Конспект НОД по правилам дорожного движения (старшая группа)
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вечканкина Галина Григорьевна

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить с элементами дороги;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

-Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения. 

 

Активизация словаря:
          - Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
          - Закрепить в речи названия дорожных знаков. 
         МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: дорожные знаки.
 

Занятие начинается с игры.

 

Волшебная палочка

Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он обращается с вопросом к одному ребенку. Если тот отвечает верно, то ведущий передает ему «волшебную палочку» и отвечающий становится ведущим. Остальные ребятишки выражают свое мнение относительно ответа: хлопают в ладоши, если считают ответ правильным, или топают ногами, если думают, что ответ дан неверный.

 

Вопросы для игры:

- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы.)

- Где можно переходить улицу? (По переходам.)

- Какие переходы вы знаете? (Наземные, подземные.)

- Какой переход самый безопасный? (Подземный.)

- Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть налево, дойти до середины дороги – посмотреть направо, затем пройти остальное расстояние.)

- Вы сошли с автобуса, вам нужно перейти на другую сторону улицы. Как это сделать правильно? (Дождаться, когда автобус уедет, и лишь после этого перейти улицу в предназначенном для этого месте.)

- А с какой стороны нужно обходить троллейбус? (Спереди.)

- Почему опасно перебегать улицу? (Потому что, кроме пешеходов, на улицах есть машины.)

Незнайка (появляется во время игры.) Здравствуйте! Я приехал к вам из маленького и красивого города. В нем много цветов, и поэтому он называется Цветочным. В нем живут веселые и дружные коротышки.

Воспитатель. Ребята, а вы узнали нашего гостя? Конечно, это Незнайка! Мы очень рады, что ты приехал к нам. Незнайка. Но  я вижу, что ты чем-то огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось, из-за чего ты расстроен?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

                   Я растерялся, я пропал.

                   Не знал сигналов светофора,

                   Чуть под машину не попал.

 

                   Кругом троллейбусы, трамваи,

                   То вдруг автобус на пути.

                   Признаться честно, я не знаю,

                   Где мне дорогу перейти.

 

                   Ребята, вы мне помогите

                   И, если можно, расскажите,

                   Дорогу как переходить,

                   Чтобы под транспорт не угодить.

Ребята, я очень рад, что нашел вас. Вы так хорошо знаете правила дорожного движения, что сможете разобраться в письме, которое я получил. Вот это письмо.

Воспитатель показывает конверт, а вот от кого оно, здесь не написано. Видимо, мы должны сами это выяснить, отгадав загадку (загадка написана на конверте).

                             Чтоб тебе помочь, дружок,
                             Путь пройти опасный,
                             День и ночь горят огни:
                             Зелёный, желтый, красный.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто Незнайке прислал письмо?

Дети: Светофор.

Воспитатель достаёт письмо из конверта и зачитывает детям:

«Незнайка, мне очень нужна твоя помощь. Дело в том, что мой дядя Светофор Светофорыч сломался и не может регулировать движение на своем перекрёстке. В связи с чем пешеходы и водители автомобилей не хотят уступать друг другу путь. Мы с дядей очень переживаем, как бы не случилось беда.

Мы вам будем очень признательны, если ты нам окажешь помощь в наведении порядка на перекрёстке Светофор Светофорыча.

С уважением, Светофорик! »

Воспитатель. Ребята, надо помочь Незнайке. Давайте поможем и Незнайке и Светофорику.

Дидактическая игра «Наведи порядок»

Воспитатель обращает внимание детей на макет перекрёстка, на котором заранее расставлены фигурки домов, машин и т. д. с несколькими ошибками (машинка стоит на тротуаре, пешеходы на проезжей части, создана ситуация ДТП и т. д.). Внимание: на макете не должно быть светофора!

Воспитатель. Посмотрите, ребята, а вот и тот самый перекрёсток Светофора Светофорыча. Внимательно рассмотрите перекрёсток и расскажите о том, что здесь происходит. (Дети рассматривают перекрёсток находят ошибки и исправляют их. Всё это проходит, естественно, в форме беседы. При затруднении воспитатель даёт подсказку и задаёт наводящие вопросы.)

Воспитатель (после «наведения порядка») : Ребята, а как вы думаете, в чём причина такого беспорядка на перекрёстке?

Общими усилиями дети выясняют, что на перекрёстке отсутствует светофор (тот самый Светофор Светофорыч).

Рисование «Светофор».

(Воспитатель показывает макет светофора.)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл.

Дети. Светофор.

Воспитатель. Это не просто светофор. Это Светофорик, который прислал нам письмо и просил нас о помощи.

Светофорик. Здравствуйте, Ребята!

Дети. Здравствуйте!

