Методические рекомендации "Технология формирования начал экологической культуры"
методическая разработка по окружающему миру на тему

Методические рекомендации "Технология формирования начал экологической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_formirovaniya_nachal_ekologicheskoy_kultury.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования начал экологической культуры

через ознакомление старших дошкольников

с ближайшими экосистемами.

Специфика предложенной технологии включает в себя 3 этапа.

Целью первого этапа является: организация эмоционально-чувственного восприятия особенностей биоценоза участка детского сада  с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, формирование первоначальных представлений об экосистемах как сообществах взаимосвязанных растений и животных, обеспечивающих жизнь и развитие живых существ и каждого организма в целом.

Организация этого этапа предусматривает систематические наблюдения на целевых прогулках за растениями и обитателями участка детского сада:

  • «Что цветет на нашем участке в начале сентября?»
  • «Какие они цветущие растения?»
  • «Кто помогал цветам расти?»
  • «Как узнать ель?», «Кто может обидеть ель и как мы можем ей помочь?»
  • «Какие птицы прилетают на кормушку?»
  • «Ищем птичьи следы»
  • «Когда птицы бывают заметны?» (явление затаивания, маскировочной окраски птиц)
  • «Чем мы кормим птиц и что они особенно любят?»
  • «Растения нашего участка»
  • «Где можно найти божью коровку?»
  • «Где растут одуванчики, чем они отличаются?»

 

Содержание прогулок: дать детям представление о том, что в данном сообществе растения и животные приспособлены к благоприятной для них среде обитания, особенности их внешнего вида, потребности обусловлены определенными жизненными условиями. В этом, помимо наблюдений на прогулках, помогает многочисленная научно-популярная и методическая литература.

  • Серия о растениях В. Зотова 

(деревья: «Тополь», «Черемуха», «Рябина», «Липа», «Ель», «Сосна; кусты: «Шиповник», «Акация»; травянистые растения: «Костяника», «Земляника»);

  • Серия рассказов И. Соколова-Микитова («Первые цветы», «Цветы леса», «Одуванчики», «Ромашки», «Скворцы», «Воробьи» и т.д.);

  • Стихи В. Мусатова: «Осиновые ветки», «Рябина», «У елок»;

  • Стихи И. Токмаковой: «Осинка», «Сосны», «Ели»;

  • Сборник сказок Вл. Зотова:

«Лесная мозаика» (сказки о березе, вязе, клене, лопухе, одуванчике, осоке, подорожнике; сказки о птицах: Ворона», «Галка», «Дятел», «Синица», «Сорока»);

  • Ю. Дмитриев «Лесные малыши».

и другие.

Этот материал формирует у детей эмоционально-положительное отношение к растительному и животному сообществу детского сада и леса.

Цель второго этапа: учить определять место произрастания растений, их ярусность, место проживания животных, их «прикрепленность» к определенному ярусу растений.

Реализация данного раздела технологии также предполагает организацию целевых прогулок на участок детского сада, на которых проводится сравнение внешнего вида детского сада и участка:

  • «Похожи ли они? Есть ли этажи на участке?»

Вместе с детьми уточнить, что на участке этажи расположены по другому: 1 этаж – самые высокие деревья. Выяснить, какие это деревья. Закрепить название в игре «Дуб-дубок, выручай дружок» (игра в пятнашки).

Затем с детьми закрепляется видовой состав растений 2 и 3 ярусов: кустарников и травянистых растений.

Самый малоизвестный этаж зеленого участка – нижний ярус, который населяют травянистые растения. Например, важно знать, что весной первыми появляются хвостики злаковых растений, затем розетки первоцветов, одуванчика, подорожника, пастушьей сумки.

На занятиях по ознакомлению используется разнообразный наглядный материал: модель А. Федотовой «Этажи леса», пейзажи леса и города, фотографии, а также проводятся специально разработанные занятия: С. Николаевой «Беседа о лесе», А. Федотовой «Лес – многоэтажный дом». Основой занятия по данной теме может стать чтение рассказов Ю. Дмитриева «Что такое лес?», «Рассказ о кустах и деревьях».

Для ознакомления детей с живыми обитателями участка и леса (пернатыми, насекомыми, животными) использовались занятия, разработанные С.Н. Николаевой «Что за зверь!» (по рассказу Е. Чарушина), «Как лесные звери к зиме готовятся», «Как лесные звери зиму проводят», «Весна в жизни лесных зверей», «Как люди помогают лесным обитателям», а также следующая литература:

  • Л. Молодова «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики»; «Прогулка по лесу», «Муравьи» и др.
  • Книга Р. Каука «Медвежонок Миша: узнаем зверей».
  • Книга Вл. Зотова серия о животных, а также серия «Этот жужжащий, ползающий, летающий мир (о насекомых).

Для обобщения и систематизации знаний используется игровое упражнение «Рассели по этажам».

Цель третьего этапа: формирование представлений детей о животных экосистем, особенностях их внешнего вида и образа жизни, межвидовых взаимоотношениях друг с другом и с растениями.

Решение задач этого этапа происходит при помощи использования предметных и сюжетных картин, например, из серии С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой: «Семья ежей», «Белки с бельчатами в летнем лесу», «Заяц в осеннем лесу», «Белки и осенью» и др., а также набора фото открыток с изображением различных животных, птиц, насекомых.

Применение картин в игровых упражнениях: «Найди отгадку», «Кто быстрее найдет и покажет» используется для закрепления названия животных, их внешнего вида.

Особая роль на этом этапе отводится демонстрации и составлению различных моделей, в частности:

  • Модель «маскировка» С.Николаевой

  • Модели-макеты «Формы защиты от врагов»

  • Модель Н. Ветровой «Особенности внешнего вида животных»

  • Составление моделей «Цепи питания» по С. Николаевой

На материале игрового занятия Л. Молодовой «Как солнышко лису кормит» детям раскрывается простейшая пищевая цепь: «трава – травоядное - хищник».

Использование игр О. Газиной: «Хищник - добыча», «Лисы и зайцы», «Кто кому нужен?» уточняет представления детей об экологических связях, существующих в природе.

Использование чтения рассказов В.Н. Танасийчука  из книги «Экология в картинках» раскрывает детям основные понятия и законы экологии. Содержание рассказов направлено на ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы») с взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы»).

Чтение книги совмещалось с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем природном окружении, беседами, рассматриванием картин.

Таким образом, ознакомление детей с далекими и близкими явлениями природы выстраивается в одну общую систему работы, повышающую уровень экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ "Использование пейзажной живописи в формировании начал экологической культуры"

В своей работе я постаралась объединить два наиболее эмоциональных вида детской деятельности – изобразительная деятельность и экологическое воспитание, взяв из одного  - пейзажную живопись, а из ...

Формирование начал экологической культуры.Конспект занятия в средней группе.

Дать детям первоначальное представление о том, что в лесу живут разные животные, что лес дает им  не только кров, но и пищу; учить различать этих животных по особенностям внешнего вида....

Педсовет «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

1.Вводное слово по теме педсовета «Формирование начал экологической культуры у дошкольников».2.Анализ результатов тематической проверки по экологическому воспитанию....

Формирование начал экологической культуры.

экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста...

Консультация по экологическому воспитанию «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Представленная консультация, поможет родителям показать своим детям- ничем незаменимую ценность и красоту природы. И понять, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле....