Конспект занятия по формированию экологических представлений "Стайка снегирей"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Синицына Ольга Александровна

Занятие по экологии в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_stayka_snegirey.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений

в средней группе «Стайка снегирей»

(по программе «Воспитание в детском саду» М.А. Васильевой и В.В. Гербовой)

Программное содержание. Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их.

Материал. Картинки с изображением снегирей на ветках рябины, гнезда снегирей с птенцами, яиц снегирей. Видеофильм про снегирей. Раскраски с изображением снегиря, цветные карандаши на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель. Дети, мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада? (Ответы детей.) Зимой в кормушку прилетают синички, голуби, воробьи и другие птицы. Сегодня мы поговорим еще об одной удивительно красивой птице. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить ее нельзя.

Педагог читает стихотворение А. Прокофьева:

Выбегай поскорей,

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес ...

Воспитатель включает видеофильм про снегирей (2 мин)

Воспитатель показывает картинку с изображением снегиря. Это птичка чуть побольше воробья. Снегиря всегда можно узнать по яркой окраске. Грудка у снегирей-самцов ярко-красная, а у самочек - темно-серая. С виду грузный и флегматичный, снегирь проявляет удивительную ловкость на тоненьких веточках, где объедает зимние почки.

А теперь ребята давайте послушаем песенку снегиря.

Воспитатель включает аудиозапись с голосом снегиря. Голос снегиря - негромкий свист («фьють-фьють»). Пение - довольно тихое и маловыразительное, в нем много скрипучих и шипящих звуков.

Ребята, а как вы думаете, снегирь перелетная птица или зимующая (ответы детей). Правильно, снегирь  - зимующая птица, она зимой никуда не улетает, а приближается к жилью человека, с наступлением весны снова улетает в леса.

 Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Как вы думаете, что такое стайка? (Ответы детей.) Стайка - это много птиц, которые летают вместе. Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит, скоро выпадет первый снег.

Весной снегири строят гнезда в лесу. Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (Ответы детей.) Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами - мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Весной снегири откладывают яйца и ждут маленьких птенчиков. Самка насиживает яйца, а самец заботливо приносит ей корм.

Педагог сопровождает рассказ картинками.         

Проводится Физкультминутка «Путешествие в зимний лес»

Мы пришли в зимний лес. (Ходьба на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес. (Поворот головой.)

Направо – елочка стоит. (Поворот туловища направо.)

Налево – береза на нас глядит. (Поворот туловища налево.)

Белый зайка проскакал,

От лисы он убежал. (Прыжки.)

Серый волк по лесу рыщет,

Он себе добычу ищет. (Вытягиваем туловище вправо и влево.)

Спрячемся от него сейчас,

Не найдет тогда он нас. (Приседаем и прячем лицо за руками)

Прилетели снегири,

Как красивы они! (Имитируем руками взмахи крыльев.)

В лесу тишина и покой,

А нам пора возвращаться домой. (Ходьба на месте.)

Дети садятся за столы.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, чем питаются снегири? Педагог обобщает ответы детей: «Снегири питаются семенами различных трав, деревьев и кустарников. Мы с вами видели на прогулке, что около рябины были разбросаны ягоды. Это снегири полакомились рябиной. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод».

Педагог раздает раскраски с изображением снегирей.

Воспитатель. Дети, вам наш снегирь принес подарок. Это картинки с его изображением, только они не очень красивые, черно—белые. Давайте разукрасим их. А для этого нужно внимательно посмотреть на снегиря и описать его. Педагог обобщает ответы детей: «Снегирь - красивая птица, перья у него разных цветов. Грудка красная. У снегирей-самцов грудка ярко-красная, а у самочек темно-серая. Над хвостиком белое пятнышко, спинка голубовато-серая, голова, крылья и хвост – черные».

Дети разукрашивают снегирей.

Воспитатель. Сегодня мы с вами познакомились с удивительными птицами – снегирями. Если вы будете внимательны, то можете зимой на улице, во дворе или в парке увидеть этих красивых красногрудых птиц. Если вы хоть раз видели снегирей, то никогда уже не забудете их красоты.

Список литературы:

1.Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. М., 2010, стр.27-29.

2.Снегирь. Видео на запорожском портале http://www.portall.zp.ua/?c=video&q=%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%80%D0%B8

3.Снегирь – птица 2008 года. Всё о снегире от команды Цивильской СОШ № 1. // Птичий сайт. http://pticy307.narod.ru/snegir.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Чудесные листья" (ОО "Познание)

В этом конспекте осуществляется интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Коммуникация". Вначале занятия беседуем о времени года,дается понятие что...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....