Светофорик Вы нас с дядей Светофор Светофорычем очень выручили: навели порядок на перекрёстке. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы больше такого беспорядка на дороге не было?

Дети. Поставить светофор.

Светофорик. Хорошая идея! Но пока мой дядя находится в ремонте, я вам предлагаю нарисовать светофор, чтобы пешеходы и водители знали, что за ними следит светофор и впредь не нарушали правила. Вы согласны?

Дети. Да!

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на который прикреплён альбомный лист в вертикальном положении.)

Воспитатель. Ребята, вспомните, сколько «глаз» у светофора?

Дети. Три.

Воспитатель. А какого они цвета?

Дети. Красного, желтого и зеленого.

Воспитатель. А какая форма этих «глаз»?

Дети. Круглая.

(Воспитатель рисует на листе кружочки, обращая внимание детей на последовательность цветов, на приёмы работы с краской и кистью.)

Воспитатель. Как вы будете рисовать «глаза» светофора? (Дети рисуют пальцем по воздуху круг).

Воспитатель. Вот какой получился у меня светофор! А где же ваши светофоры?

Дети выполняют рисунки по теме.

Подвижная игра «Внимательный водитель».

Светофорик. Какие замечательные светофоры у вас получились. А пока ваши светофоры сохнут, я предлагаю проверить, насколько вы внимательные водители. Сейчас вы все будете водителями различных автомобилей (каждый ребёнок одевает полумаску или табличку автотранспорта и берёт игрушечный руль). Что должны делать машины, когда горит красный свет? (стоять). А когда горит жёлтый сигнал? (приготовиться, заводить мотор). А когда горит зелёный сигнал? (ехать).

(Воспитатель держит в руках картонные круги красного, желтого и зелёного цветов и по очереди поднимает их. Дети «ездят» на зелёный цвет, на красный должны остановиться, а на жёлтый – «заводить моторы». Игра повторяется 2-3 раза) .

Рефлексия.

Рисунки детей вывешиваются на стенде.

- Кто нам прислал письмо?

- Что случилось у Светофорика?

- Как мы с вами помогли Светофор Светофорычу?

- В какую игру мы играли?

- Что означают цвета светофора?

Воспитатель. Мы частенько замечаем

                                   И для вас изображаем

                                   Шалунов на мостовой,

                                   Тех, кто к правилам движенья

                                   Не имеет уваженья

                                   И рискует головой.

                                   Чтоб несчастья избежать,

                                   Просим им не подражать!

Ребенок. Вдоль по улице гонялся

                           С клюшкою мальчишка.

                           Хорошо, что жив остался,

                           В синяках и шишках.

Воспитатель. Можно ли играть на дороге?

Ребенок. Ты не в цирке! Здесь дорога!

                 Подвернется руль немного.

                 Ну кого ты удивишь?

                 Под машину угодишь!

Воспитатель. Где можно кататься на велосипеде? (Ответы детей.)

Ребенок. Девочка катает по дороге обруч.

                 Как за Любу не бояться, попадет она в беду!

                 Она несется во всю прыть –

                 Мы в большой тревоге:

                 Машину не остановить на ледяной дороге!

(Ребенок изображает, перебегает улицу наискосок.)

Ребенок. А это что еще за мода –

                 Перебегать наискосок?

                 Ты видел знаки перехода?

                 А где дорогу пересек?

Воспитатель. Покажите, дети, как ваш друг должен переходить через дорогу. (Ребята показывают, но две девочки с куклами, изображая мам с детьми, встают на переходе и разговаривают между собой, оставив детей на дороге.)

Ребенок. Заболтались две мамаши

                           И забыли все на свете!

                           Оглянитесь! Это ваши

                           Под машину лезут дети!

Воспитатель. Так для чего же, ребята, взрослым и детям необходимо выполнять Правила дорожного движения? (Ответы детей.) Правильно, для безопасности на улицах города нужно правила движенья выполнять без возраженья.


            Список литературы:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группы детского сада. Конспекты занятий. – 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с., цв. вкл.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа/ авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 262 с.

3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112с. : цв. вкл.

5. Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007 – 80

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_po_pdd.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

КОНСПЕКТ Н.О.Д. ПО ПРАВИЛАМ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

(СТАРШАЯ ГРУППА)

                                                Подготовила:

Воспитатель Вечканкина Г.Г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать знакомить с элементами дороги;

- совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи;

- Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

- Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Развивающие:

- развивать у детей азы дорожной грамоты, расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора;

-Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая;

- формировать желание соблюдать правила дорожного движения. 

Активизация словаря:
         - Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар;
         - Закрепить в речи названия дорожных знаков. 
        МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: дорожные знаки.

Занятие начинается с игры.

