НОД в старшей группе по ФЦКМ "Для дорогого гостя и ворота настежь"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
моя разработка НОД по формирование личности ребенка через устное народное творчество. поможет воспитателей познакомить детей с приметами, пословицами, поговорками отправившись в гости в "сказочную комнату".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_v_starshey_gruppe_tema_dlya_dorogogo_gostya_i_vorota_nastezh.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД в старшей группе по ФЦКМ
Тема : «Для дорогого гостя и ворота настеж»
Цель: приобщить детей к традициям русского народа, используя: устное народное творчество.
Задачи: расширять и обогащать социально-нравственный и эмоциональный кругозор детей. Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию устного народного творчества, национального быта, фольклора.
Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарь детей.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы о сказках, рассматривание иллюстрации, экскурсия в музей краеведения.
Оборудование: подкова, лапти, лукошко, карточки с загадками., короб, сувениры.
Ход НОД:
Гостей встречает хозяйка в русском сарафане, у порога группы, двери в группу заперты.
- Здравствйте гости дорогие! Милости просим на широкий двор. Как говорили в старину: праздник придет, гостей приведет. Гость на гость – хозяину радость. Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Сегодня мы распахнем ворота в мир сказки. Помните как сказано у А.С. Пушкина в сказке о царе Салтане: «Пристают к заставе гости ; князь Гвидон зовет их в гости: а нас в гости зовет сказочная комната. (уголок группы оформлен с стиле русской избы, перед дверью лежит подкова)
Посмотрите – подкова. Вы наверное знаете для кого она предназначена? (ответы детей)
- Возьмем подкову. Говорят это хорошая примета найти подкову. К счастью. В древние времена, да и сейчас люди верили в разные приметы. Таких людей называли суеверными.
- А вы знаете какие- ни будь приметы? Вот например кошка черная дорогу перебежала. Или девица с пустым ведром по дорогу встретилась?
Есть приметы и вовсе чудесные, на сказку похожие. Вот почему они любят нашу «Сказочную комнату» - так и наровят проскользнуть в неё. Сказка не очень-то их жалует. Говорит им всякий раз «люди вас осуждают, запрещают верить в вас, не ходите за мной, вы подрываете уважение ко мне. Но это не помогает. Как только Сказка где появляется – суеверия с приметами за ней увязываются. Мы такие же как ты- твердят ей. Мы на тебя похожи. Можем быть такими же невероятными и таинственными, добрыми и злыми, веселыми и страшными как ты. Не прогоняй нас. Так и ходят за ней неотвязно, как нитка за иголкой. Махнула на них Сказка рукой: так и быть, пусть живут, родня все таки. Свой своему поневоле друг.
И вправду, ведь у Сказки большая семья. Легенды, предания, поверья, суеверия. Хоть и седьмая вода на киселе, и все не чужие.
_ заболтались мы, комната нас ждет. Вот и дверь. А чтоб войти в эту дверь нужно рассказать откуда гости прибыли, далеко ли живете? Не из заморских ли стран путь держите?
- не пойму в чем дело? Подкова помогай! Тольо обратилась я к подкове за помощью, сразу вспомнила одну поговорку : «Доброе слово и железные ворота отопрет» давайте мы с вами вспомним поговорки о добре.
_Нет худа без добра.
Добро не умрет, а зло пропадет.(дверь открывается, хозяйка заглядывает в комнату, на пороге лежит лапоть)
- Ой, что-то лежит у порога. На всякий случай обойдем его, не задевая. Может быть, это опять какая-ни будь примета.
Кто же это подбросил его нам? Может быть , золушка убегала с бала? Но у золушки была маленькая ножка, а это лапоть на большую ногу. Ребята, а какой же сказочный герой ходил в лаптях?
Действительно в лаптях раньше ходили простые, небогатые люди. Посмотрите из чего сделан лапоть. Сделан он из древесной коры. Но той, что внутри, под верхней корочкой спрятана. Как у хлеба , сверху корочка твердая, а внутри хлеб мягкий. Так и у дерева липы сверху грубая, а под ней мягкая нежная, и называется лыком. Из лыка плетут туески, лукошки, вяжут лапти. С лукошком можно и по грибы и по ягоды ходить.(в лукошке загадки о сказочных героях)
А еще из лыка можно короб сплести. Когда мы разговариваем то слова тоже связываем одно с другим вяжем свой рассказ, плетем свою историю. Есть особые любители плести небылицы, про таких говорят наплел с три короба. А вот кто не может ничего толком сказать говорят двух слов связать не может (Проводится пальчиковая игра)
Раньше люди наблюдали за матушкой природой. И вот какие приметы дошли до наших дней.
Ласточки низко летают к дождю, высоко- к хорошей погоде.
Воробьй в пыли купаются, щебечут – к дождю.
А если дождь с узырями, то ненадолго скоро пройдет.
Ну что ж в гостях побывали пора и честь знать, домой пора возвращаться. ( подведение итога, что запомнилось, что понравилось)
Хозяйка на память раздает угощение и небольшие сувениры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе "Город безопасных дорог"
Обучение детей правилам дорожно-транспортного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в детском саду....
Конспект и презентация непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». Для старшей группы. На тему: «Новый год у ворот»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».Для старшей группы....
Конспект итоговой НОД по ФЭМП в старшей группе « Путешествие по дороге в подготовительную группу».
Итоговое занятие в старшей группе по ФЭМП...
Сценарий фольклорного праздника «Весенняя ярмарка» для детей старшей группы «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»
Цель: развитие у детей эмоционального отклика на весеннее проявление природы....
Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Новый год у ворот»
Актуальность проблемы: Дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с народными традициями, в том числе и праздниками. Одним из самых любимых праздников дети называют Новый год. Одна...
Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы: «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»
Сценарий фольклорного праздникадля детей старшей группы:«Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»...
Проект для детей старшей группы на тему «Новый год у ворот»
Проект для детей старшей группы на тему «Новый год у ворот»...