предварительная работа. Вопросы поискового характера заставляли детей думать и размышлять. У многих детей сформировалось чувство гордости за нашу Родину, за то, что первым космонавтом в мире был наш Ю. А. Гагарин.
В группе царила благоприятная эмоционально – психологическая атмосфера для общения воспитателя и детей. Полученная информация, атмосфера в группе послужили благодатной почвой для перехода к конструированию ракеты и обыгрыванию постройки. Дети вдохновились, каждый старался внести свой вклад в постройку, но в тоже время работали сплочённо, договаривались и слушали «главных космонавтов». Особый настрой к перевоплощению создала «подготовка к полёту», дети получили эмоциональный заряд, который в дальнейшем помог им выполнять правила игры и контролировать свои действия
Непосредственно – образовательная деятельность прошла на высоком познавательном уровне, детям было интересно, усталости не было и следа. Игра продолжалась с перерывом до вечера и на следующий день дети продолжили игру в космонавтов.
Для расширения кругозора необходимо продолжать знакомство детей с космосом и профессией космонавт, использовать для этой цели художественную литературу, сюжетно – ролевую игру, настольные игры о космосе. Но ещё не все дети проявляют интерес к такой сложной теме, с ними нужно проводить индивидуальную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Встреча с художником»
Формирование элементарных представлений о видах живописи...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: «Путешествие в королевство шашек».
Задачи :1) формировать элементарные математические представления; учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении; учить распознавать фи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе тема: «Космос». Цель: способствовать формированию целостной картины мира.Интеграция обр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе по теме: «Русская народная кукла».
Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории русского народа, их традиций и развитию любознательности у старших дошкольников....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Герб».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы на тему «Герб».Составила старший воспитатель Шурховецкая Ирина Александр...
План непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: "Задания от бабы Яги"
Создание условий для формирования математических представлений детей....
План непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей подготовительной группы Тема: "Задания от бабы Яги"
Создание условий для формирования математических представлений детей....