Волшебная палочка

Дети встают в круг, в середине – ведущий. Он обращается с вопросом к одному ребенку. Если тот отвечает верно, то ведущий передает ему «волшебную палочку» и отвечающий становится ведущим. Остальные ребятишки выражают свое мнение относительно ответа: хлопают в ладоши, если считают ответ правильным, или топают ногами, если думают, что ответ дан неверный.

Вопросы для игры:

- Как называют людей, идущих по улице? (Пешеходы.)

- Где можно переходить улицу? (По переходам.)

- Какие переходы вы знаете? (Наземные, подземные.)

- Какой переход самый безопасный? (Подземный.)

- Что нужно сделать, прежде чем переходить улицу? (Посмотреть налево, дойти до середины дороги – посмотреть направо, затем пройти остальное расстояние.)

- Вы сошли с автобуса, вам нужно перейти на другую сторону улицы. Как это сделать правильно? (Дождаться, когда автобус уедет, и лишь после этого перейти улицу в предназначенном для этого месте.)

- А с какой стороны нужно обходить троллейбус? (Спереди.)

- Почему опасно перебегать улицу? (Потому что, кроме пешеходов, на улицах есть машины.)

Незнайка (появляется во время игры.) Здравствуйте! Я приехал к вам из маленького и красивого города. В нем много цветов, и поэтому он называется Цветочным. В нем живут веселые и дружные коротышки.

Воспитатель. Ребята, а вы узнали нашего гостя? Конечно, это Незнайка! Мы очень рады, что ты приехал к нам. Незнайка. Но  я вижу, что ты чем-то огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось, из-за чего ты расстроен?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

                   Я растерялся, я пропал.

                   Не знал сигналов светофора,

                   Чуть под машину не попал.

                   Кругом троллейбусы, трамваи,

                   То вдруг автобус на пути.

                   Признаться честно, я не знаю,

                   Где мне дорогу перейти.

                   Ребята, вы мне помогите

                   И, если можно, расскажите,

                   Дорогу как переходить,

                   Чтобы под транспорт не угодить.

Ребята, я очень рад, что нашел вас. Вы так хорошо знаете правила дорожного движения, что сможете разобраться в письме, которое я получил. Вот это письмо.

Воспитатель показывает конверт, а вот от кого оно, здесь не написано. Видимо, мы должны сами это выяснить, отгадав загадку (загадка написана на конверте).

                            Чтоб тебе помочь, дружок,
                            Путь пройти опасный,
                            День и ночь горят огни:
                            Зелёный, желтый, красный.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, кто Незнайке прислал письмо?

Дети: Светофор.

Воспитатель достаёт письмо из конверта и зачитывает детям:

«Незнайка, мне очень нужна твоя помощь. Дело в том, что мой дядя Светофор Светофорыч сломался и не может регулировать движение на своем перекрёстке. В связи с чем пешеходы и водители автомобилей не хотят уступать друг другу путь. Мы с дядей очень переживаем, как бы не случилось беда.

Мы вам будем очень признательны, если ты нам окажешь помощь в наведении порядка на перекрёстке Светофор Светофорыча.

С уважением, Светофорик! »

Воспитатель. Ребята, надо помочь Незнайке. Давайте поможем и Незнайке и Светофорику.

Дидактическая игра «Наведи порядок»

Воспитатель обращает внимание детей на макет перекрёстка, на котором заранее расставлены фигурки домов, машин и т. д. с несколькими ошибками (машинка стоит на тротуаре, пешеходы на проезжей части, создана ситуация ДТП и т. д.). Внимание: на макете не должно быть светофора!

Воспитатель. Посмотрите, ребята, а вот и тот самый перекрёсток Светофора Светофорыча. Внимательно рассмотрите перекрёсток и расскажите о том, что здесь происходит. (Дети рассматривают перекрёсток находят ошибки и исправляют их. Всё это проходит, естественно, в форме беседы. При затруднении воспитатель даёт подсказку и задаёт наводящие вопросы.)

Воспитатель (после «наведения порядка») : Ребята, а как вы думаете, в чём причина такого беспорядка на перекрёстке?

Общими усилиями дети выясняют, что на перекрёстке отсутствует светофор (тот самый Светофор Светофорыч).

Рисование «Светофор».

(Воспитатель показывает макет светофора.)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл.

Дети. Светофор.

Воспитатель. Это не просто светофор. Это Светофорик, который прислал нам письмо и просил нас о помощи.

Светофорик. Здравствуйте, Ребята!

Дети. Здравствуйте!

Светофорик Вы нас с дядей Светофор Светофорычем очень выручили: навели порядок на перекрёстке. Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы больше такого беспорядка на дороге не было?

Дети. Поставить светофор.

Светофорик. Хорошая идея! Но пока мой дядя находится в ремонте, я вам предлагаю нарисовать светофор, чтобы пешеходы и водители знали, что за ними следит светофор и впредь не нарушали правила. Вы согласны?

