Конспект занятия ао формированию экологических представлений "И это все декоративные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Синицына Ольга Александровна

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_i_eto_vse_dekorativnye_ptitsy.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию экологических представлений

                               в подготовительной группе

                            «И это все декоративные птицы»

Цель: формирование общих представлений о птицах, естественнонаучных представлений, закрепить знания о строении тела птиц, познакомить с видами перьев, их строением и предназначением, развивать речь, воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход занятия:

  1. - Ребята сегодня я хочу с вами продолжить беседу о птицах. Давайте вспомним, каких птиц вы знаете.

Дети перечисляют.

- Скажите мне, как называются птицы, которые улетают от нас в теплые края?       - Перелетные.

- А как называются птицы, которые остаются? – Зимующие.

- Молодцы!

- Я вас сегодня хочу познакомить еще с одним видом птиц. Называются они – декоративные. Это те птицы, которые живут у людей дома в основном это канарейки и попугаи. (Показываю картинки с изображением попугаев и канарейки). И сейчас Яна нам расскажет, что она узнала о волнистых попугаях.

Яна рассказывает доклад, приготовленный дома.

- Молодец! Садись!

  1. - А еще, я сегодня я хочу вас познакомить со своим другом, я его пригласила к нам в гости. Только я попрошу вас не шуметь, а то мой друг испугается. Звать его – Кеша. Это – попугайчик! Правильно!

Вношу клетку с птицей.

- Давайте мы с вами рассмотрим эту птицу.

- Из каких частей состоит тело птицы? – Голова, туловище, хвост, крылья и ноги.

- Что есть на голове у Кеши и у всех птиц? – Ответы детей.

- А есть ли уши? – Есть, но их не видно из-за перьев.

- А клюв – это рот или нос? – Рот.

- Скажите мне, пожалуйста, какие конечности есть у птиц? – Крылья и ноги.

- Давайте рассмотрим ноги. Они покрыты в верхней части перьями, как и у всех птиц, а в нижней части ноги у попугаев покрыты кожей, а у всех птиц чешуйками. Посмотрите, на пальцах длинные, острые, загнутые назад когти.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда направлены?

- Как вы думаете, почему пальцы у птиц именно так расположены? – Чтобы они могли    сидеть на палочках, веточках, на жердочке.

- А мы так можем сидеть? Давайте проверим.

Эксперимент с палками.

Вывод: человек не может сидеть на жердочке, как птица. У него стопы так не гнуться. Человек привык ходить по ровной поверхности.

  1. - Давайте теперь, расскажем чем покрыто тело птиц. – Перьями.

- Как они окрашены? (показать картинки других попугаев)

- Почему у попугаев такая яркая окраска? – Потому что в природе они живут в тропических лесах, где много зелени, цветов, т.е. много красок в природе. И поэтому хищникам трудно заметить его.

- Посмотрите, на щечках у Кеши, как и у всех волнистых попугайчиков, темные точки. По этим точкам представители одного вида узнают друг друга.

- Скажите, везде ли перья у птиц одинаковые по размеру? – Нет, не везде.

- Самые короткие на голове, потом они становятся все длиннее и длиннее. И самые длинные на крыльях и хвосте. Направлены перья спереди назад и как чешуйки налегают друг на друга.

- Как вы думаете, почему перья расположены таким образом? – При полете перья не топорщатся и не мешают движению птиц. А еще при полете из-под перьев не выдувается тепло.

- Давайте сейчас мы пройдем к столу и узнаем, какие перья нужны птицам для полета.

  1. – Возьмите в руку длинное перо.

Дети берут контурное перо.

- Давайте рассмотрим его. Видите трубочку по середине пера – она называется стрежнем. Он твердый и прочный. К стрежню прикреплена широкая, но тонкая часть пера. Она называется опахало. Теперь возьмем лупы и рассмотрим строение пера. Видите полосочки-бороздочки. Попробуйте разорвать аккуратно в одном месте опахало. Давайте теперь посмотрим в лупу на перо.

- Что видно на месте разрыва? – Маленькие крючочки, которые сцепляют бороздки пера.

- А теперь проведите двумя пальчиками вдоль разрыва от стержня к краю опахала. Удалось соединить крючочки?

- У птиц это получается лучше. Они часто чинят свои перышки, потому что при полете птицы могут задеть перьями за какой-нибудь предмет и бороздки разрываются. Тогда птицы проводят клювом вдоль бороздок, и они соединяются.

- Теперь рассмотрим другое перо. Как оно устроено, вы можете уже сказать? - ответы детей. (Перо короче, тоже есть стержень, но он тоньше и не такой прочный).

- Давайте рассмотрим его в лупу (опахало не сцеплено, бороздки более нежные и они не сцеплены и торчат в разные стороны).

  1. – Я вам предлагаю сейчас проверить, как перья поведут себя в воздухе.

 Возьмите первое перо, встаньте, поднимите как можно выше и выпустите из руки. А теперь возьмите второе перо и сделайте то же самое. Что вы заметили?

Вывод: второе перо летит медленнее и опускается более спокойно, чем первое.

- Теперь давайте бросим от себя сначала первое перо как можно дальше, а потом второе перо. Что получилось? – Первое перо летит дальше, а второе упало тут же.

- Подкиньте вверх оба пера. Какое улетает выше? – первое перо улетело выше.

- Молодцы! Садитесь.

- И так как, вы думаете, с помощью, каких перьев птице удобнее летать? С помощью длинного пера или короткого? – Ответы детей.

- Правильно, с помощью длинного пера. Такие перья для полета у птиц называются – контурные перья. Запомнили! Кирилл повтори, как называются перья для полета? – Контурные.

- А как называются эти перья (показываю пуховые) и для чего они нужны птице, мы с вами узнаем на следующем занятии.

  1. - А сейчас давайте вспомним, с каким видом птиц мы с вами сегодня познакомились – С декоративными птицами.

- Мы можем сидеть как птицы на жердочке. – Нет, не можем.

- Почему?

- Из каких частей состоит перо? – Перо состоит из стержня и опахало.

- Для чего птицам нужно вот это длинное перо? – Птицам оно нужно для полета.

- Как это перо называется? – Это перо называется контурным.

- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались. На этом наше занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений во второй младшей группе на тему: "Чудесные листья" (ОО "Познание)

В этом конспекте осуществляется интеграция образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Художественное творчество", "Коммуникация". Вначале занятия беседуем о времени года,дается понятие что...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в средней группе на тему: "Лесное царство" (ОО "Познание")

Цель занятия Уточнить и расширить представления детей о лесе. Занятие начинается с отгадывания загадок про деревья, затем проводится игра с листочками, потом "с какого дерева листок"После игр снова от...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».

Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....