Дети. Да!

(Воспитатель обращает внимание детей на мольберт, на который прикреплён альбомный лист в вертикальном положении.)

Воспитатель. Ребята, вспомните, сколько «глаз» у светофора?

Дети. Три.

Воспитатель. А какого они цвета?

Дети. Красного, желтого и зеленого.

Воспитатель. А какая форма этих «глаз»?

Дети. Круглая.

(Воспитатель рисует на листе кружочки, обращая внимание детей на последовательность цветов, на приёмы работы с краской и кистью.)

Воспитатель. Как вы будете рисовать «глаза» светофора? (Дети рисуют пальцем по воздуху круг).

Воспитатель. Вот какой получился у меня светофор! А где же ваши светофоры?

Дети выполняют рисунки по теме.

Подвижная игра «Внимательный водитель».

Светофорик. Какие замечательные светофоры у вас получились. А пока ваши светофоры сохнут, я предлагаю проверить, насколько вы внимательные водители. Сейчас вы все будете водителями различных автомобилей (каждый ребёнок одевает полумаску или табличку автотранспорта и берёт игрушечный руль). Что должны делать машины, когда горит красный свет? (стоять). А когда горит жёлтый сигнал? (приготовиться, заводить мотор). А когда горит зелёный сигнал? (ехать). 

(Воспитатель держит в руках картонные круги красного, желтого и зелёного цветов и по очереди поднимает их. Дети «ездят» на зелёный цвет, на красный должны остановиться, а на жёлтый – «заводить моторы». Игра повторяется 2-3 раза) .

Рефлексия.

Рисунки детей вывешиваются на стенде.

- Кто нам прислал письмо?

- Что случилось у Светофорика?

- Как мы с вами помогли Светофор Светофорычу?

- В какую игру мы играли?

- Что означают цвета светофора?

Воспитатель. Мы частенько замечаем

                                   И для вас изображаем

                                   Шалунов на мостовой,

                                   Тех, кто к правилам движенья

                                   Не имеет уваженья

                                   И рискует головой.

                                   Чтоб несчастья избежать,

                                   Просим им не подражать!

Ребенок. Вдоль по улице гонялся

                           С клюшкою мальчишка.

                           Хорошо, что жив остался,

                           В синяках и шишках.

Воспитатель. Можно ли играть на дороге?

Ребенок. Ты не в цирке! Здесь дорога!

                 Подвернется руль немного.

                 Ну кого ты удивишь?

                 Под машину угодишь!

Воспитатель. Где можно кататься на велосипеде? (Ответы детей.)

Ребенок. Девочка катает по дороге обруч.

                 Как за Любу не бояться, попадет она в беду!

                 Она несется во всю прыть –

                 Мы в большой тревоге:

                 Машину не остановить на ледяной дороге!

(Ребенок изображает, перебегает улицу наискосок.)

Ребенок. А это что еще за мода –

                 Перебегать наискосок?

                 Ты видел знаки перехода?

                 А где дорогу пересек?

Воспитатель. Покажите, дети, как ваш друг должен переходить через дорогу. (Ребята показывают, но две девочки с куклами, изображая мам с детьми, встают на переходе и разговаривают между собой, оставив детей на дороге.)

Ребенок. Заболтались две мамаши

                           И забыли все на свете!

                           Оглянитесь! Это ваши

                           Под машину лезут дети!

Воспитатель. Так для чего же, ребята, взрослым и детям необходимо выполнять Правила дорожного движения? (Ответы детей.) Правильно, для безопасности на улицах города нужно правила движенья выполнять без возраженья.


           
Список литературы: 

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группы детского сада. Конспекты занятий. – 2-е издание, исправленное. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с., цв. вкл.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа/ авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 262 с.

3. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3 – 7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 112с. : цв. вкл.

5. Шалаева Г. П. Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М. : СЛОВО, Эксмо; 2007 – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зеленый Огонек" праздник - конкурс по правилам дорожного движения старшая группа

праздник для детей старшей группы по правилам дорожного движения...

Занятия по правилам дорожного движения старшая группа

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Абс...

Конспект по правилам дорожного движения. СТАРШАЯ ГРУППА

конспект занятия по ПДД совместно с родителями старшая группа...

Конспект занятия по правилам дорожного движения.Старшая группа детского сада.Дети 5-6 лет.

Конспект по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. «Я- пешеход»Конспект по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада....

Конспект: Игра – викторина по правилам дорожного движения старшая группа «Лучший пешеход»

Цель: продолжать формировать представление о правилах дорожного движения Задачи:Образовательные: закрепить знания о Правилах дорожного движения,  дорожных знаках.Развивающие: способствовать ...